Светлая тема

Рецензия на игру Hidden & Dangerous

Нравится мне, что восточноевропейские разработчики решили пробивать себе наконец-то путь на западный игровой Олимп. Наши соотечественники, поляки, а теперь и чехи. Да-да, речь сейчас пойдет именно о чешской игре. Однако говорит это не о ее низком уровне, как вы могли подумать, а совершенно об обратном. Если посмотреть мельком на наш рейтинг, то можно увидеть там весьма занятную оценку в 9.5 баллов. То есть перед нами без пяти минут абсолютный хит. Удивлены? Чехи — и хит? А вот представьте себе. Именно чехи и именно хит. Самый что ни на есть настоящий. Но еще невероятней, что Hidden & Dangerous, о которой пойдет сейчас речь — первая разработка молодой команды Illusion Softworks. Неплохое начало, правда? Кстати, такой шедевр прошлого года, как Commandos — тоже первенец, но уже другой компании, испанской Pyro Studios. Причем здесь Commandos? Да притом, что H&D, хотя и с натяжкой, вполне можно назвать коммандосами-в-3D. Перед играющими вновь предстает симулятор небольшой группы спецназовцев, причем действие также разворачивается во время Второй Мировой войны. Достаточно параллелей, не правда ли? И при всем этом, H&D вобрал в себя все самое лучшее из таких замечательных игр, как Rainbow 6, SpecOps и даже Delta Force. Но не будем забегать вперед, обо всем по порядку.

Deja Vu

1943 год. Переломный год во Второй Мировой. Британское командование принимает, наконец, решение выставить против германских войск свои элитные подразделения SAS (Special Air Service), состоящие из истинных знатоков военного дела. Это не рядовые из тыла, не хлюпкие новички — это профессионалы, убийство для которых столь же естественно, как и чашечка утреннего кофе. Тем более такое убийство, которое оправдывается благородными целями... Итак, в прямом подчинении играющего небольшой отряд специального назначения, который дойдет с вами (разумеется, при благоприятном исходе) аж до мая 1945 года, когда наконец-то состоялась бесславная капитуляция нацистской Германии.

Hidden & Dangerous разделена на 6 кампаний, в каждой из которых необходимо выполнить ряд миссий (всего их 23), объединенных общим сюжетом. Чехословакия, Германия, Италия — именно в этих странах вам предстоит проверить свои тактические навыки. И необычайно жесткое сопротивление вы встретите уже с самого первого уровня, притом, что сложность в игре нарастает от миссии к миссии. Но вы ведь не дрова пришли колоть, верно? Так что готовьтесь, фрицы с легкостью покажут вам, насколько они умнее, сильнее и проворнее жалких террористов из Rainbow 6…

40/8/4

Перед тем, как ринуться в бой, вам необходимо собрать свою будущую команду. Причем процесс этот сильно напоминает таковой в Rainbow 6. Однако в H&D он реализован гораздо удобнее и яснее.

Итак, перед вами гарнизон из сорока натренированных вояк. Но только восемь из них будут удостоены чести оказаться в вашей команде, и лишь четверо смогут одновременно принять участие в выполнении задания, тогда как остальным в это время придется отдыхать “на базе”. Отсюда и формула 40/8/4. Учтите, восемь человек даются на одну кампанию, так что восполнить урон можно будет исключительно по прохождении очередной из них. Поэтому не дай вам Бог растерять почти всех своих солдат уже на первых миссиях! В этом случае можете, не задумываясь, доставать пистолет и пускать себе пулю в лоб — четверка военных нужна практически на каждом задании.

Каждый специалист из вашей команды обладает краткой характеристикой, а также набором из пяти навыков (точность стрельбы, скорость реакции, умение скрываться, сила и выносливость). Все они выражены в процентах и имеют тенденцию расти от миссии к миссии, так что к концу игры у вас будет отряд из одного-восьми костоломов, убивающих белку на расстоянии в 800 метров ударом кулака в глаз. Да так, что бедная белочка даже и не заметит.

