- Главная/
- Игры/
- Edna & Harvey: Harvey's New Eyes/
- Рецензия
Опыт показывает, что нарочито бредовые, мультяшные, гротескные адвенчуры даются Daedalic Entertainment куда легче, чем проекты с претензиями на серьёзность. Потому весть о том, что у Edna and Harvey: The Breakout выйдет продолжение, поклонники отвязной парочки, думаю, восприняли с энтузиазмом. В Harvey's New Eyes немцы причесали интерфейс и исправили один из вопиющих недостатков: декорации и люди уже не выглядят так, будто их рисовала группа второклашек, хотя характерный грубовато-безумный стиль бережно сохранён. А вот с начинкой вышел казус. В интервью Ян Мюллер-Михаэлис (Jan Muller-Michaelis) говорил о желании «взглянуть на проблему под иным углом», однако это больше смахивает на попытку второй раз войти в ту же реку.
Дурдом на выезде
Зато обаяния у новой игры – дай бог каждому. Вместо вступительного ролика экран заполняют неспешно сменяющиеся титры, но рука не тянется к клавише Esc – уж больно хорош тягучий блюз в исполнении ведущего геймдизайнера (он же горланил за менестреля в Deponia). Да и преемницу Эдна подобрала себе более чем достойную. Лилли – тот образ, что возникает в голове, когда слышишь выражение «маленькая девочка». Косички, бантик, скромно потупленный взор – вылитый ангелочек. Впрочем, внешность обманчива. Косвенно Лилли поучаствует в исчезновении почти всех ребят, запертых с ней в тесном мирке католической школы. Нет, она-то никого и пальцем не тронет. Так, цепь случайностей…
Но это будет потом, а пока Лилли подметает листья во дворе и вздыхает от тоски. Кучкой малолеток, куда второстепенным персонажем затесалась сбежавшая из психлечебницы Эдна, командует ворчливая мать-настоятельница. Она не любит детей до того сильно, что аж заикается от злости, а Лилли почему-то и вовсе ненавидит. Когда наша новая подопечная окончательно доведёт старушку, та пойдёт на крайние меры и пригласит в школу известного специалиста по коррекции поведения – доктора Марселла. Злейший враг Эдны ныне прикован к инвалидному креслу и совсем озверел: чуть что — сразу бьёт током.
Вместе с ним в гости пожалует и синий плюшевый кролик, но для старины Харви настали не лучшие времена. Былого подстрекателя перештопали и превратили в орудие порабощения разума. Гипнотизируя пациентов новообретёнными красными глазёнками, он угрожающе приговаривает: «Не смей лгать, перечить взрослым, пользоваться острыми предметами…». Не успевшую удрать Лилли ждёт конкретная промывка мозгов.
Восемь строгих «Нельзя!» формируют занятную игровую механику. Дабы вернуть утраченную способность, Лилли должна войти в транс и одержать победу над внутренним демоном, олицетворяющим тот или иной запрет. Увы, большая часть таких вояжей в альтернативную реальность скоротечна и проходится на раз-два: непонятно, какими соображениями руководствовались авторы, запирая Лилли в одной локации с минимумом активных точек. Чрезмерная простота вообще характерна для Harvey's New Eyes: тут всегда ясно, что нужно сделать, зачем и как. Если в пределах досягаемости лежит бесхозный рецепт – значит, будем готовить коктейль, чтобы дыхнуть перегаром в «алкотестер» и угодить за решётку. Не спрашивайте… С другой стороны, есть пара логических задачек на большого любителя, при решении которых не обойтись без блокнота, и их, в отличие от классических пазлов или пародии на пошаговый тактический бой (с HP и «перками»!), не промотаешь.
Какая бы преграда ни возникла у Лилли на пути, героиня преодолевает её молча, ибо всех стесняется. Ни словечка из неё не вытянешь – слышно только робкое: «Э-э-э, м-м-м…». Зато над похождениями зашуганной милашки потешается за кадром харизматичный Рассказчик, он же – полноценный участник повествования (The Stanley Parable шлёт привет). Как наяву видишь перед собой улыбчивого родителя и дрессированную дочурку, которая, даже не сделав ничего дурного, заранее чувствует вину. И которую, если она станет плохо себя вести, обязательно накажут, едва гость покинет дом… Одновременно смешно и жутко.
Прочие действующие лица этой трагикомедии – бледненькие призраки в сравнении с «гласом свыше». Мне понравилась психованная повариха, с равным удовольствием готовая свинчивать крышки с банок и сворачивать хрупкие детские шейки, но в целом персонажи такие заурядные и плоские, что кажется, дунь на них – все на землю попадают. Удивительно, насколько ярче и живее выглядит бессловесная кроха. К тому же стоит отвернуться на секунду – а на месте собеседника уже снуют жизнерадостные гномы, замазывая фиолетовой краской какую-то бесформенную груду. Завершая турне, Лилли нагрянет туда, где началось сумасшедшее приключение, и мучимые ностальгией игроки смогут полюбоваться на знакомые рожи, комнаты в высоком разрешении… и на развязку, оставляющую стойкое впечатление «дубль два».
Harvey's New Eyes держится на плаву за счёт черноватого юмора и бойкого настроя. Сценарист ничем себя не ограничивал. Расплющить клоуна люстрой? Пойдёт! Накачать бармена смертельной дозой алкоголя? Нормально! Посвятить целый эпизод настольным RPG? О, да! «А ну, подвинься», – говорит Рассказчику напыщенный «dungeon master» и начинает повесть о великой битве с гоблинами. Лилли хочет осмотреть котёл? Бросай кубик, Лилли… Уникальные комментарии к потугам соединить несоединимое скрашивают прохождение. Благодаря душевной атмосфере легче игнорировать недочёты типа заглушающей речь музыкальной дорожки или неприятных голосов (особенно гадкого у Харви в его демонической ипостаси). И повтор одной и той же заставки перед каждым сеансом гипноза не сильно мешает… поначалу.
* * *
Harvey's New Eyes чересчур легка, но озорна и разнообразна. Не очень красива, но стильна. Не даёт заскучать, но и заканчивается «пшиком».