Светлая тема

Рецензия на игру День Победы 3

Paradox Interactive выпустила немало отменных игр, однако вне узких кругов известны лишь два цикла: Europa Universalis, посвященный позднему Средневековью, Ренессансу и Новому Времени, и Hearts of Iron, рассказывающий о Второй мировой. Отрезки истории, вмещающие падение Константинополя, открытие Америки и битву на Курской дуге, — огромное поле для творчества, по которому шведская студия идет семимильными шагами. Феодальные распри Crusader Kings или «паровая эпоха» Victoria ничуть не хуже, просто в их тонкостях разобрались немногие. Неудивительно, что два года назад вышла Europa Universalis 3, сейчас — Hearts of Iron 3, а фанаты других серий, не добившихся коммерческого успеха, еще ждут праздника на своей улице.

Добрая внутри

Самое броское и спорное нововведение третьей «Европы» — переход в 3D. Из-за «маркетинговых соображений» замечательная двумерность канула в Лету. Эта затея была бы разумной, владей Paradox технологиями на уровне Creative Assembly. Увы, ей по плечу лишь корявые ландшафты и мутная шейдерная вода. Причем «современная» графика не только не радует глаз — она беспощадна к ветхим компьютерам.

Теперь разработчикам взбрело в голову, что визуальный стиль игры должен соответствовать духу суровых 1930-1940-х. Они приглушили яркие, жизнерадостные оттенки политической карты и окрасили ее в коричневые, серые и бурые цвета. К счастью, значки НАТО для обозначения войск спасают от убогой трехмерности, заменяя примитивные модели юнитов и направляя камеру вертикально вниз — почти как в старые добрые времена.

По печальной скандинавской традиции финальная версия HoI 3 кишит программными ошибками. Пожалуй, тут их даже больше обычного; я пострадал всего от нескольких «вылетов», но на официальных форумах хватает жалоб. Впрочем, это развлечение не на недельку, а на долгие месяцы. Опыт предыдущих проектов Paradox показывает, что столь масштабным играм нужно «настояться».

Разумеется, «масштабная» — не значит «хорошая». Однажды, беседуя с одним из создателей Lost Empire: Immortals, я поинтересовался ее ключевыми особенностями и услышал в ответ жалкую отговорку о пяти тысячах звезд. Гигантомания затронула и Paradox: в HoI 2 было 2608 провинций с учетом морей и океанов, в третьей части только сухопутных — 10 тысяч. Разница в том, что для шведов размах — не цель, а средство.

Стратегия «блицкрига», согласно которой мобильные подразделения прорывают оборону, обходят укрепленные позиции, окружают вражескую армию и лишают ее снабжения, не подводила немцев вплоть до вторжения в СССР. Разбив местность на мелкие фрагменты, авторы реализовали концепцию «молниеносной войны» намного правдоподобнее, чем раньше. Той же идее служит логистика, менее абстрактная и сильнее привязанная к транспортной сети. Чтобы «сунуть в мешок» пару дивизий, необходимо замкнуть кольцо радиусом в десятки, а не сотни километров. Сгонять в одну область тысячи человек нет смысла — число солдат, участвующих в каждой схватке, ограничено.

Очевидно, что более детальная механика труднее для восприятия. Число «клеточек», образующих линию фронта, возросло в пять раз, и отдавать приказ о наступлении придется во столько же раз дольше. В Paradox учли эту сложность и пересмотрели круг обязанностей. Пока искусственный интеллект нянчится с корпусами, нам предлагают занятия, достойные главнокомандующего: укомплектовать войска, установить штабам принципы поведения (защищаться, нападать или «прощупывать» оппонента) и наблюдать за достижениями подопечных. Крупным государствам, воюющим на нескольких театрах, без автоматики не обойтись, к тому же она редко допускает промахи. Если что-то пойдет наперекосяк, всегда доступно ручное управление. Конечно, высадки десанта или атомные бомбардировки лучше контролировать лично.