Но вернемся к набору команды. Если вам лень выбирать бойцов самому — не расстраивайтесь. Разработчики предусмотрели кнопочку “Auto Set up”, которая, следуя только ей ведомым правилам, подберет для вас весьма неплохой отрядик. К слову сказать, данная автоматика будет преследовать играющего на всем продолжении набора и экипировки солдат. Очень удобная штучка, кстати, избавляющая от большей части ручной работы.

Ну вот, самоубийцы завербованы, настала пора их "упаковывать". Обмундирование, автоматы, пистолеты, мины, и все, все, все — без этого на войне как-то даже и неуютно. Чешские разработчики впихнули в игру море оружия и целую речку инвентаря. Причем не абы какого, а самого настоящего, можно даже сказать исторического. Смотрите сами: четыре ручных пулемета (все на сошках), три автомата (английский Sten и два известных немецких — MP40 и MP44), две снайперских винтовки (MK4 и K98), одна винтовка M41, пистолет Colt 1911, фауст-патрон, американская базука, два вида гранат (английская осколочная и немецкая на длинной ручке), два вида мин (противотанковая и противопехотная), часовая мина, бинокль, нож с глушителем, сигнальный пистолет (помогает ночами)… Не слабо? И это еще не все! По ходу игры вам будут попадаться, а иногда и выдаваться, униформы, ключи, радиомаяки и прочие столь же нужные вещи.

Однако на одну кампанию можно взять с собой только строго ограниченное количество инвентаря. И учтите, поначалу очень многие взрослые игрушки будут вам попросту недоступны. Поэтому в операциях стоит экономить боезапас и стараться уничтожать врагов, скажем, с помощью боевого ножа. Дешево и сердито, а главное — патроны не расходуются.

Обобрав склад амуниции, направляйтесь на финальную экипировку отряда, которую предстоит производить перед каждой миссией. Поначалу топчите Auto Set up, а потом добавляйте причиндалов по своему разумению. Надеюсь, что вы и сами догадались, что снайперское ружье лучше вручить индивиду с высоким показателем “меткость стрельбы”, а на самого выносливого водрузить пару базук и фауст. Конечно, реализм тут немного подкачал — все оружие солдаты прячут за пазухой, что совсем не есть похоже на правду. Впрочем, это мелочь. Настоящий реализм встретит вас...

...В бою

После подробного трехмерного брифинга, рассказывающих обо всех тонкостях задания, ваша команда десантируется в определенный район боевых действий, после чего и начинается все самое интересное.

Вы можете свободно переключаться между всеми солдатами, выбирая как вид от первого, так и от третьего лица (а-ля Лара Крофт). Последний удобнее для перемещений, тогда как 1st-person view больше подходит для отстрела фашистов — так оно и сподручнее и точнее, хотя некоторые виды оружия загораживают часть полезной площади экрана. Кстати, для режима 3rd person предусмотрен весьма неплохой курсор наведения, показывающий точное направление стрельбы.

Ваши солдаты умеют ходить, красться, бегать, садиться на колено, ложиться, перекатываться, ползать и т.д. — короче, полный комплекс упражнений, которого так не хватало в Rainbow 6. Жаль только, что нельзя сразу плюхаться на пузо во время бега, приходится сначала останавливаться. А ведь ходить по открытому пространству смертельно опасно — даже на первом уровне вас встретят несколько вражеских снайперов, а дальше пойдут еще и стационарные вышки, танки… Словом, ползать вам по земле-матушке, да вприсядку перебегать от камня к камню. Главное не забывать, что неприятель видит и слышит все не хуже вас, так что передвигаться нужно с особой осторожностью — тревога в стане врагов вам ни к чему. Бойцы не кошки, у них не девять жизней — пара пуль (для головы хватит и одной), и человека уже нет.

Если в Commandos и Rainbow 6 вы привыкли к тихой войне, где глушители были делом обычным, то старый опыт вам не поможет. Единственное бесшумное оружие в Hidden & Dangerous — боевой нож. Только им можно тихо и нежно проткнуть сердце часового, чтобы тот даже и не пикнул. Снайперская же винтовка шумит, к примеру, не хуже автомата — переполошившиеся немцы сразу начинают бегать и палить по первому шелохнувшемуся кустику. Словом, тщательно продумывать свою тактику придется заранее (к этому мы еще вернемся).

