- Главная/
- Игры/
- Горцы. Битва за Шотландию/
- Рецензия
Многочисленные синяки и ссадины, оставленные критиками доброй воли на лице главного персонажа игры Braveheart (и без того, надо сказать, изрядно разрисованном), надолго отвратили разработчиков от производства игр на шотландскую тематику. Если подобный проект не удался компании Eidos с её бездонным банковским счетом, что уж говорить о рядовых девелоперах?.. Игры, всецело посвященные тяжкой судьбине средневековой Шотландии, уже давно не появлялись на свет. «Скотофильствующие» игроки заскучали, сбрили бороды и перестали заботиться о своих волынках, а кто-то и вовсе переметнулся в лагерь обласканной японскими богами серии Shogun и благословленного Папой Римским Medieval: Total War.
Однако новая забава для храбрых сердцем уже существует, и имя ей — Highland Warriors. Как видите, дело обошлось без звучной кинолицензии, да и смоделированная с помощью спутника карта оказалась дельцам из Data Becker не по карману. Зато все остальные основополагающие атрибуты налицо: каждый уровень испещрен скалистыми выпуклостями, обитатели которых вооружены бородами, волынками и двуручными мечами противоестественных размеров. В однопользовательских кампаниях очень шумно: туда помещены три кровожадных шотландских клана и одна, но оттого не менее кровожадная Британская империя. На поле боя то и дело появляются такие одиозные фигуры, как Эдуард Первый (King Edward I), Уильям «Марселлус» Уоллес (William «Braveheart» Wallace), а также Роберт «Бруцеллёз» Брюс, internationally celebrated as Robert the Bruce. Впрочем, повременим откупоривать шотландского бутылку — «выехать» на одной лишь старинной романтике сейчас мало кому удается.
Магический реализм
Предполагать, что игра является достоверной исторической стратегией, — страшная тактическая ошибка. Приготовившись воспринимать игру в таком ключе, я был несколько озадачен появлением героя по имени Raghnall. В лагере сразу начали происходить странные вещи. У воинов, стоявших неподалеку от этой диковинной персоны, необъяснимо увеличивалась толщина брони. Чары исчезали, только когда бойцы удалялись на безопасное расстояние. Кроме того, товарищ обладал способностью ненадолго увеличивать собственную мускульную силу.
Явление, конечно, презанятное, но, поскольку он не рядовой горец, наверное, ему такие вещи по рангу положены. Кто знает, что вообще у них, средневековых богатырей, на уме?.. И тут, пару миссий спустя, мои пейзане воздвигли некое подобие Стоунхенджа с алтарем посередине, из которого валом повалили друиды с подозрительным свечением вокруг ладоней. Заблуждения касательно исторической аутентичности были развеяны окончательно. Друиды раздавали мечникам шапки-невидимки, телепортировали бренные тела лучников на внушительные расстояния, создавали зеленые кислотные облачка, разъедающие обувь и кожные покровы врагов. Вам кажется, что вы уже видели подобные чудеса в какой-то другой игре? Так оно и есть — разработчики явно не стеснялись черпать вдохновение из выкопанных Blizzard колодцев. А я-то надеялся получить Braveheart с человеческим лицом…
Горцы 17
В геймплее Highland Warriors нет ничего такого, о чем бы мы вам еще не рассказывали. Банальная RTS из разряда лишенных стратегии. Сначала игрок, как ни странно, возводит базу. Затем — собирает-ресурсы-строит-гомункулов-режет-врагов. Искусственный интеллект неприятеля традиционно позаимствован у капустной кочерыжки. Апгрейдов — кот наплакал: совершенствовать можно каждую боевую единицу, но лишь единожды. От HW не следует ждать внезапных поворотов и ошеломительных открытий. Вооруженному разнокалиберными лупами рецензенту остается лишь выискивать в сплошной серой массе банальностей и заимствований мелкотравчатые свежие идейки, а также насмехаться над кривоватой реализацией отдельных составляющих игры. Незавидная, доложу я вам, участь.
Вот, скажем, первое маленькое нововведение: смена времени года в реальном времени. Мы уже были свидетелями планомерного чередования дня и ночи в играх на движке Earth 2150, однако HW предлагает нечто качественно новое (если, конечно, забыть о том, что все это было в Beasts & Bumpkins). Погоняв какое-то время пиктов и прочих скоттов по залитым солнцем зеленым полям, вы с удивлением заметите, как постепенно покрывается инеем травка, меняет окраску листва деревьев, а перед камерой начинают мельтешить снежинки. Увядание природы реализовано не только ради декоративно-прикладных целей: с наступлением холодов необходимо срочно переориентировать занятых уборкой пшеницы крестьян на иные способы добычи пропитания.
Недостатка в ресурсах не наблюдается почти никогда. Весьма обширные карты однопользовательских кампаний буквально изобилуют жаждущими топора лесными массивами, а полезных ископаемых так много, что они не только хоронятся в недрах гор, но и лежат на поверхности. Трудности с пропитанием в зимний период? Ничего подобного: ваши разукрашенные подопечные всегда будут есть от пуза. Помимо возделывания полей, есть еще банальное собирательство морозостойких ягод и охота на всевозможную дичь. Но даже после того, как крестьяне уничтожат всю окрестную флору и фауну, на помощь придут животноводческие фермы, где в любой момент можно «построить» нужное количество крупного рогатого мяса.
