Пешком по облакам
Когда-то давным-давно (предположительно, когда деревья были большими), попалась мне с друзьями книга о проектировании и постройке дельтапланов. Подводная лодка, на которой мы все тогда служили, стояла в ремонте в городе Полярном, а ремонт для военного моряка самое золотое время. Боевая и политическая подготовка сведена к минимуму, знай себе присматривай за работягами, чтобы они все, что откручивают, обратно прикручивали. Кроме того, на современном судоремонтном заводе можно найти почти любые материалы, а рабочий класс очень охотно выполняет всякие частные заказы (естественно, в нерабочее время и из сэкономленных материалов), если за них платить корабельным спиртом. Да и спирта этого начальство отпускает на ремонт щедрой рукой.
Короче говоря, зародилась у нас идея построить дельтаплан и совершить полет с одной из близлежащих сопок. На первых порах трудностей не повстречалось, каркас аппарата из дюрали, титана и всяких других экзотических материалов был собран довольно быстро, причем его вес оказался даже меньше, чем рекомендованный в книге. Но потом встал вопрос, а что же на этот каркас натягивать? Парусов современным кораблям не положено, поэтому нужных тканей на заводе в наличии не оказалось. Пришлось заслать гонца на близлежащий военный аэродром, с целью выменять там все на ту же жидкую валюту списанный парашют.
Тамошний интендант вошел в наше трудное положение, пообещал добыть нужное и велел заглянуть через недельку. Мы уже приступили к обсуждению кандидатуры летчика-испытателя, путем жеребьевки честь совершить первый полет досталась вашему покорному слуге. Но тут, на мое счастье, международная обстановка в очередной раз осложнилась, поступила команда срочно свернуть ремонт, и нас отправили в весьма отдаленный район мирового океана отстаивать завоевания социализма. Так что полет мой к солнцу так и не состоялся. Почему я сказал, к счастью? А потому, что теперь, полетав на виртуальном дельтаплане в игре Hangsim, я понял: скорее всего, первый полет оказался бы и последним.
Сложность простых решений
Дельтаплан отличается от всех прочих летательных аппаратов вовсе не формой крыла, и даже не тем, что пилот тут висит под этим крылом безо всякой кабины. Основное его отличие в управлении. Судите сами: у дельтаплана нет никаких привычных органов управления, то есть, всяких там рулей направления и высоты, элеронов и прочих триммеров. Все управление заключается в изменении положения крыла относительно пилота. Хотите повернуть - перекашиваете крыло в нужную сторону, хотите подняться или спуститься - опускаете или задираете переднюю кромку крыла, вот и вся механика. Из этой простоты вытекает одна сложность для создателей реальных дельтапланов и две сложности для разработчиков виртуальных.
В реальности нужно делать сам дельтаплан максимально легким, ведь по законам физики, если крыло будет тяжелее пилота, не оно будет отклоняться относительно его, а наоборот. По науке, для наиболее эффективного управления крыло должно быть примерно вдвое легче летящего на нем человека. На практике же редко удается сделать его легче хотя бы на 50%. Первая трудность для разработчиков виртуальных дельтапланов - это как показать, что крыло занимает то или иное положение. Ведь в обычном авиасимуляторе вы узнаете о том, что самолет накренился или опустил нос по изменению картинки на экране. Но при полете на дельтаплане тело пилота сохраняет почти неизменное положение (точнее, оно слегка кренится, но в противоположную повороту сторону). Вот и получается, что в симуляторе или нужно давать только вид от третьего лица, а от этого потеряется вся прелесть свободного полета, или делать все, как в обычном самолете.
Ну а вторая трудность создания симулятора дельтаплана заключается в том, что пилот реального управляет им всем телом. Вовсе не обязательно для совершения виража двигать трапецию в сторону, достаточно слегка повернуть ноги в сторону, и аппарат начнет плавный поворот. Если же поднять их вверх, дельтаплан задерет свой нос, и наоборот. Естественно, все это смоделировать совсем уж невозможно, но вот создать некую иллюзию возможность есть.
Верхом на метле
Извините за долгие предисловия, но мне кажется, большинство читателей не имеют должного представления, что же такое дельтаплан, кто и как на нем летает. Теперь перехожу к самой игре. Вообще-то в ней есть возможность полетать не только на дельтапланах, всякой экзотики тут хватает; два типа парапланов, безмоторный и с мотором, приделанным за спиной у пилота; три типа дельтапланов, два безмоторных и один двухмоторный; обычный планер и сверхлегкий самолет. Два последних я рассматривать не буду, и не только потому, что полетать на них можно и в других симуляторах. Просто смоделированы они не очень хорошо, летная модель не совсем удовлетворительная. А вот об остальных расскажу подробно.
