Среднее время в игре: 1 час

Трудно быть богом

Добавить в
Мои игры
23
Добавить в
Вишлист 1
Сохранить в
Коллекцию
Нет рецензий
Шедевр
Так себе
Ужасно

Рецензия

Книги Аркадия и Бориса Стругацких кажутся заманчивой основой для создания компьютерных игр. Мэтры отечественной фантастики описывали живые, насыщенные деталями миры. В радиоактивные сопки Саракша и грязные улочки Арканара легко поверить, туда хочется заглянуть еще раз. Но это — лишь декорации, необходимые авторам для того, чтобы донести свои идеи до читателей. Во всяком случае, мне дороги именно мысли Стругацких, а не шелуха колоритных образов. Правда, рассуждения о ценности творчества писателей имеют мало общего с работой «Акеллы», владеющей лицензией на производство «игр по мотивам». Судьбу интерактивной версии «Трудно быть богом» можно было предсказать сразу после анонса, известившего о том, что ее разрабатывает студия «Бурут». Новый проект хорош только в сравнении с ее предыдущими RPG — кошмарными «Златогорьем» и «Златогорьем 2». Хроники тайного ордена Действие «ТББ» разворачивается спустя 2 года после окончания повести, поэтому я советую уделить несколько часов первоисточнику. Понять, что к чему, несложно и по ходу дела, однако тогда мимо вас пройдет множество цитат, призванных выжать из фанатов слезы умиления. Не зная, что речь идет о планете Цуринака, ставшей полигоном для исторического эксперимента землян, вы примете Арканар за обычное средневековое королевство. Годы «серого фашизма» дона Рэбы и власть жестоких монахов остались в прошлом. Столицу захватил «профессиональный бунтовщик» Арата Красивый, избавившийся от горба. Солдаты организованной им Вольной республики наводят порядок в городе, пока тупые бароны толкутся у стен, изображая осаду. События возвращаются в рамки «базисной теории феодализма». Завязка не лишена оригинальности и тянет на политический детектив средней руки: в роли выпускника разведшколы мы покидаем метрополию, чтобы устранить Арату и собрать информацию о доне Румате, прикончившем Рэбу. Тем, кого привлекает возня пауков в банке, первая половина «ТББ» придется по душе: союзники будут обманывать и использовать героя, враги станут друзьями, а цель миссии не раз поменяется. Не избежать и встречи с «божественными» пришельцами из космоса, которые по-прежнему спасают «книжников» и исподтишка прививают принципы гуманизма местным жителям. В «Трудно быть богом» вообще тяжело упустить что-то важное, ведь здешний сценарий напоминает железнодорожный рельс. По традиции, большинство ключевых и побочных заданий — перебежки от одного NPC к другому и упражнения с мечом. Но выполнять поручения не так скучно, как в том же «Златогорье 2» — их «почтовая» и «боевая» сущность мало-мальски прикрыта ширмой диалогов. Жаль, сами беседы не радуют; больше 2-3 вариантов ответа на выбор дают нечасто, да и те слабо влияют на исход. Дилемм, кроме «убить или уговорить», почти нет. Зато «Акелла» не поскупилась на актеров: озвучен (тяп-ляп) каждый голодранец, включая нас. Зачем проговаривать реплики, прочитанные 3 секунды назад, — загадка. «ТББ» сползает под откос примерно в середине похождений имперского шпиона. Погибнув по милости скрипта, агент попадает в немыслимый в научной фантастике загробный мир и получает баронский титул и замок с дружиной с помощью духа дона Мусина. Увы, недвижимость не надо обустраивать или защищать от вражеских орд. Стражники приветствуют нового хозяина фразами «какой-то ты подозрительный» и «шевели булками», не реагируя на перемены. Содержимое личных покоев отвесило смачный пинок сюжету, двинув его в нужном направлении. Растеряв остатки фантазии, разработчики отправили игроков на поиски девяти фрагментов амулета и борьбу с религиозным маньяком. Даже концовки, похожие на финал Deus Ex, банальны. Шпагой