Жил как-то однажды человек. Обычный такой обыватель, не слишком
требовательный и не слишком умный. Проще говоря, дурак. Но дураки, они,
как известно, на то и дураки, чтобы в один прекрасный момент сесть за
руль мотоцикла
и получить почетное звание мега-дурака…
(Неофициальный эпиграф к игре Full Throttle)
Страна дураков
Вы думаете, что это иногда шутливо, а иногда всерьез некоторые называют так нашу необъятную Родину? Ошибаетесь. В России, как известно, есть две проблемы: дороги и дураки. В далеких Штатах с первым проблем не было никогда, зато вот второго хватает в изобилии. Не обижайтесь на меня, дорогие американцы! Я знаю, что вы далеко не такие, какими вас пытается показать эта игра. Ведь уже после четырехминутного знакомства с Harley Davidson: RAA у меня в голове все искрилась только одна мысль-фраза, плагиат из классика:
Доколе Дэвидсоны будут ездить на «Харлеях»?!
Казалось бы, игр про мотоциклы сделано столько, что предмет себя давно исчерпал и покрылся ледяной коркой. Только не было в этих играх изюминки, ни в каком Moto Racer, Motocross Madness или Fim Grand Prix 500, короче, во всех тех играх, где, экипированный шлемами и попугайской рекламой, народ гоняет на навороченных «Хондах», ее не было.
Зато в Harley этого добра навалом. Идея, задевающая старые ностальгические струнки Full Throttle и еще парочки старинных фильмов и игрушек проста, как все натуральное - заменить пищащие «Хонды» на лицензированные и блестящие хромом «Харлеи», замкнутые бетонированные треки на топографически верные дороги и шоссе родных как дом Штатов, а именитых гонщиков класса А на стильных, начесанных и татуированных байкеров. Много эпитетов, много изюма - чего еще надо для хорошей жизни? Оказывается маленькой детальки: просто не быть дураком.
Знаете, почему гоночные симуляторы называют Раем ревьюрера? Потому что не надо тратить времени на описание хитромудрых сюжетов, введения в историю игры и прочих обязательных штук, а можно сразу начать с самого вкусного, то есть с графики,
Которой нет
Мир до ужаса примитивен и условен. Страшенные текстуры, на которых еще можно различить невысохший оттиск «смазано в Фотошопе», по которым ездят страшенные модели и все это со страшенными визуальными эффектами. Начнем с моделей. Мотоциклов у нас пять разновидностей плюс одна «секретная». Я, находясь под долгим эффектом Full Throttle, сразу выбрал пижонский Road King Classic с длинными выхлопными трубами и лобовым стеклом. Началась игра и тут…
Сразу заметен наглый обман: на самом деле, модель мотоцикла - полная халтура. По началу сбивают с толку довольно приличные хромированные ручки и блестящий руль, но если присмотреться внимательней, то на самом деле мой «Король дорог» всего лишь кусок текстуры, на которую налеплен с одной стороны руль, с другой колеса (довольно симпатичные, кстати), а на верхушку посажен грубо соструганный болван, символизирующий байкера. О! Это поэма, как выглядят эти байкеры, это опера, «Кармен»! Помните тех невзрачных тотемчиков, что с арийским спокойствием не сгибающимися руками крутили баранку авто в последней серии Need for Speed? Так вот каркасная модель этого матерого шоферило просто-таки Аполлон работы Рафаэля по сравнению с байкерскими имиджами в HD: RRA.
Самый функциональный игровой вид - со спины, когда особо трепетные внешние моменты нашего героя не слишком заметны. Зато когда законы сурового реализма покалывают бок и заставляют переключиться на «вид из глаз», то можно увидеть такого…такое…такую… в общем, можно увидеть руку наездника вместе со знаменитой «рокерской» перчаткой. Представьте: на абсолютно ровный и отполированный прямоугольный параллелепипед из цельного дуба натягивается кожаная перчатка. От полученного «вымени» отрезаем все пальцы и клеем «Момент» приклеиваем их на противоположную сторону нашей модели. Для пущей реалистичности разглаживаем все неровности утюгом и получаем примерное описание того, что американские (по версии от Wizard Works) байкеры имеют вместо рук.
