2 в 1 (русская и русская версии)
У нас на AG есть правило - мы не пишем обзоры по дополнениям к играм. Вернее, пишем, но так редко, что любой пытливый читатель сразу поймет: если мы обозреваем адд-он, то это просто супер-хит. В этот раз именно такой случай. Сериал Heroes of Might & Magic настолько популярен в мире и России, что даже если бы Armageddon's Blade оказался полным отстоем, то все равно об этом следовало бы написать. Но отстоев от Каненгема и Фултона (который сейчас, увы, уже не с NWC) ожидать не приходилось. И вот, скандально известное своим футуристическим прошлым продолжение HM&M3 добралось до нас и вас. Итак, Москва, октябрь 1999 года, полночь...
3 в 1 (Blade - отец, Blade - сын, Blade - несвятой дух)
Armageddon's Blade - так окрещен сам add-on, главная кампания в нем и самый главный и мощный артефакт. Каждую из этих ипостасей можно назвать лучшей. Само дополнение великолепно, кампания длинна и заковыриста, а меч является ультимативным оружием массового поражения (как вам бонусы +3 к Attack/Defence/Power, +6 Knowledge и эксперт-заклинание Armageddon, действующее только на вражеские юниты?). Жаль, что в самих кампаниях AB попадется вам лишь в первой, в прочих случаях его можно будет пощупать лишь в одиночных миссиях, хотя это тоже неплохо. Кампаний в дополнении всего шесть, что ровно на единицу меньше, чем в оригинальных героях. Согласитесь, неплохо для начала? Если вспоминать HM&M2: Price of Loyalty, сбацанную Cyberlore'ами для NWC, то там новых кампаний было всего четыре. Я ни в коей мере не принижаю достоинств PoL - это была отличная игра. Но шесть новехоньких, только что из-под пресса, кампаний - это просто пальчики оближешь. И одна другой краше.
Сюжет в AB является логическим продолжением событий из Might & Magic 7 (такая наследуемость, пожалуй, очень нравится NWC - следует предположить, что M&M8 будет продолжением Armageddon's Blade'а, а затем появится и HM&M4: Battle for Erathia с главными персонажами из M&M8:). Да и основные герои перекочевали из M&M7. Кроме Роланда и Катерины вы найдете здесь Gelu, Dracon'а и еще нескольких весьма примечательных персонажей. В каждой кампании есть основной герой, который и выполняет одну миссию за другой, перенося весь свой опыт, а часто и заклинания с артефактами в следующие. По сравнению с оригиналом, герои теперь стали еще навороченнее - одни могут совершенствовать находящиеся под их началом юниты, другие обладают изначально экспертными знаниями в одной из областей магии, третьи вообще так сдружились с драконами, что дают последним +5 к Attack/Defence. Всего в кампаниях вы встретите 11 новых уникальных героев, которые не будут доступны в отдельных сценариях.
Игроку придется бороться против Люфицера Кригана за обладание волшебным Мечом; он станет повелительницей подземелий Мутару, добывающей таинственный Vial of Dragon Blood, который сможет превратить ее в дракона; на Фестивале Жизни молодой варвар Килгор сможет доказать своим врагам и Королю, что именно он следующим должен взойти на кровавый престол; в тяжелой борьбе вы выследите уникального Лазурного Дракона, чтобы не посрамить свою мать, знаменитую наставницу Убийц Драконов; Алхимик Кристиан попадет на обитаемые острова и встретится с лживыми пиратами; Ведьма Адриан, обладающая познаниями в огненной магии, встанет на пути армий нежити... Как видите, все кампании индивидуализированы донельзя. И короткими их назвать нельзя. Приятным развлечением кажется лишь первая - Armageddon's Blade. Чем дальше вы продвигаетесь по лестнице миссий (к сожалению, они все линейны), тем тяжелее становится воевать. Impossible - вот основной уровень сложности в AB. Если вы не считаете себя хардкорным героинщиком, то садится за этот Expansion Pack не рекомендуется - вас ждет долгая и мучительная смерть от сознания собственного убожества.