Другая интересная новация HW — учреждение крестьянских профсоюзов. Пейзане, которые работают на одном и том же месте, постепенно набираются опыта. В какой-то момент они объявляют о готовности получить степень мастера, требуя за это символическую сумму золота. «Реднек»-специалист в определенной области выполняет свои прямые обязанности намного живее, и очень сильно обижается, когда его заставляют делать чужую работу. Профессиональный фермер, к примеру, крайне неохотно берет в руки кирку, а ставший лесорубом подданный собирает ягоды с проворством слепого однорукого инвалида. Поэтому торопиться с тотальной профориентацией крестьян все же не стоит.
Charge, mate!
При штурме родной базы пейзане готовы совершать геройские подвиги. Они чинят здания столь стремительно, что противники попросту не успевают их разрушать! Когда атакуют вашу базу, данное обстоятельство несказанно радует; но если дело доходит до посягательств на владения врага… Дырявый AI тут же заявляет о своем гнусном существовании. Вместо того чтобы приструнить ремонтную бригаду, воины продолжают самозабвенно колошматить постройки. Приходится вручную тыкать в мастеровитых крестьян, что является нетривиальной задачей, поскольку выцедить нужный объект из образовавшейся около разваливающегося здания кучки трепыхающихся полигонов очень трудно.
Кстати, на максимальное количество юнитов введено ограничение — 200 «единиц». Это не означает, что, умертвив всех крестьян нарочно (для этого, кстати, существует специальная кнопочка с изображением намыленной петли), вы сформируете армию из двух сотен воинов. Вышеназванная цифра соответствует максимальному «количеству жилья», в котором могут разместиться ваши подопечные. Чем мускулистее юнит, тем больше места он занимает. Рыцарь на пару с лошадью оккупируют чуть ли не десяток помещений. Поэтому глобальных конфликтов здесь не бывает.
Разница между вооруженными силами противоборствующих сторон весьма незначительно. У этих пехота с топорами, у тех — с мечами, англичане не экономят на хороших доспехах, а производство шотландских горцев обходится дешевле. Толику разнообразия вносят герои, знатоки всевозможных магических фокусов. Впрочем, клан MacDonald изрядно повеселил меня волынщиком, несказанно улучшающим моральное состояние близстоящих воинов. Кроме того, у него есть осадные башни, гроза вражьих фортеций и построек. Выглядят презабавно: внушительные башенки квадратного сечения, способные быстро передвигаться. Участие в осаде подобной «каракатицы» наносит лагерю врага страшный урон.
Glaswegian accent
Вдобавок ко всему HW не радует глаз. Вроде бы и полигонов потрачено немало, и ландшафт в меру разнообразен, а видеоряд приятного впечатления не оставляет. Конечно, имеются и положительные моменты… правда, их с легкостью перевешивает масса недоработок. В достоинства можно записать хорошую анимацию действующих лиц, в особенности крестьян. Спустив камеру с небес, вы увидите, как добросовестно они расчленяют тушки животных (точнее, «рогатого скота», но будем более сдержанны в выражениях, игра-то про шотландцев…), но «разукрашены» юниты посредственно, да и анимация битв оставляет желать лучшего. Здорово реализован процесс разрушения построек — деревянные хибары загораются, каменные укрепления весьма достоверно разваливаются. В то же время общая цветовая гамма HW подобрана неудачно, качество текстур невысоко, так что мелкие проблески таланта художников — мертвому припарка.
Откровенно надоедают «ахноледжменты» персонажей. Как будто древних скоттов озвучивала группа подзаборных шотландских панков или футбольных болельщиков, выкрикивавшая боевые кличи в грошовый компьютерный микрофон. Длительное прослушивание этих воплей не очень приятно. И понять, что именно они орут, чрезвычайно сложно. Впрочем, вы ведь знаете, что фильм «Trainspotting» шел в кинотеатрах США с субтитрами, т.к. американцы не понимали шотландскую речь его героев? Куда уж нам, общеобразованным…
Богатые возможности по настройке интерфейса? В наличии. Иконки можно свободно перемещать по экрану, а те из них, которые лично вам не требуются, вовсе убирать с глаз долой. Само управление до предела стандартно, никаких откровений. Хотя я бы не отказался от регулировки скорости игры по ходу действия. Увы, она задается в начале каждой миссии и впоследствии уже не меняется. Несуразное решение. Ведь в битвах зачастую хочется немного приструнить игровой процесс, а во время рутинного разгрома беззащитной базы или затяжных марш-бросков на противоположный конец карты — наоборот, ускорить.
BraveCraft или Warheart?
Всякий любознательный деконструктивист обнаружит в Highland Warriors причудливо сочетающиеся элементы WarCraft и Braveheart, ядреный коктейль исторической правды и фэнтезийной галиматьи. Сухой остаток авторских новаций необычайно мал и погоды, к сожалению, не делает; HW — еще одна рядовая RTS. Таких в мире — сотни. Очередной бастард стратегического жанра отправляется в дальние закоулки редакционной кунсткамеры.