Благодаря реформам интерфейса, HoI 3 не выглядит неповоротливым монстром. В контекстное меню, привычное по Europa Universalis 3 и Europa Universalis: Rome, добавлен иерархический список, поясняющий, кто кому подчиняется. Ход баталий видно на карте — найти слабое звено и заранее принять меры проще простого. Руководство пилотами доведено до ума: они могут атаковать конкретную провинцию или искать цели в широком радиусе. Наконец, палубная авиация представлена отдельными юнитами, взлетающими с «плавучих аэродромов» и способными поражать объекты на суше.

LEGO-армия

Сражаться чем попало — верный путь к провалу, поэтому обновление вооруженных сил не терпит отлагательств. По сравнению с HoI 2, экран формирования войск — настоящая революция. Раньше здесь выбирали тип дивизии и, по желанию, прикрепляли к ней одну из бригад усиления. В HoI 3 жестко фиксированные виды подразделений исчезли. Их состав гибко настраивается из комбинаций полков: «пехота + пехота + артиллерия + инженеры», «кавалерия + бронемашины + ПВО» и т. п. Игрок может создать десятки хилых или пару мощных группировок, «универсалов» или узких специалистов.

Последнее решение, принимаемое лидером до поступления заказа на заводы, — будет ли пополнение на боевом дежурстве или в резерве. Во втором случае подготовка и снабжение гораздо дешевле, однако «запасных» вояк нужно своевременно мобилизовать, иначе агрессор легко ими поживится.

Научный интерфейс отошел от упрощенной схемы Hearts of Iron 2 в пользу идей первой части. «Одноразовых изобретений» вроде «Истребители 1939 года», за которыми следуют «Истребители 1941 года», стало меньше — игрок, открывший класс техники, начинает совершенствовать ее элементы. Если речь идет о средних танках, это будут двигатели, броня, орудие и общая надежность всех узлов. ВВС и армия по-прежнему внедряют новинки охотнее, чем флот. Моряки оперативно меняют только ПВО и локаторы, как в HoI 2: Doomsday — Armageddon. Именно для поклонников океанских битв свежая система особенно хороша. Собирая корабли по кусочкам, Paradox сумела показать отличия в судостроительных предпочтениях разных держав.

Технологий так много, что возня с ними превращается в головоломку. При необходимости на выручку опять приходит автоматика. В принципе, компьютер готов взвалить на плечи все сферы жизни государства. Тем не менее, порядок исследований лучше определять самому, ведь наука в HoI 3 — краеугольный камень стратегии. Загладить просчеты ИИ в развитии куда тяжелее, нежели построить замену потопленному им линкору.

Залог здоровой науки — дружный союз теории и практики. Изобретения вносят баллы в копилку соответствующей области знаний. Так, химики, подарившие миру новое поколение удобрений, приблизят к разгадке коллег, занимающихся очисткой нефти. Более того, есть целая закладка «бесполезных» дисциплин, ускоряющих другие эксперименты. Аналогичный бонус дает производство. Легкие танки, наштампованные на старте, вряд ли обеспечат победу, зато инженеры получат ценный опыт и опередят зарубежных конкурентов.

Треугольный мировой порядок

В отличие от Hearts of Iron 2, тут нет конструкторских бюро и связанных с ними шаблонов типа «немецкий флот должен быть подводным», а охват исследований не зависит от промышленного потенциала. За него отвечает параметр «leadership», отражающий количество образованных граждан. Помимо ученых, выпускники становятся дипломатами, разведчиками или офицерами. Людей постоянно не хватает, поэтому необходимо жертвовать профессиями: сознательно ослаблять оборону дефицитом командиров или не искать поддержки за рубежом.

Хотя совсем забывать о переговорах не стоит. Будете считать ворон — всех партнеров разберут. Порой голландцы встают на сторону Оси или финны присоединяются к британцам. В HoI 2 альтернативную историю стесняли рамки: если игрок не встревал в «лишние» конфликты, остальные лидеры действовали почти по учебникам. Важнейшие соглашения заключались как по маслу, уговорить «неопределившихся» было сложно.