Точка. Хотя нет, еще один жизненно важный момент: тормоза. Допустим, что для запуска HD нужно 32 мегабайта памяти - а у меня в два раза больше. Допустим, что нужен как минимум пентиум-200, но у меня опять в два раза больше. Допустим, наконец, что у меня есть и акселератор, и даже программно разогнанная видеокарта, но почему, я спрашиваю, игра осмеливается ТОРОЗИТЬ (ну так примерно один кадр в 2-3 секунды при максимальной детализации) даже в 640Х480?! Неподвижная текстура неба, крашеные зеленым коробки (местный лес) или пиксельные «фонтанчики» из-под колес - это они, что ли, съедают столько ресурсов на компьютере, на котором летает High Stakes и вполне прилично идет демка Quake 3? Наверное…
Снова сюрреализм Сальвадора Дали
Этому глубокоуважаемому человеку и не снились такие выкрутасы, которые можно совершать на казалось бы обычном двухколесном мопеде «Харлей» и все благодаря уникальной физической системе рецензируемой игры. Для начала надо-таки отдать должное авторам, которые, почитав несколько критических статей на большинство современных мотосимуляторов, решили избавить игроков от противных невидимых барьеров, т.е. расширить дорогу за самую обочину. Это была ошибка. Но пришло время ее исправить. Вспомните, как вдруг менялся мир того же Quake после консольного noclip? Чудесные интерьеры и замечательная архитектура из окружающего «космоса» становилась похожей на корявые мосты из ниоткуда, а внушающие уважение монстры становились абсолютно не страшными, потому как их можно проходить насквозь.
А теперь - внимание! На большой скорости на нашем двухколесном ТС можно пролететь сквозь любой автомобиль на встречной полосе, любого мотогонщика там же и, естественно, любое здание на обочине. Вот стоит сарай бензозаправки, а у нас как раз горючее на нулях. Каждый нормальный человек остановился бы рядом с колонкой, заправил коня и двинулся бы дальше, ан нет, только не в стране дураков. Здесь на заправки заезжают через заднюю стену (да, да, не удивляйтесь), а заливают бензин тут же, на полном ходу. Мистика, да и только.
Но это даже еще не все! Помнится, у Пелевина в одной повести герой очень удивился примитивному и простому устройству всего мироздания, когда случайно увидел «съезжающие» декорации при перемещении между параллельными мирами. Не надо даже входить в долгую дзен-медитацию, чтобы воочию убедиться в этом простом факте. Достаточно съехать с трассы, проехать с десяток метров и заворожено наблюдать, как угрюмый байкер подъедет к границе миров, оттолкнется от бренного гравия и поедет по девственно чистой синей поверхности, этакой межпространственной воде, по которой можно не как некоторые, босиком ходить, а даже без брызг прокатится на ревущем Fat Boy…
И после всего этого вы хотите, чтобы я ругал такую высокофилософскую игрушку за отсутствие какой-то минимально реалистичной возможности, вроде полного игнорирования законов инерции или абсолютной устойчивости мотоцикла на дороге, даже при лобовом столкновении? Или ворчал об отсутствии способа вынуть застрявшего в текстуре наездника, или наезжал бы на обувные буро-зеленые коробки по краям обочины, что призваны символизировать лес? Не дождетесь, ведь я уже битый час еду по идеально гладкой синей воде, несмотря на давно закончившийся в баке бензин (да и зачем он нужен, когда и без него мотоцикл прекрасно ездит с постоянной, хоть и невысокой скоростью?) и глядя на удаляющийся в ничто полосатый флаг на спине этого сурового внешне, но на самом деле очень доброго и мягкого, настоящего американского татуированного балбеса в бандане.
Harley Davidson vs ИЖ «Юпитер»
Из этого транса вывел меня мой друг и большой поклонник отечественного «Юпитера». Пощелкав по болтавшемуся на десктопе значку CD-Player’а, он через две минуты задумчиво произнес: «Хороший ты музыкальный диск купил!.. Ну да фиг с ним, пошли на мотте кататься!».
И вот я, уже почти стоя на пороге и дописывая эту рецензию, подумал, а что если дам HD: RRA три балла за музыку, еще семь за ту неповторимую трансовую философию, что рождает эта неординарная игра, приклею «наш выбор»... А вдруг кто-нибудь не поймет? Вдруг у кого не получится? Оставлю-ка я лучше тогда просто три балла.
За музыку…