Кроме фашистов вам грозят смертью и “естественные” (физические) явления. Падение с высоты всего в несколько метров чревато переломом позвоночника. Не удастся и особо поплавать — обмундирование тянет ко дну. При этом далеко не безопасны также проезжающие броневики, танки и поезда — стоит любому из ваших бойцов попасть под колеса (гусеницы), как от него останется одно мокрое место. На войне как на войне.

Впрочем, долг платежом красен. Иногда и вам представится возможность покататься на различной вражеской технике: танках, бронетранспортерах, мотоциклах с колясками... И уж тогда давите пеших фрицев сколько душе угодно. Кстати, использование моторизированных средств иногда просто необходимо для успешного выполнения задания. А они, надо сказать, весьма и весьма разнообразны: тут вам и саботаж, и освобождение пленных, и киднеппинг :-) высших военных чинов, и операции по тотальной зачистке местности... В общем, полный джентльменский набор настоящего спецназовца.

Отдельного внимания заслуживают ночные миссии, когда лишь прожектора пронзают темноту ночи, только под покровом которой и можно выполнить особо сложные задания. А уж если расстрелять прожектора, то можно буквально начинать новую “ночь длинных ножей”.

Но основная жемчужина в H&D — миссия по краже с тонущего немецкого крейсера крипто-машин “Энигма”. Ответственно заявляю, подобного не было еще нигде — целый корабль смоделирован настолько детально и правдоподобно, что, бегая по накренившейся палубе, даже под страхом смерти не можешь отказать себе в удовольствии на секундочку остановиться и в восхищении поглазеть по сторонам…

Die, Nazi, Die!

Поскольку убийство — единственный способ выжить, вам часто придется пользоваться не только ножом, но и более действенными средствами убеждения. В руках профессионала снайперская винтовка способна расквасить не одну голову. Весьма неслабый zoom на оружейной оптике прицеле позволяет прицеливаться очень точно, не тратя больше одной пули на жертву. Что до автоматов, то они, как и пулеметы, особенно удобны для стрельбы на открытых пространствах. Однако последние, в отличие от автоматов, можно использовать только лежа — силенок на стрельбу от пояса у ваших ребятушек не хватает. Гранаты — отличная вещь для ликвидации целых группировок врага (их, бедных, просто на куски разрывает). А вот фауст-патроны и базуки идеальны для уничтожения бронетехники. Но не увлекайтесь и помните, что нож — лучший друг спецназовца, когда нужно действовать быстро и без лишнего шума.

Боеприпасы к вашему оружию не бесконечны, так что не стоит забывать обшаривать карманы убитых врагов. С простого солдата запросто можно снять пару гранат и сотню-другую патронов к MP40. Кстати, не бесконечны патроны и у немцев. Их вполне можно оставить с пустыми руками, спрятавшись за камнем и заставляя расстреливать поднятую на палке каску :)

AI

Ну вот, слово за слово, мы и подошли к одному из наиболее интересных вопросов — искусственному интеллекту. В отличие от большинства других игр, он силен не только у врагов, но и у ваших соратников. Оставленные без вашего чуткого руководства, они ведут себя почти как настоящие люди — прикрывают друг друга, передвигаются короткими перебежками, по возможности стреляют первыми (конечно, если вы не приказали им не открывать огня)... Кстати, отлично обстоят дела и с маршрутом передвижения вашей команды. Стоит один раз указать конечный пункт назначения, как ваши солдаты организованно пойдут к ней, почти ни на секунду не сбиваясь с пути. Зрелище, надо сказать, весьма и весьма приятное и поучительное.

Что до интеллекта фашистов, то он несколько попроще, хотя и его вполне хватает, чтобы забыть о спокойной жизни. Враги прячутся за препятствиями, ложатся при массированном обстреле и убегают от гранат — почти живые люди, только иногда чересчур храбрые.

Успех каждой миссии целиком зависит от слаженных действий вашей команды. Все можно и нужно расписывать буквально по секундам. Благо в любой момент можно нажать пробел и в режиме паузы отдать необходимые приказы.