Поначалу вы выполняете привычные Kill'em'all задания, которые, по сравнению с более поздними (например, застолбить все шахты, убить всех монстров на карте или продержаться пару месяцев в замке, отражая все учащающиеся набеги противника) покажутся просто детским лепетом. Нет, в принципе, все не так сложно, но опыт игры в оригинальных Третьих Героев и знание многих специфических трюков обязательны.
4 в 1 (четыре дракона на гроб с игроком)
Новые юниты - это именно то, что так и не было реализовано в Price of Loyalty и чего все так ждали. В AB вернулись крестьяне из HM&M2 (да-да, именно те, с 1/1/1/1/3 :) и хоббиты (они же халфлинги). Мумии, кочевники, наездники на кабанах и прочие нейтральные юниты не особенно круты и не заслуживают пристального внимания. А вот драконы...
Их стало на 4 больше - один другого краше и ужаснее в гневе. Кристаллические, разбивающиеся с красивым звоном; Faerie с большими наивными глазами, кастующие мощные заклинания на 8 уровне; Rust'ы, отравляющие вас кислотой (кошмарные существа). И, наконец, царь природы в Эратии - Лазурный Дракон или просто Убийца . 1000 HP, Attack/Defence по 50, Damage 70-80, наводит страх на атакуемые войска. Уничтожение стэка 15x7 таких дракош - дело только для настоящих героев.
Кроме драконов, хочется упомянуть великолепных Enchanter'ов, которые каждые три хода кастуют полезные заклинания на все ваши юниты. А Sharpshooter'ы станут настоящим ужасом для всех ваших врагов - эти апгрейженые из Archer'ов или Эльфов лучники стреляют через все поле без ополовинивания ущерба. Все это юниты, так сказать, бездомные. О других, прижившихся в новом замке Elemental Conflux, будет сказано ниже.
14 в 1 (бывший Forge)
Вы, наверное, помните, какая буча поднялась в игровом мире, когда NWC объявила о том, что в Armageddon's Blade будет добавлен новый, футуристический город The Forge. В этом городе жили бы всякие кибер-зомбики, кибер-гарпии и прочие кибер-демоны. Но планам разработчиков не суждено было сбыться - волна народного негодования заставила боссов из 3DO подействовать на подчиненную им команду и "попросить" их заменить столь непривычный для фэнтези-мира Forge на что-нибудь более удобоваримое. В итоге мы получили Elemental Conflux, эдакий Диснейленд с разнообразными элементалями (из которых особого внимания заслуживает только Psychic/Magic Elemental, вызывающий ассоциации с гидрами манерой ведения боя). Также в Conflux прибыли спрайты (эльфы) и фениксы из HM&M2. Последние, будучи проапгрейжены из обычных Fire Bird'ов, обладают способностью к воскрешению - это часто решает исход битвы.
Особо интересными зданиями Conflux не отличается - единственным ранее не виданным является Magic University, в котором за небольшую денюжку можно обучиться азам четырех магических стихий. Ну а Artefact Merchants уже имел место быть в Tower. Кстати, о птичках. Aurora Berealias (здание, строящееся в Conflux'е с помощью Грааля) дает вам доступ ко всем магическим заклинаниям, +5000 income в день и 50%-процентный прирост монстров. Впрочем, и так понятно, что любой город с Граальным зданием практически становится победителем. Сам Conflux выглядит красиво, в чем вы можете убедиться, глянув на первый скриншот.
Как и положено нормальному городу, в нем есть два новых типа героев, по 8 рыл на тип. Это Elementalist'ы - спецы по заклинаниям и Planeswalker'ы, добавляющие бонусы к ведомым войскам. Лично мне более симпатичны первые, так как люблю я путь Магии, а не Меча. Впрочем, тут о вкусах не спорят.
