- Главная/
- Игры/
- Златогорье/
- Рецензия
Трудящиеся пограничного китайского городка Маньгуй, что в провинции Хэйлунцзян, любят шить одежду. Раз в полгода они отправляют казачка в парижские бутики и неделями радуются, превращая кучи заморских Gucci, Armani, Adidas и Hugo Boss в аккуратные стопки лекал. Сняв копии , маньгуйские модельеры начинают вдохновенно творить , отправляя на вещевые рынки России тюки с лейблами Hego Buss, Address, Chrisam Diore и Arnami. Даже если вернуть буквы логотипов на законное место, уже первая стирка наглядно продемонстрирует, что есть хэ .
Сделано в
Вот и со "Златогорьем" такая же история. Даже при беглом взгляде на аляповатое меню генерации персонажа становится ясно, что креативная студия "Бурют" изучала Fallout долго и тщательно. За списком основных статистик виднеется избитая до полусмерти S.P.E.C.I.A.L., а PIP-Boy, кумир пост-апокалиптической молодежи, превратился в бычьемордого качка, напрочь лишенного даже тени юмора. Меж тем облик альтер-эго повергает в уныние. В последний раз столь ясные, незамутненные мыслью лица ваш покорный видел в "Москве-Кассиопее" - "культовом" пионерском sci-fi времен загнивающего социализма.
Сладко-рвотный привкус славянской ролевой демократии нам дают почувствовать еще на экране выбора traits (они же - врожденные черты персонажа; не путать с perks, которые, если помните, приобретаются исключительно в процессе развития). В Fallout, равно как и грядущем Arcanum, traits - дело сугубо интимное и при желании может быть проигнорировано. Авторы "Златогорья", однако ж, упорствуют, насильно заставляя выбирать две из десяти черт, общий лейтмотив которых - "тормоза бьют больней". "А где же Jinxed, Bloody Mess, Sex Appeal и прочие вкусности, ради которых, собственно, и затевалась вся traits-канитель в Fallout?" - спросите вы. Увы, не сложилось. Астеничный златогорский движок, чьи усилия по анимации спрайтов уже тянут на подвиг, фокусам с кровищей не обучен, а ответственная за общение статистика аккуратно изъята из тушки fat-free, Diablo-lookin' недо-S.P.E.C.I.A.L. Зато здесь есть русский народный перк "Пить не пьянея" - заветная мечта одного из моих коллег и еще минимум двух третей взрослого населения Российской Федерации. И двадцатый уровень развития персонажа как предел самосовершенствования.
Все красное
Заставочный ролик "Златогорья" заслуживает особого внимания. То, что начинается как озвученная медоточивым диктором берестяная раскраска, пару минут спустя трансформируется в абсолютного претендента на звание "Видеоужас-2001". Ярко-алый, усыпанный пикселями с кулак младенца, небосвод, похабнейшее качество моделей времен 3D Studio for MS-DOS и картонная анимация дурно клонированного "Саревока" из Baldur's Gate - вот все, что остается в памяти от здешней предыстории. Дитя богов, амнезия, великое предназначение, коварный Враг Всего Сущего, без которых ныне не обходится самая завалящая книжонка т.н. "русских фантастов", подшиты к папке "Златогорье" белыми нитками.
Первый же диалог с мудрецом Еловитом крошит претензии игры на звание "русского Fallout" в мелко рубленую китайскую капусту. Fallout - это далеко и не столько бои, сколько проработка вселенной и мастерски написанные диалоги с возможностью выбора из как минимум 5-6 вариантов фраз. Персонажи "Златогорья" предпочитают изъясняться километровой длины монологами, оставляя игроку ноль (зеро, nada, nothing, nil, zip) возможностей для маневра. Подошел - выбрал единственный вариант ответа - получил квест - выполнил - вернулся - поговорил. Развивая мысль, отметим, что технический прогресс миру "Златогорья" определенно не грозит - куда ж они денутся, без булевой-то логики? Впрочем, наличие двух концовок (можете представить себе ПОГАНЫЙ видео-ролик, однако истина все равно на порядок гаже) дает повод смотреть в будущее с оптимизмом.
Читая пространные монологи, невольно задумываешься, сколько человеко-часов угробили сценаристы на никому не нужную стилизацию "под старину". Всякий раз читать десять-пятнадцать строк занудной "гой еси"-беседы с очередным болтливым NPC здесь надоедает крайне быстро, чай, не Planescape: Torment. Правда, в нашем случае куда уместней будет вспомнить не творение мысли BIS-гениев, а Gilbert Goodmate (был недавно такой клон Monkey Island от неудачников из Швеции), эффект от текстов которого превосходит фумитокс. А можно и "Аллоды" с их не в меру трепливыми NPC (между прочим, именно оттуда "Бурюты" позаимствовали "торговый" и "инвентарный" интерфейсы).