Тактика

В отличие от того же Rainbow 6, где операцию можно было спланировать только ДО начала задания, в Hidden & Dangerous играющий может в любой момент раздать своим подчиненным ценные указания, расписав их действия на много шагов вперед. Например, расставить бойцов около дверей одной комнаты и приказать ждать сигнала к атаке — сразу после него они разом ворвутся в комнату и уничтожат всех, кто решил там схорониться. Только не стоит забывать, что на определенном расстоянии ваши люди могут и не услышать приказа.

Начиная примерно с середины игры, правильное тактическое планирование — залог успеха всей операции. Придется ни один раз перерисовывать пути следования бригады по вражеским вешкам, поскольку каждую из миссий можно выполнить несколькими различными способами. И в этом H&D далеко обошел всех своих "спецназовских" конкурентов.

Insanity

Именно так чешские разработчики назвали свой графический движок. И хотя сумасшедшими возможностями он не блещет (новомодных технологий навроде bump-mapping’а или fullscreen-antialiasing’а в нем нет), зато имеет и свои весьма заметные преимущества. В частности, engine легко справляется с просчетом огромных открытых пространств, на которых и проходит бОльшая часть игры. Зато в детально прорисованных внутренних помещениях Insanity начинает подтормаживать. Ну что поделаешь — ради чего-то одного приходится жертвовать чем-то другим...

Взрывы, разрываемые на части тела, горящие деревья (до сих пор, правда, выглядящие фанерными), дождь, снег, туман — все это есть в H&D, но не в этом его особый шарм. Вот как умирают вражеские супостаты и ваши напарники — это да! Двух одинаковых погибелей вы просто не увидите. Траектория падения тела обусловлена точкой попадания пули, причем, благодаря использованию скелетной анимации, сцены ранения и гибели выглядят весьма реалистично, а главное эффектно. Разве что кровь после смерти не растекается лужей вокруг тела...

Междумордие

Все бы хорошо в H&D, но немного подкачал интерфейс. Если бы не он — игра удостоилась бы высшего балла. Но, что говорится, бочка меда не без ложки дегтя. В частности, просто-таки бесит невозможность быстро загрузить сохраненную игру. Вы только представьте себе, сохраниться во время боя можно, а для загрузки необходимо кликнуть мышой аж восемь раз. Ну не бред ли? Да и саму процедуру подготовки к заданию можно было сделать гораздо удобней, но главное не такой утомительной. А так только “Auto set up” и спасает.

В остальном все нормально. Раскладку клавиатуры можно в любой момент поменять. А тактическая карта, несмотря на свою трехмерность, абсолютно понятна, в силу чего трудностей при планировании операций не возникает.

Бравурный марш

Отличный звук! Просто отличный. Выстрелы, лай собак (они, кстати, вполне натурально бросаются на прутья клеток), стон гнущихся на корабле мачт — именно такие они, звуки войны. Вас ни на секунду не оставляет впечатление реальности происходящего. К сожалению, игра не поддерживает современных стандартов 3D-звука, но и без них H&D живет полной жизнью.

То же самое касается и музыки. Интерактивные военные мелодии, быстрые во время боя и тоскливые в ожидании смерти, окончательно дорисовывают чарующую игровую атмосферу.

Не убийца

Вопреки стараниям разработчиков, multiplayer в игре не сможет стать соперником теперешнему лидеру среди спец-мульти-3D-action’ов — Delta Force. Ограничение на 4х человек не позволит создавать мощные кланы, а проходить миссии в Cooperative, хоть и забавно (в броневике, например, каждый участник выполняет свою роль — один рулит, другой — стреляет и т.д.), но удовольствие это на один раз. Хотя попробовать deathmatch в H&D все же стоит. Хотя бы ради того, чтобы сравнить его с мультиплейером в Rainbow 6 или том же Delta Force.

Резюме

Ни в коем случае не проходите мимо Hidden & Dangerous. Игра, конечно, чертовски сложна, иногда непривычна, но от этого не менее привлекательна. А концовка, в которой русские помянуты не последним словом, заставляет вновь испытывать гордость за нашу великую страну. H&D — настоящая находка для всех, кто любит пощекотать себе нервы и ненавидит жалкие проценты здоровья, так свойственные mainstream-shooter’ам. Даешь реализм!