В третьей части вернулся треугольник «мировоззрения» из оригинальной HoI, в углах которого расположены флагманы идеологических альянсов: «союзников»-демократов, коммунистов и нацистов. Дав поручение послам, Великобритания, СССР и Германия тянут понравившуюся страну к своему полюсу, чтобы предложить ей сотрудничество. Нейтральные державы, уставшие ждать, когда же им уделят внимание, самостоятельно дрейфуют к одному из лагерей.

Заранее прописанных событий, ведущих по единственному маршруту, невзирая на здравый смысл, немного. Конечно, до такого вольного обращения с хронологией, как в Europa Universalis 3, дело не дошло. Подобно EU 3: In Nomine и EU: Rome, в Hearts of Iron 3 появился специальный экран «решений», не закрепленных за конкретными датами. Выполнив поставленные условия, их можно активировать в любой момент. Например, штурмовать линию Маннергейма лучше летом. К сожалению, некоторые варианты чересчур однозначны — иногда они просто дают бесплатные бонусы. Однако исправить их элементарно, и разработчики наверняка сделают это в ближайших патчах.

Не до конца продумана и внутренняя политика. Место «ползунков», сдвигаемых раз в год, заняли законы, регулируемые так же, как «решения». Беда в том, что для проведения эффективных реформ достаточно влезть в первую попавшуюся заварушку. После ее окончания никто не заставит перейти к мирному укладу, и вы будете пожинать плоды «ускорения» до финишной черты.

Де Голль наносит ответный удар

Развязав нам руки на международной арене, Paradox одновременно застраховала HoI 3 от слишком быстрого развития событий. Устроить побоище уже в 1936-м трудно — пока «ястребы» в вашей стране не заклюют «голубей», нападать на соседей нельзя. Нейтральность снижают дурные вести (допустим, об очередных выходках фюрера в Европе) или пропаганда.

Легче атаковать тех, кого ваш народ считает опасным. Настоящая угроза или сфабрикованная — без разницы. Меню разведки, добавленное еще в Hearts of Iron 2: Doomsday, наконец-то приносит реальную выгоду. Типов миссий стало больше, добытая информация подается нагляднее, но главное — мы не засылаем агентов вручную, а расставляем приоритеты, как в торговле из EU 3: Napoleon's Ambition. Заметно усложнилась партийная жизнь, хотя разжечь пожар революции в стане врага тяжеловато — HoI 3 все-таки посвящена механизированным корпусам, а не рыцарям плаща и кинжала.

Правда, для капитуляции противника не нужно захватывать все важные провинции. Он выбросит белый флаг, когда показатель национального единства его подданных станет меньше, чем процент сданных территорий. Есть и иные способы: шпионские акции, охоты на конвои, стратегические бомбардировки, атомное оружие. Определить суровость оккупационного режима в занятых областях можно и до того, как вам вручат ключи от столицы. Мягкие методы увеличивают прирост призывников и баллов leadership, жесткие — подстегивают промышленность и риск восстаний.

Впрочем, даже для проигравших не все потеряно. Если вы успели примкнуть к одному из трех основных союзов, правительство продолжит борьбу в изгнании. Ресурсы на производство и другие нужды будут мизерными, зато появится возможность поддерживать мятежи и управлять партизанскими отрядами. Партии за «обреченные» Польшу и Францию в кампании 1939 года гарантируют свежие впечатления. Кроме того, подготовлены еще две стартовые точки — декабрь-1941 и февраль-1943. Напротив, отдельные сценарии, не снискавшие любви фанатов, исчезли.

* * *

Пожалуй, именно в этом секрет успеха Paradox — компания, диктующая моду в своей нише, не боится признавать ошибки и слушать поклонников. Глубина проработки и богатство деталей Hearts of Iron 3 покорят «диванных генералов» со стажем, а автоматизация облегчит знакомство с жанром для новичков. Проблемы, вроде «багов» и плохой оптимизации, меркнут на фоне букета достоинств. Прочие глобальные стратегии о Второй мировой остались не у дел.