По ним еще нельзя сверять часы, но календарь - запросто. Уже который год господа из WizardWorks исправно кормят нас сериалом про приключения семейки мотоциклов с подозрительной фамилией Давидзон. Какая там у нас сегодня часть? Третья? Значит, на дворе 2001-й. Просто, как все гениальное.
Лично для меня непонятным оставалось лишь одно: почему они никак не уймутся? Сделали посредственную игру - ладно, с кем не бывает. Склепали еще более посредственный сиквел - ладно, переживем. Но маниакальное стремление продолжать байкерскую "Санта-Барбару"... это уже выше моего понимания. В интеллигентном обществе в таких случаях принято говорить "с упорством, достойным лучшего применения" и коситься на присутствующих дам: оценили ли?
К счастью, на меня вовремя снизошло озарение. Я понял, к чему весь этот балаган. Я осознал всю мощь педагогического потенциала игры. Возможно, за ту правду, которую я расскажу вам сейчас, мне придется дорого заплатить, но молчать я не могу. Игра явно финансируется тайной организацией с названием вроде "Феминистки Против Грязных Волосатых Шовинистических Байкеров" или "Матери Америки, Уничтожим Мотоциклы", а ее сверхзадача - внушить игроку максимальное отвращение к байкерской субкультуре и всему, что с ней связано. Вам нужны доказательства? Сейчас будут.
Bad to the Bone
Первый вывод, к которому придет впечатлительный подросток: все это выглядит просто омерзительно. Странные железяки с угловатыми колесами, на которых восседают плоскомордые уроды с пуговицами вместо глаз. Символические кроны деревьев вкупе с придорожной травой (местами от этого зрелища просто хочется плакать, горько и навзрыд). Некоторый прогресс по сравнению с предыдущими частями заметен, но... как справедливо гласит народная мудрость, сколько жабу ни корми, она все равно задушит. Задушила таки. Пожалели денег на нормальный движок. А может, не в деньгах дело, а в таланте. Точнее, в его отсутствии.
Кое-где огрехи частично исправляются текстурированием, но именно частично. А чего вы хотели: с такими-то врожденными уродствами движка толку от текстурирования будет немногим больше, чем от интенсивного искусственного дыхания утопленнику трехнедельной свежести. Кстати, вы когда-нибудь делали искусственное дыхание добротно вымоченному утопленнику? И не нужно, ведь теперь у нас есть Race Around the World. Переключите камеру на вид "из глаз", и вы ощутите прелести этого процесса во всей их волнующей полноте. Только пакетик не забудьте. А лучше сразу тазик.
Свобода, понимаешь
Тех, кто переживет лобовое столкновение с графикой, ждет новое испытание: собственно геймплей. Забудьте все, о чем вы узнали из книг и фильмов. Выкиньте на помойку всю свою коллекцию road music вместе со слезливыми балладами о всяких там летящих вдаль антихристах. Вы думали, что настоящий байкер только тем и занимается, что глушит все, что горит, да щиплет за разные выдающиеся места стриптизерш из бара "Крученая сиська"? Щаззз. На самом деле его суровая жизнь проста и безгрешна: он гоняет кругами по причудливым трассам, пытаясь любой ценой обставить своих товарищей по несчастью и перебираясь из страны в страну.
Стран, а стало быть, и трасс, всего шесть: Австралия, Франция, Германия, Япония, Англия и Соединенные Штаты (Гавайи, если быть точным). Соответственно, и гонщиков тоже шесть, причем каждый из них катается на персональном байке. Классики, в отличие от предыдущих частей, не наблюдается - самые свежие модели от H-D.
По большому счету, дизайн самих трасс относительно неплох, если не обращать внимание на ничем, кроме дурного вкуса, не объясняемое стремление разработчиков впихнуть в отдельно взятый маршрут полный туристический набор: скажем, в Англии предстоит покататься и по улочкам провинциального городка, и по развалинам средневекового замка, и по зеленым лугам, на которых пасутся железобетонные овцы (да-да, вы попробуйте наехать на какую-нибудь из них, сразу поймете). Я уже молчу о варварском надругательстве над географией Парижа, где этим умельцам удалось объединить в пределах одной небольшой трассы Триумфальную арку, Нотр-Дам и еще много чего.
Умиляют и настойчивые попытки дизайнеров оживить дело рук своих, - то птички откуда-нибудь вспорхнут, то австралийские сумчатые шушпанчики через дорогу попрыгают. Правда, на следующем круге и птички, и шушпанчики стартуют из тех же самых точек, что и в прошлый раз. Сидят, понимаешь, в засаде, поджидая нашего героя, а потом ка-а-ак выпрррыгнут! За то количество кругов, которое приходится намотать, эта живность успевает изрядно надоесть.
А поколесить придется изрядно. Во-первых, каждый этап соревнований начинается с Time Trial: летим по кольцу от чек-пойнта к чек-пойнту, попутно собирая вымпелы с логотипом Harley-Davidson (не собирать не получится - времени мало, а за каждый вымпел дают дополнительные секунды). Затем нас допускают собственно к телу... простите, к гонкам. Гоняемся по тому же кольцу, собираем бонусы-бустеры и пытаемся прикатить к финишу первыми. That is all.
Байк как Неиллюзорная Машина Холокоста
Наконец, третья линия обороны предназначена для тех, кого не отпугнут ни страшненькая графика, ни тупенький геймплей. Авторы явно рассчитывают на то, что юные байкеры начнут использовать в реальной жизни весь арсенал трюков, изученных во время игры в Race Around the World (а местная, с позволения сказать, физическая модель позволяет игроку очень большие вольности), после чего благополучно разобьются, не оставив потомства. Естественный отбор, так сказать.
Словом, поиграв в сие творение рук человеческих, хочется открыть потертый томик сочинений Корнея Иваныча Чуковского и с пафосом прочитать: "Маленькие дети! Ни за что на свете!".
* * *
Вы спросите: откуда такая агрессия? Чем эта игра хуже любых других аркадных мотогонок? Да, в общем-то, ничем. Но... господа, ведь Harley-Davidson - это не просто сочетание слов, это культовый брэнд. Это символ. Это, извините за выражение, образ жизни. И прятать под маркой H-D такое - самое натуральное хамство.
Можно, конечно, понадеяться на то, что в следующей части все будет лучше. Графику и физику доведут до ума, позволят заниматься хотя бы элементарной настройкой байка, а то и собирать собственный чоппер. Откажутся от идиотских кольцевых трасс, добавят игровых режимов, может быть, даже введут некое подобие сюжета... Агащазблин. Размечтались. У организации "Феминистки Против Грязных Волосатых Шовинистических Байкеров" еще много денег, так что и в следующем году, и через год, и через два мы будем с привычным отвращением играть в очередную реинкарнацию Harley-Davidson, ставить ей заслуженные 2.5-3 балла и надеяться на то, что через год...
P.S. Зато здесь нет идиотского "покерного" режима. Мелочь, а приятно.