Итак, дельтапланы. Чем отличаются друг от друга две безмоторные модели, смогут с точностью сказать только профессионалы. На глазок же видно, что у них несколько разная форма крыла, а, заглянув в мануал, можно установить, что один более скоростной (хотя в цифровом выражении эта разница совсем не велика), а другой проще в управлении и устойчивее. Моторный вариант имеет два крохотных движка (не на много больших, чем микродвигатели на авиационных моделях), присобаченных к трапеции выше пилота.
Все модели управляются исключительно легко, причем, если вы выставите в опциях уровень Beginner, вам никакими силами не удастся нарушить равновесие аппарата и устроить аварию. При уровне же Expert все эти неприятности вполне возможны. От полной реалистичности разработчики отказались, картинка на экране кренится в соответствии с положением крыла, но что бы тут можно было еще сделать, я и не знаю. Однако некоторая реалистичность присутствует, вы видите трапецию, которая изменяет положение относительно вашего тела, при больших кренах и дифферентах можно даже увидеть кромку крыла. Гораздо хуже все смотрится со стороны, поскольку почти всегда пилот как бы составляет единое целое со своим аппаратом. Исключением можно считать случаи, когда вы уж очень сильно задираете или опускаете нос, в этих случаях пилот начинает двигать ногами. Ну, еще при сваливании в штопор видно, как ваше тело болтается самым жутким образом. Естественно, что при приземлении пилот принимает вертикальное положение, и даже совершает небольшую пробежку.
Для еще большего облегчения жизни виртуального пилота предусмотрено некоторое количество приборов. Не знаю, как с этим обстоит дело на Западе, но отечественные дельтапланеристы в мое время обходились без них. Впрочем, для полной реалистичности их можно убрать с экрана совсем или частично.
Управление весьма простое, с помощью самого элементарного джойстика можно управлять аппаратом или, нажав первую кнопку, вертеть головой. Если ваш девайс оснащен третьей осью, она пригодится при полетах на моторных аппаратах, а вот более хитрые джойстики тут отдыхают, просто нет функций, которые можно было бы завести на их многочисленные кнопки.
На парапланах (виртуальных) я особо много не летал, очень уж это непонятная штука, но кому-то и это может показаться любопытным. Для них скажу: управление тут совсем ни на что не похоже, пилот держит в руках кучу веревок и каким-то немыслимым способом ими управляет. Впрочем, в игре все это сильно упрощено, так что тут полет почти ничем не отличается от полета на других аппаратах.
Красоты окружающего мира
Всего есть семь разных местностей, причем достаточно разнообразных. Тут и равнины, и горные ущелья, и морские побережья. Нарисовано все это вполне приемлемо, во всяком случае, с высоты смотрится не хуже, чем в любом приличном авиасиме. Поближе, естественно, не так красиво, но общего впечатления это не портит.
Кроме свободных полетов и тренировки, есть и довольно много сценариев, по традиции они разделены на Competition и Challenge, но есть и оригинальная фишка, названная Just for Fun. В последней всего два сценария, но в обоих ваш сверхлегкий аппарат вооружен, и вам нужно перебить как можно больше летающих вокруг соперников. Классические сценарии тоже достаточно интересны, например, полет по ущелью под мостом, да еще в условиях жестокого шторма. Причем во всех сценариях можно выбирать уровень сложности, так что почти любой из них в состоянии пройти и начинающий виртуальный пилот. Непонятно, зачем в некоторых сценариях присутствуют громадные разноцветные кубики, что-то вроде аркадных бонусов, которые нужно собирать. С обучающими сценариями похуже, их всего три, да еще несколько к ним примыкают. Впрочем, освоить управление всеми этими аппаратами совсем не сложно, так что трех уроков должно хватить.
Есть возможность и создавать динамические сценарии, правда, все они заключаются в том, что вы выбираете, сколько и каких аппаратов будет в воздухе, да задаете им модель поведения (лететь по своим делам, следовать за вами, кружить вокруг вас и т.д.). Можно менять погодные условия и время суток, причем прямо во время полета. Впрочем, как и сами аппараты. Режимов обзора не много, практически только вид от первого и от третьего лица, говоря терминами 3D шутеров. Однако, поскольку можно вращать камеру, всегда есть возможность выбрать наиболее удобную и красивую точку обзора. Еще есть режим, при котором вы можете как угодно двигать свой аппарат, вертеть его во все стороны, безо всякого учета реальной физики.
Остается добавить, что к игре прилагается красивый и довольно подробный мануал, в котором рассказывается практически все об управлении реальными и виртуальными сверхлегкими аппаратами.
Ну и что из этого?
А то, что мне этот симулятор понравился. Достаточно простой, чтобы не нужно было штудировать массу литературы, достаточно реалистичный, достаточно красивый. Кое-что могло бы быть и получше, но не будем придираться. Это ведь не хардкорный симулятор, а продукт для отдыха, для расслабления, если хотите. И в этом качестве он вполне хорош.