Даже если бы «Ил-2 Штурмовик: Забытые Сражения» ни разу не обновлялся, ни одна игра не смогла бы оспорить его звание величайшего авиасимулятора. Время идет, а «Ил-2» все расширяется, обрастая миссиями, картами, новыми самолетами.
Подобная поддержка финального продукта — случай в индустрии редкий, типичный именно для симуляторов. Для того же Falcon 4.0 «заплатки» выходят чуть ли не ежедневно, и разработчики не намерены останавливаться. На фоне печально известного примера в лице Lock On, до сих пор не избавившегося от самых примитивных ошибок, подвиг 1C: Maddox Games достоин искренней похвалы.
Разведка боем
«Асы в небе» рекламировались как радикальное обновление «Забытых Сражений». Можно сказать и так, версия игры доросла до психологического барьера — отметки 2.0 (посторонний человек вряд ли заметит разницу, однако для тех, кто оттачивает свое мастерство в онлайне, каждый патч — событие). Правда, поначалу она наотрез отказывалась работать в Интернете. Причина выяснилась быстро, но отечественным игрокам пришлось ждать целые сутки, пока появится исправленный dll-файл (на Западе он вышел оперативно).
Других сюрпризов «Асы в небе» не содержат. Помимо большого количества самолетов, среди которых наконец-то нарисовались «Спитфайры» и даже СПБ, есть девять динамических кампаний и тридцать три одиночные миссии. Стоит также выделить территории, засветившиеся во «Втором фронте», — Арденны и Нормандию. На коробке они почему-то именуются новыми. В какой-то степени положение выправляет тихоокеанский регион из версии 1.21. Говорят, он основательно переделан. Поверим.
Вокруг да около
Но намного важнее постоянно изменяющийся баланс. Maddox Games ругают за невнимание к штурмовикам, хотя название обязывает. Тут вроде бы разобрались: авторы оправдываются, что ничего такого не обещали. Брэнд, мол, не более того. Обидно! Какой уж там «Ил-10», если немцам вообще приходится воевать на Ju-87 разных модификаций, а ИИ летает на HS-129 B-3. Вместо этого силы уходят на пустые игрушки типа СПБ.
Из той же серии — ФАУ-1 и Mistel. Асов, ловко управляющих в воздушных боях ракетой и самолетом-бомбой, что-то не видно.
Здесь мне не удержаться от обыденной критики: а куда двигается реализм? Странные вещи происходят с любимым симулятором — он становится проще.
Плач Ярославны
Длительное время баланс дрейфует в сторону усиления играбельности. Главным заказчиком музыки (см. историю с патчем) по-прежнему является западный игрок, которому подавай динамику. Да и советские истребители второй половины ВМВ в дикий восторг никого не приводят — их ТТХ старательно сравнивают с возможностями немецких, английских и американских самолетов. Процесс этот уже трудно скрыть от общественности, и разработчики особо не отпираются.
Я не стремлюсь всюду искать заговор, но ситуация именно такова — метут под одну гребенку. Причем страдают все машины, ведь каждая из них наделена плюсами и минусами. Многие знают о персональной любви Олега Медокса к пресловутому «мессеру», однако же назвать его самолетом-убийцей в «Ил-2» непросто.
Или взять упомянутые выше штурмовики. Их характеристики от патча к патчу меняются в соответствии с колебаниями создателей, и никто не отрицает, что живучесть занижена. Речь, конечно, идет об «Ил-2», которым, кроме всего прочего, сильно достается от зениток. На сей счет есть много мнений, и их совокупность дает средний результат — жизнеспособность надо повышать даже ценой прессинга со стороны зарубежных пользователей.
* * *
«Асы в небе» неизбежно угрожают кошельку любителя авиасимуляторов. Ничего не поделаешь, игра течет по своему руслу, а фанат, словно щепка, плывет по ней. Будут еще дополнения, доберемся, глядишь, до «Битвы за Британию», а там и жить станет если не легче, то хотя бы веселее.