Один в один (Размышления о междумордии)
Всем был хорош интерфейс в HM&M3. Но некоторые мелочи откровенно раздражали. Например, зачем, стоя в телепорте, надо было отходить в сторону и вновь в него заходить, теряя драгоценные ходы? Теперь же просто достаточно нажать пробел , как без потери ходов вы сможете зайти в телепорт, вход в подземелье или генератор монстров - и никакой перхоти.
А приятная возможность управлять выстрелами башен в городе при развитом навыке Artillery? А что вы скажете по поводу охраны шахт, в которых теперь можно оставлять любое количество юнитов, чтобы они защищали шахты от праздношатающихся вражеских героев... А если денег мало, а юнитов хочется, то почему бы не купить в своем проапгрейженном городе непроапргейженные юниты, например ангелов, а не архангелов? А... Да таких мелких поправок к игре довольно много - понадобится еще килобайт пять на описание их всех. В общем и целом, играть стало лучше, играть стало веселее.
100 к одному (AI - Artificial Idiot)
Компьютерный мозг не поумнел. Вернее, поумнел, но лишь в некоторых, специфичных случаях. Опять вражеские герои обходят стороной ваш слабо охраняемый замок, опять лезут на сильно защищенный с кучкой крестьян, опять расстреливают 600 троглодитов, вместо того, чтобы заняться 5-ю архангелами или фениксами. Но иногда компьютер проявляет просто-таки недюжиные для себя способности - например, при разрушенной катапульте, отсутствии летающих/стреляющих юнитов или атакующей магии комп незамедлительно отступит, а не будет класть свои юниты у стен вашей крепости, которую уже нельзя будет разрушить. Вообще, противник стал трусливее - чаще сбегает, забирая с собой артефакты и унося невыбитый экспириенс. Сволочь (простите, вырвалось). Но, как и в любой игре, лучшим соперником для вас может стать только человек - игра через Интернет не требует быстрых скоростей, ну а Героиновый Hot-Seat известен всем фанатам походовых стратегий.
Все в одном (Редакторы)
Сбылась мечта идиота. В HM&M3:AB встроена возможность рэндомной генерации карт! Да, эта возможность была во вторых героях, но первый релиз третьих был обделен этой замечательной фичей. Естественно, что подобные карты требуют доводки, но само их качество очень высоко - я поиграл в некоторые, изготовленные за минуту-другую. Очень вкусно.
Еще одно нововведение в Armageddon's Blade - это редактор кампаний. Предварительно созданные сценарии вы можете собирать в собственные блоки. Выбрав карту, последовательность миссий, расписав музыку, мувики и прочие экспириенсы, можно создать весьма интересные образцы жанра. Жаль, что пока (до выхода четвертых Героев) возможностей в Campaign Editor'е не так много - сказывается ограниченность доступных ресурсов. А ведь так было бы заманчиво отрендерить собственный мультик и вставить его в игру! Но все равно, в скором времени ждите не просто отдельных сценариев, а собранных воедино кампаний.
Короче, и так удобный для использования редактор карт вкупе с CE является одним из самых лучших среди таковых на рынке. Походовых стратегий очень мало, а хороших редакторов к ним вообще выпускают единицы - вспомните хотя бы обделенный Jagged Alliance 2. Поэтому берите в руки мышь, в голову - фантазию и создавайте, создавайте, создавайте. А мы поиграем.
О грустном
Официальной русской версии Armageddon's Blade не будет. А установка английской поверх русской от Буки чревата некоторыми проблемами. Следовательно, остается только покупка оригинальной версии и потом Expansion Pack'а. Так что все любители великомогучих пиратских игр могут ждать локализаций от какого-нибудь 666 волка и fargoose'а. Хотя и в английской версии проблем с языком быть не должно - уж очень интернациональна игра, чтобы требовать перевода.
Наш выбор
Несомненно, Armageddon's Blade встает в ряд лучших аддонов, когда-либо выходивших на нашей грешной земле. Не менее продолжительный, чем в оригинальной версии игровой период, новые отдельные сценарии, новый редактор, random generator, 23 новых юнита, пара новых артефактов и т.д и т.п. Отличный аддон для отличной игры. 9.0, Наш выбор.