Мне кажется, что сейчас я буду писать о чем-то необъятном. Для России третьи «Герои» стали глыбой. Мало какая игра так увлекала нашу страну на стыке тысячелетий, не считая разве что Counter-Strike. Но если в «Контру» рубились по большей части подростки, то «Герои» увлекли всех, от детей до домохозяек. Такое иначе как культом не назовешь.
Астрологи объявили неделю ностальгии
Вы еще помните тот самый диск с «Возрождением Эрафии»? Сегодня трехмерный всадник с его обложки смотрится примитивно, но тогда не было картинки милее. «Бука», если тебе когда-нибудь и поставят памятник, то только за «Героев».
Потом был «Клинок Армагеддона», а за ним и «Дыхание смерти». Новые замки, сценарии, артефакты — и без того большая игра становилась бездонной, но нам все равно ее не хватало. Особо ярые фанаты проходили даже «Хроники Героев» — простенькие одиночные кампании, издававшиеся на отдельных дисках. Никаких нововведений, пониженная сложность — «Хроники» просто были еще одной дозой для героинозависимых.
А в феврале 2002 года на диске «Игромании» мы нашли Heroes 3.5: In the Wake of Gods — пожалуй, главную иллюстрацию народной любви к «Героям». Новые замки, монстры, артефакты, механики — команда энтузиастов делала (и делает до сих пор) игру своей мечты.
15 лет спустя Heroes of Might & Magic III остаются самой востребованной частью серии. За полтора десятилетия у игры появилось три продолжения и немало последователей, вроде Disciples, Age of Wonders и новой King’s Bounty — но столь горячей народной любви ни одна из этих игр уже не добилась. В 1999 году студия New World Computing нашла идеальный баланс между тактической глубиной и простотой освоения, упаковав свои идеи в совершенно сказочную — по тем временам — оболочку. На успех «Героев» повлияла и эпоха: школьники и студенты с радостью разыгрывали многочасовые партии в режиме hot seat за одним компьютером, что в наши дни представить уже сложно.
Астрологи объявили неделю халтурных HD-переизданий
Вы еще помните всеобщее ликование, когда в декабре Ubisoft анонсировала HD-переиздание третьих «Героев»? Неужели французы наконец поняли, что эту вершину им все равно никогда не переплюнуть?
Конец января. Запускаю новых старых «Героев». Вступительный ролик проигрывается в маленьком окошке посреди экрана, в оригинальном разрешении 1999 года. Затем открывается главное меню — по бокам оно украшено широкими полями, превращающими соотношение сторон 16:9 в старенькие 4:3. HD-издание начинается как-то совсем не HD. Ладно, крошечное видео еще можно объяснить: New World Computing уже 12 лет как нет с нами, исходники рендера могли затеряться, а воссоздавать ролик с нуля или ретушировать его покадрово — затея затратная и не очень востребованная. Но меню с полями? Неужели Ubisoft была вынуждена экономить так жестко, что даже одну-единственную — и весьма важную притом — картинку нельзя было перерисовать под высокое разрешение?
Ну, спасибо хоть, что в самой игре на нас смотрят честные 1920х1080. Спору нет, перерисованные монстры выглядят симпатично. Правда, такого уж прямо особого восторга это не вызывает — повышенной четкостью сегодня никого не удивишь. Что еще мы получаем, кроме собственно графики? Оказывается, все остальные элементы игры так и остались неизменными с 1999 года. И я говорю не про милые артефакты эпохи, вроде того, как монстры по очереди, а не одновременно поворачиваются друг к другу перед атакой — на это смотреть даже забавно. Но почему в игре 2015 года нет даже банального автосохранения? Уважение к оригинальному видению старых мастеров — это одно, а безразличие к удобству пользователя — другое. Должен быть какой-то здравый смысл в работе с классикой?
Даже меню остались теми же: в настройки игры можно войти только из самой игры, в настройки битвы — из битвы, и так далее. Я, конечно, рад возвращению тех самых«Героев», но не настолько же буквально. Вдобавок новое издание то ли воспроизводит какие-то древние баги, то ли добавляет свои (вероятно, и то, и другое). Например, по нажатию на пробел герой отказывается заново заходить в локацию, а во время осады ров не наносит урон. После этого уже даже не удивляешься отсутствию генератора случайных карт из «Клинка Армагеддона», без которого мультиплеер быстро наскучивает.
Все это выглядит особенно убого в свете того, что пять лет назад русские фанаты «Героев» уже сделали бесплатный HD-патч для игры, который обновляется до сих пор — последняя версия вышла в ноябре. Да, монстры в нем не перерисованы, поэтому тактические бои там проходят в маленьких окошках 800х600. Зато патч поддерживает Heroes of Might & Magic III со всеми дополнениями и даже фанатскими аддонами и, более того, улучшает игровой интерфейс, добавляя новые возможности и расширяя список горячих клавиш.
***
Недоработки и баги — привычное дело для последних релизов Ubisoft, но, признаться, в случае с «Героями» я наивно надеялся на лучшее. Дескать, раз уж французы решили возродить легендарный хит, неужели они позволят себе сделать это недобросовестно?
Формально HD-издание выполняет свою основную функцию — добавляет в игру текстуры под высокое разрешение. Но во всем остальном ослепительно ярко проглядывает нежелание Ubisoft потратить лишнюю копейку на даже минимальное удобство пользователя. Неудивительно, что фанаты «Героев» восприняли переиздание как насмешку: обзоры в Steam пестрят эпитетами, среди которых «халтура» — самый мягкий. Ностальгия ностальгией, но в игре слишком мало контента и слишком много недочетов. Хоть какой-то смысл это горе-переиздание имеет только на iPad и Android-планшетах. Да и то лишь потому, что там попросту нет полноценных аналогов.