Глубина игровой вселенной "Златогорья" сравнима с детским "загончиком" плавбассейна райцентровской СДЮШОР. "150 характерных разнотипных персонажей" уныло ползают по спартански убранным окрестностям "35 уникальных локаций" (обе цитаты - с коробки), словно ряженые зомби на День Ивана Купалы. Озвучку не завезли, антураж беден, как церковная мышь во время поста, а обещанный стиль, похоже, решил схорониться до лучших времен.
Проверни дважды
"Ну хорошо, раз диалогов и стиля нет, тогда, быть может... битвы спасут плод российской фоллаутомании?" - робко поинтересуются наиболее пытливые юннаты. Разочаруйтесь. Решать свои проблемы жители "Златогорья" предпочитают по большей части во время random encounters либо в доступных лишь при получении соответствующих квестов районах. "Зачистить" деревушку Беловодье? У вас чересчур смелые идеи, гражданин. Duck and cover.
Походовые сражения, механизм которых изменен не настолько, чтобы с его шестеренок стерлось клеймо Black Isle Studios, являют собой жестокое и беспринципное избиение игрока, если тому "посчастливилось" родиться с низким уровнем hit points (либо проморгать перк "+50% HP"). Предпочитаете магию силе - готовьтесь долго и неприятно умирать, прежде чем научитесь вышибать мозги монстра-середнячка одним эффектным залпом. Воспитываете в себе воина? Молодцом, наш (точнее, "Бурюта") человек! Любовь и уважение местного зверья можно завоевать исключительно колюще-режущими ударами в область почек. А вот о маневрах на поле битвы придется забыть - любая препаршивая козявка способна одолеть за ход две, а то и три ваших дистанции! Особо продвинутые монстры обучены по-копперфильдовски игнорировать устилающие поле боя препятствия. Save game - вот ответ таким нахалам! Успешно ранили вражину - пишемся. Промахнулись либо получили больше, чем способны унести - считываемся. Повторять до: а) посинения; б) обретения вышеуказанного перка; в) второго пришествия, если вы - маг.
Названия и облик монстров - отдельная песня, достойная изучения светилами московской психиатрии. В погоне за "самобытностью" авторы сами того не заметили, как пересекли грань, отделяющую ролевую игру от дешевого ситкома. Специально для читатeлей AG представляем наиболее яркие экземпляры местного бестиария. Бука и бага - жабцы-близнецы, сбежавшие со склада готовых изделий фабрики тяжелой игрушки. Отличаются цветом и способностью кастовать. Жаль, нет с ними фичи... Волк серый, вторая степень инвалидности - по неизвестной причине у животного перебит хребет и растопырены задние лапы. Виолия - девушка-фея с Ленинградского шоссе (район Химок, если кого интересует). Когда не стреляет молниями, предпочитает отдыхать на земле в позиции, известной в народе как "раком". Но меньше всего повезло василискам: их облик вообще не поддается адекватному описанию. Самое приличное, что лезет в голову -"змея с петушиной головой". Плюются, между прочим, fireball'ами. Знакомые с AD&D граждане оценят всю глубину "шутки" не в меру креативных бурютов. Впрочем, главный юморист "Златогорья" - не кто иной, как лично Кощей Бессмертный. Ему принадлежит потрясающая фраза "Почему я не чувствую присутствия своего яйца?", которая звучит комично даже в контексте его диа... простите, монолога.
Жаба душит
Единственное, благодаря чему "Златогорье" можно именовать "русским Fallout", - количество глюков. Официальный форум пестрит сообщениями на тему "игра вылетает в процессе установки", "синий экран смерти: что делать" и "помогите, оно перезагружает комп". Впрочем, не стоит расслабляться, даже если игра благополучно запустилась, ибо зеленые жабцы обладают привычкой подкрадываться незаметно. Вам запросто могут включить боевой режим в мирном населенном пункте, навеки закрыть доступ в важную для развития сюжета локацию либо уронить Windows по нажатию "Alt-Tab".
В заключение передачи
Коллега Ворм настойчиво стучится в "аську" и просит сказать пару слов о "Князе". Говорю. Во-первых, как ни крути, а плод трудов 1С куда симпатичней в графическом плане. Во-вторых, если "Князя" следует выслать ценной бандеролью в Blizzard на предмет тщательного изучения русской души, то "Златогорью" светит прямая дорога в офис Black Isle Studios. Но не для опытов, нет, а в качестве запоздалой первоапрельской шутки.
P.S. А вот так пошутили товарищи, ответственные за тиражирование игры: необходимый во время установки серийный код "Златогорья" начертан... на поверхности CD! Вам сказать, почему так вышло, или сами догадаетесь?