Узнав, что Tribes of the East завершит историю Heroes of Might & Magic 5, я немного загрустил. Огонек интереса к миру, созданному Nival и Ubisoft, еще теплится, но 15 миссий из Hammers of Fate подбросили в него всего несколько хворостинок, а второму аддону явно не хватает времени на разгон перед финишной чертой.
Полный конец
К счастью, самые печальные прогнозы не оправдались. «Повелители Орды» рассказали об Ашане заметно больше, чем «Владыки Севера». Вместо того чтобы придумывать свежие повороты в войне с демонами и их приспешниками, разработчики показали неизвестные грани игровой вселенной. Сдержав обещание открыть тайну пришествия Темного Мессии, нам поведали о похождениях некроманта Арантира, знакомого по Dark Messiah of Might and Magic. Пятые «Герои» обрели персонажа, которого нельзя отнести ни к «черным», ни к «белым». Он просто хотел восстановить баланс сил в пику предыдущему властелину нежити Маркелу. Жаль, что зацепка, связывающая Heroes 5 и DMoMM, напрочь лишена интриги.
Другая особенность Tribes of the East — орки, очень политкорректно борющиеся за свое место в Ашане (как в Warcraft 3 и «Кодексе войны»). Не обращайте внимания на неправильный прикус, дикий нрав и жуткий запах. Сполна отомстив угнетавшим их человечишкам, краснокожие заключат с ними перемирие и объединятся перед лицом общего врага. Дежурный ответ «В жилах варваров течет частичка проклятой крови, поэтому они ненавидят демонов всей душой» не делает ситуацию менее банальной.
После двух второстепенных кампаний резерв миссий съежился до четырех. В таких условиях авторам было не до драматургии, им еле-еле удалось свести в узел сюжетные линии. Хилый сценарий прячется за ядреную сложность некоторых эпизодов; например, если вы забыли выдать приличное снаряжение пьянчуге Вульфстану на предпоследнем этапе, у него почти не будет шансов взять крепость в решающем сражении. Зато словесные перепалки и ролики на движке все так же хороши. Типажи из HoMM 5 прижились бы в фэнтезийном мультфильме.
Раздвоение личности
Добавление новых рас — одна из лучших традиций серии HoMM. Как и гномы из Hammers of Fate, орки непохожи на прочие стороны конфликта. Хотя они не признают волшебства и «портят» чужую магию, их собственная тактика не сводится к тупому натиску. Секрет успеха скрыт в применении «боевых кличей», близких к обычным заклинаниям.
Каждое удачное действие (атака, колдовство и т. п.) заполняет специальную шкалу. Когда она достигает максимума, отряд переходит на следующий «уровень ярости» и получает прибавку к основным параметрам. Нагнать адреналина в кровь можно по-разному, причем один из самых эффективных методов — те же вопли командира. При пропуске ходов воины теряют запал, что, по идее, должно заставлять крушить вражеские ряды, наплевав на неизбежный урон. В реальности достаточно топтаться на соседних клетках — игра посчитает, что вы активно маневрируете, и не отнимет «очки ярости». Эта хитрость бывает полезна при осадах.
Ударную мощь орды составляют два вида скучных «качков» с тесаками. Способности их соратников любопытнее. Скажем, циклопы крушат городские стены и ворота и используют гоблинов в качестве метательных снарядов, а шаманки с фигурами топ-моделей добывают ману, принося пузатую мелочь в жертву. Неудивительно, что при высоких потерях карапузы норовят переметнуться к неприятелю. Любителей экзотики порадуют Пао Каи (в просторечье — виверны), кусавшие Сарета за бока в Dark Messiah of Might and Magic.
Однако буйные степняки — крупица прибывших пополнений. Гораздо важнее, что во всех замках появились альтернативные усовершенствования войск. Баланс не нарушен: «братские» типы бойцов различаются лишь талантами, единичкой-другой в характеристиках и внешностью. Если вы видели «отступников» из Hammers of Fate, то сообразите, о чем идет речь. Кстати, они и превратились во вторую «линейку апгрейдов» в рыцарских твердынях.
Конечно, это не две полноценные ветви развития из Heroes 4, но выбор всегда греет душу. Обычные игроки наверняка определят кого-то в «любимчики», а знатоки правил Heroes 5 смогут лавировать между обоими вариантами. Благо, интерфейс, отвечающий за улучшения, сделан на славу.
Прощальная гастроль
Понимая, что Tribes of the East — последняя возможность что-то поменять, Nival ввела экран со сводной статистикой о королевстве и героях и нарисовала кнопку «Wait». Наконец-то вернулись комплекты артефактов. В отличие от Heroes of Might and Magic 3: The Shadow of Death, бонусы даются и тем, кто собрал только часть коллекции.
Впрочем, разработчикам хватило фантазии и на по-настоящему новые детали геймплея. В частности, разрешили исправлять дефекты «прокачки». То, что для этого нужно найти особое здание и заплатить солидную сумму, не остановит игроков, рвущихся к центру «колеса умений». Еще одно занимательное строение — обсерватория астролога, влияющая на эффекты следующих двух недель.
К сожалению, желание внести в игру все задуманное привело к ряду технических проблем. Tribes of the East заметно «подтормаживает» и менее стабильна, чем предыдущий аддон. Иногда искусственный интеллект впадает в ступор, передавая ход по полторы-две минуты. Другой недуг компьютерных оппонентов — поразительная трусость. Порой противник удирает сразу после начала боя, даже не пытаясь продать жизни своих солдат подороже. Надеюсь, первый же патч избавит нас от заминок и подчистит ошибки локализации.
В заключение стоит упомянуть о приложенном к Tribes of the East 300-страничном руководстве в pdf-формате, написанном фанатами всего мира, в том числе и завсегдатаями нашего «Геройского Уголка». Без него разобраться в тонкостях аддона, внутреннее устройство которого по сравнению с Heroes 5 серьезно изменилось, очень трудно. К примеру, там можно узнать подробности об оживлении мертвецов и добавленной в шкале «темной энергии» (теперь за неделю некромант способен создать строго ограниченное количество нежити, однако он сам решает, на кого из покойников потратить «ресурсы»).
* * *
Tribes of the East раскрыла почти весь потенциал Heroes of Might and Magic 5. Несмотря на огрехи, она придется по нраву большинству поклонников оригинальной игры. Как ни крути, дополнения эпохи поздней New World Computing были совсем вялыми.