Vivendi Universal Games и Electronic Arts в последнее время напоминают двух повздоривших из-за ластика школьников. Пока суровый воспитатель Питер Джексон объясняет тему урока, они делают вид, что прилежно слушают, а на самом деле только и думают, какую бы пакость устроить соседу, одновременно выслужившись перед учителем. В пику реалистично-жестоким слэшерам от EA VUG приготовила милую сказку для детей — немудреный платформер о приключениях юного Бильбо Бэггинса.
В норе под землей жил-был хоббит…
Прекрасно понимая, что составить конкуренцию тяжеловесной The Return of the King очень сложно, разработчики пошли в обход и создали классическую трехмерную аркаду с привлекательными персонажами, интересным сюжетом, оригинальными противниками и огромным количеством прыжковых головоломок. В The Hobbit одиннадцать уровней, каждый из которых иллюстрирует определенные события одноименной книги Толкина. В то же время здесь нет кощунственной отсебятины, хотя в сюжет и внесены существенные добавления. Наиболее бессовестно изобретены предлоги для того, чтобы отправить хоббита в очередное путешествие. «Бильбо пошел по дрова, поскользнулся, упал, очнулся — подземелье!»
The Hobbit не придерживается стандартного шаблона, согласно которому герою постоянно должен либо сражаться с противниками, либо прыгать через пропасти. На каждом уровне есть основная задача, в дополнение к которой в процессе прохождения появляются различные факультативные занятия. Обычно нужно обязательно выполнить только то, что соответствует книжному повествованию; даже в огромном Шире можно (почти) сразу поговорить с Торином и отправиться в путь. С другой стороны, никто не запрещает полностью исследовать уровень, выполнить простенькие задания в стиле «найди-и-принеси», разыскать все секреты, пройти мини-игры, заменяющие здесь взлом замков, собрать монетки и магические кристаллы (между главами первые расходуются на покупку эликсиров и повышение характеристик персонажа, а вторые дают так называемую «отвагу» — опыт, увеличивающий здоровье Бильбо). Видов оружия всего три — посох, камни (метательные, разумеется) и меч по прозвищу Sting, появляющийся в положенном книгой месте. Развиваясь естественным образом, хоббит не может получить новые движения, поэтому приходится собирать арнорские свитки, либо спрятанные в секретных шкатулках, либо выдаваемые строго по сюжету. Конечно же, на карте Riddles in the Dark у Бильбо в кармашке появляется кольцо. Назгулов оно (пока что) не притягивает и обладает лишь одним полезным свойством — может на некоторое время делать своего владельца невидимым.
Тогда мы останемся без Шира!
Для платформера боевая система довольно приятна. Бильбо игнорирует появление врагов и в их присутствии ведет себя спокойно, но лишь до тех пор, пока вы не нажмете на правую кнопку мыши, отвечающую за наведение на цель. Тогда на первый план выходит другая схема управления, знакомая по Tomb Raider: The Angel of Darkness. Взгляд героя прочно фиксируется на выбранной жертве, клавиши «вправо» и «влево» переключаются на стрейф вокруг противника, а камни начинают лететь прямиком в указанную точку. Игра изящно предоставляет вам выбор, какой схемой лучше пользоваться в каждом конкретном случае. Переключение осуществляется быстро и непринужденно, а каждый тип монстров обладает какой-нибудь уникальной особенностью, отличающей его от всех остальных видов чудовищ, что прекрасно разнообразит геймплей. Причинить неудобства способна только расположенная слишком близко к затылку Бильбо камера, которая в узких пещерах часто концентрирует свое внимание на герое, забывая показать противников или пропасти с ловушками.
Акробатика и сражения в The Hobbit достаточно просты и не вызывают раздражения. Места сохранения встречаются часто, можно не волноваться о необходимости снова долго топать по скучному подземелью. Иногда встречаются необычные задания — например, победить в схватке с боссом. От вас никогда не требуют хитро парировать удары или метко бить посохом промеж глаз. Ценится умение быстро бегать, высоко и точно прыгать и быстро соображать. Вооружившись этими тремя добродетелями, игру можно смело пройти от начала и до конца, благо, в ней нет комплексных боевых стычек из The Return of the King, а максимально сложные для хоббита движения выполняются нажатием двух-трех клавиш.
Попадаются и stealth-миссии (скажем, стянуть кошелек у троллей или выкрасть сокровища из-под носа спящего Смога). К таким уровням нужно применять известный еще по Commandos метод заучивания безопасных маршрутов, но в любом случае они приятно разнообразят общий прыжково-боевой фон. Головоломки всегда незамысловаты и обычно сводятся к поиску ключа в пятидесяти метрах от замочной скважины. Бонусы щедро рассыпаны по картам, а тайники ловко скрыты от посторонних глаз. К недостаткам геймплея можно отнести только слишком большой упор на прыжках через пропасти и лазании по веревкам, да битвы, к концу игры превращающиеся в неприятные свалки.
Повествование ведется при помощи двух различных типов видеороликов. Первый — обычная видеокнижка с картинками и закадровым голосом рассказчика, как в Icewind Dale. Второй — трехмерная анимация довольно высокого качества, по эмоциональности практически не уступающая известной кинотрилогии. Первые плавно переходят во вторые, вторые — обратно в первые, которые завершаются небольшой заставкой на движке. В ней-то и проявляются наибольшие расхождения с книгой. Образы всех персонажей выполнены будто назло Джексону: Гэндальф ходит в синей мантии и широкополой шляпе, гномы — скорее забавные крепыши, чем закаленные в боях воины, а сам Бильбо — сорванец в коротких штанишках, каким он, в сущности, и должен быть. Подобный стиль подачи истории идеально подходит к общей простоте геймплея и гармонирует с настроем сказки Профессора.
Звук прекрасно дополняет видеоряд, но особенно хорошо удалась музыка. Каждому уровню соответствует своя мелодия: Ширу — мелодичные гитарные переливы, Туманным (Мглистым) горам — мрачные оркестровые треки… От музыкального «бултых!», с которым Бильбо тонет в черных подземных водах, машинально вздрагиваешь перед экраном. Графика, отдохнувшая на по-консольному примитивных моделях, немного отстает. Уровни выглядят неплохо в основном за счет детского оформления, не нуждающегося в особой отделке, поэтому низкое качество и однообразие текстур не так бросается в глаза. Для выходящего одновременно на всех игровых платформах проекта это само по себе достижение.
* * *
Сделав ставку на использование наработок авторов сериала Zelda во время адаптации книги «Хоббит», Vivendi не прогадала. The Hobbit и The Return of the King отличаются друг от друга так же, как их литературные первоисточники. Игра нацелена на более молодую аудиторию и меньше упирает на пафос. Типичный пример хорошего платформера, лишь немного не дотягивающего до уровня Rayman 3.