Светлая тема

Рецензия на игру Hearts of Iron III: For the Motherland

Paradox Interactive выпустила к своим проектам столько дополнений, что уже в глазах рябит. Их часто называют «платными патчами», хотя к качеству претензий пока не было. Скромный размер дистрибутивов и длинные списки мелких изменений — плодородная почва для таких сравнений. И все же фанаты с удовольствием тратят деньги на аддоны, делающие их любимые игры еще лучше. Увы, For the Motherland не стал продолжением традиции – это творение шведских разработчиков можно пропустить со спокойной душой.

К сволочи доверчива

Единственное нововведение, которым Paradox стоит гордиться, — «стратегические ресурсы». Правитель, владеющий определенными областями земного шара, обретает приятные бонусы в разных отраслях. Например, тяжелая вода ускоряет ядерные исследования, а вольфрам повышает эффективность противотанковых боеприпасов. Иногда ценное сырье доступно без кровопролития — хозяева охотно делятся богатством с единомышленниками.

Эта механика не совсем оригинальна (нечто подобное было и в Europa Universalis 3, и в серии Civilization), но она сделала Hearts of Iron 3 заметно глубже и интереснее. Теперь переговоры играют важную роль даже после начала Второй мировой — участники конфликта беспрестанно борются за паек нейтральных стран. У «союзников» появилось множество целей для бомбардировок, а державы «Оси» планируют свои захватнические походы с учетом новых выгод. В общем, партии напоминают реальность сильнее, чем в HoI 3.

Стремясь к историчности, Paradox использовала и другие приемы. Шведы добавили уйму деталей, подталкивающих игру к «верному» курсу. Скажем, после поражения Франции британские летчики получают временный бонус, который помогает им отстоять родные небеса. Правда, как и «боевые события» из Semper Fi, модификаторы не имеют серьезного значения, а лишь позволяют проникнуться духом эпохи.

Перемены в дипломатической системе гораздо ощутимее влияют на ход противостояния. Отныне нейтральность падает только благодаря событиям и решениям, а показатель угрозы государств для окружающих зависит от расстояния между ними, соотношения их армий и идеологических различий. На практике это означает, что маленьким странам очень тяжело сформировать альянс или самостоятельно напасть на кого-то — они вынуждены присоединяться к одному из гигантов. Хотя и те чувствуют себя менее свободно. Ради создания правдоподобного облика Второй мировой Paradox обратилась к косным принципам Hearts of Iron 2.

Из второй части также вернулись сценарии, посвященные отдельным эпизодам войны: схватка за Северную Африку, немецкое наступление летом 42-го, японская оккупация Юго-Восточной Азии, контрудар под Арденнами и даже операция «Немыслимое» (атака США, Британии и остатков вермахта на СССР). Жаль, небольшие этюды потеряли былой шарм, ведь задача главнокомандующего в HoI 3 — не водить за ручку сотни дивизий, а наладить работу штабов и передать рутину автоматике. В стандартной кампании у игрока есть масса других занятий (наука, шпионаж, производство и т. п.), но в чисто боевых миссиях его скоро одолевает скука.

Прочие добавки — мелочевка, её и впрямь стоило бы раздавать в бесплатных патчах. Улучшенная политическая модель честнее изображает выборы и перевороты. Воюющие стороны научились устанавливать цель, из-за которой они влезли в войну, и требовать от союзников причитающийся им кусок пирога. Появился экран, помогающий быстро оценить обстановку на каждом театре военных действий. Движок узнал о многоядерных процессорах и стал «бегать» шустрее. Остальные изменения еще незначительнее. Зато свежих программных ошибок — навалом.

* * *

Вывод прост: смысла переходить с Semper Fi на For the Motherland за 20 долларов нет. Уж лучше дождаться полной антологии.