и гранатометом Некоторый прогресс со времен «Златогорья 2» проявился в ролевой системе. Поначалу она кажется примитивной: помимо 4 оружейных навыков, разрешено освоить азы дипломатии и медицины или «прокачать» здоровье и выносливость. Повышения уровня не ждешь, как праздника, а над распределением очков не думаешь по 5 минут. Впрочем, практически все таланты полезны. Неприятно выделяется лишь искусство стрельбы из луков, арбалетов и винтовок. Компаньоны, за чьи спины мог бы спрятаться начинающий Вильгельм Телль, — редкость. Волей-неволей приходится вступать в ближний бой, идущий по недостойным благородных донов правилам. Фехтование сведено к чередованию ударов, блоков и специальных атак. Тем не менее, победить, тупо закликав противника, нельзя — размахивая клинком, игрок быстро опустошает запас сил, поэтому следует очень аккуратно выбирать, когда напасть. Правда, вы всегда можете открыть инвентарь и употребить целебное зелье или съесть капусту; с полным рюкзаком припасов ни один враг не страшен. А вот тем, кто предпочитает спокойный стиль прохождения, «Трудно быть богом» предлагает немногое. Герой, окончивший школу лазутчиков, не умеет красться, прятаться, орудовать отмычкой или обчищать чужие карманы. Хотя арканарцы не в обиде на грабителей, копающихся в их сундуках средь бела дня. Единственный предмет, который наш разведчик посещал регулярно, — мастерство перевоплощения. Собрав необходимый комплект одежды, он превращается в солдата Республики, святошу, разбойника, серого штурмовика или дворянина. Как и в «Серпе и молоте», это избавит вас от лишнего кровопролития, к тому же часть заданий не пройти без определенного костюма. Конечно, ранние пресс-релизы сулили сложные социальные механизмы, но синица в руках лучше журавля в небе. Регрессия К сожалению, воронежская студия не удержала и крохотную пташку. Если вы еще не успели купить второй гигабайт оперативной памяти, игра станет пыткой. Компьютер, соответствующий рекомендуемым требованиям, тоже не спасет от 2-3-минутных пауз при сохранениях и загрузках. Иногда в этот момент «ТББ» зависает, и ожидание длится вечно. Есть и более изощренные ошибки, вроде обнуления стамины или неожиданных вспышек агрессии у NPC. Причем «Трудно быть богом» — далеко не красавица. Полагаю, мало кто представлял Арканар в виде однотипных локаций, раскрашенных в кислотные цвета и залитых «блумом». Положим, разоренная страна должна выглядеть уныло. Вот только прока от десятков безликих деревень и крепостей гораздо меньше, чем от парочки запоминающихся. Другая беда — идиотское сочетание камеры с махонькими углами наклона и управления бегом с клавиатуры. Эдакий гибрид ежа и ужа. Хорошо, пусть движок не позволяет держать в кадре слишком много объектов, но что мешало «повесить» раздачу приказов на мышь? Наконец, глупо получилось с лошадьми. Путешествовать пешком долго и скучно, а скакуны — дорогое удовольствие. Дело в том, что их здоровье не восполняется известными науке способами, и каждый пропущенный удар приближает покупку нового коня. * * * Если бы обертка «Трудно быть богом» не уступала ее начинке, я бы поздравил «Бурут» с выпуском вялой, но пристойной RPG. Вероятно, самые возмутительные недоработки будут исправлены патчами, однако сделать из нее увлекательную игру уже невозможно.
Платформы
Рейтинг Metacritic
55
Дата выхода
24 авг. 2015 г.
Разработчик
Burut CT
Издатель
Akella
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://tbb.akella.com/

Системные требования для PC

Pentium 4/Athlon XP 1.6 ГГц,1 Гб памяти,3D-ускоритель со 128 Мб памяти,2 Гб на винчестере
Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц,2 Гб памяти,3D-ускоритель с 256 Мб памяти,2 Гб на винчестере
Больше…

Где купить

Steam

Рецензии и комментарии Трудно быть богом