Светлая тема

Рецензия на игру Impire

Кажется, будто сотрудники Cyanide Studios работают не за деньги и не на голом энтузиазме, а на амфетаминах. Они радостно генерируют идеи, хотят осуществить каждую из них, берут на себя массу обязательств и, как говорит Михаил Жванецкий, с честью все это несут. Первые в мире видеоигры по «Песни льда и пламени»? Дайте две! Стратегия по настолке Confrontation? Одну сейчас и две сразу после. Ролевая игра с орком и гоблином в главной роли? Не вопрос. Современный наследник Dungeon Keeper? Обязательно!

Однако потом запас стимуляторов иссякает, и доделывать все это приходится грустным и уставшим людям, которым уже плевать на то, что тут не продумано, там перекручено, а здесь и вовсе надо бы все заменить...

Премии Оскару

Те, кто следил за бурным творчеством французско-канадской студии, вряд ли удивились, когда разработчики с их новой игрой Impire объявили о претензиях на трон Dungeon Keeper. Желающих посидеть на нем в последнее время было много (вспомним Dungeons и A Game of Dwarves), но именно к пятой точке Cyanide он подошел бы как влитой — еще со времен Chaos Leagueони обожают делать игры с обилием черного юмора и всякими злобными созданиями в главных ролях.

Впрочем, авторы еще до релиза дали понять, что создают не копию старого хита Bullfrog, а этакую смесь из Dungeon Keeper, тех же Dungeonsи… Warhammer: Dawn of War II. Такая концепция выглядела интересно. Первые же миссии быстро дают понять: в отличие от Dungeonsигра не собирается сваливаться в экшен-RPG с элементами симулятора отделки готических помещений, а делает ставку на главное — черный юмор и возможность утащить верещащего эльфа в пыточную.

Чего стоит одна завязка, в которой могущественный демон Баал превращается в маленького смешного импа с крылышками. Ответственный за это безобразие черный маг по имени Оскар начинает активно использовать опешившего демона в корыстных целях, собираясь с его помощью установить свою власть в Ардании (да-да, действие игры разворачивается в мире Majesty).

Оскар грезит о мировом господстве и говорит исключительно о себе, чем вызывает явное раздражение малютки Баала. Потом, кроме мании величия, из мага полезет чуть ли не Эдипов комплекс, а в само подземелье с предложениями о сотрудничестве полезут другие, не менее колоритные злодеи.

Мои веселые чертоги

Сам игровой процесс также предполагает массу веселья в духе Dungeon Keeper. Непрямого управления своенравными юнитами тут нет, зато есть такие же маленькие импы-рабочие и возможность строить самые разные комнаты. Один имп выращивает поганки (они идут на прокорм юнитов), другой в «Детской» (!) призывает из котла новых приспешников Баала, а третий направленным взрывом расчищает место под новые злодейские помещения. Это могут быть тренировочные залы, кухни, где наши чавкающие бойцы залечивают раны, игровая, где рабочие режутся в азартные игры на право бесплатно нанять какого-нибудь шамана, логово для призыва элитных минотавров и троллей или тюрьмы и пыточные для добрых героев.

Как водится, эльфы, люди и гномы периодически спускаются в наше подземелье, грабят, ломают и убивают. А если они доберутся до сокровищницы, то заставят Баала использовать магию загрузки последнего сохранения. Поэтому приходится ставить ловушки и объединять приспешников в отряды по четыре бойца, тренируя их и заставляя, как в обычной RTS, патрулировать чертоги.

Во время драки с незваными гостями можно приказать рабочим пустить потом одного из них на ресурсы, другого утащить в тюрьму, третьего — в пыточную (все это приносит разные бонусы), а четвертого использовать в качестве полуживого манекена в тренировочном зале. Хотите облегчить сражение? Постройте… пивную! Герои обязательно заглянут туда, а с подвыпившими противниками разобраться проще.

Демон на вырост

Еще одна работа для воинов Зла — периодически совершать вылазки на поверхность, где можно разжиться не только новыми поганками, но и ресурсами, идущими на строительство комнат и создание новых отрядов. Нужно лишь указывать цели на глобальной карте. Там же периодически возникают сюжетные и побочные миссии.

Ко всему этому канадцы прикрутили ролевые элементы. За успешные действия выдаются руны, которые можно использовать как очки опыта, разблокируя новые возможности: так становятся доступны новые комнаты и юниты, продвинутая броня, новое оружие и уникальные способности, которыми можно наделять выбранный отряд. А еще, как и в Dungeons, главный герой может лично участвовать в драках, кастуя заклинания и ведя приспешников за собой. За выполнение основных и побочных квестов он получает опыт, а на новом уровне Баал разучивает какое-нибудь помогающее в бою умение.

Все это поначалу выглядит действительно интересно и весело. Когда видишь, как рабочие забавно поливают поганки, как неряшливо питаются бойцы на местной кухне и как возмущаются добрые герои в темнице; или когда пускаешь бегать по чертогам сумасшедшую взрывоопасную курицу — в такие мгновения ты словно переносишься год в этак 1999-й, вспоминая сценки из Dungeon Keeper.

Империя кликов

Однако веселье быстро заканчивается и начинается утомительная рутина. Проблема в том, что Impire требует от игрока массы лишних телодвижений. Например, вместо того чтобы свести в одно контекстное меню все важные приказы отрядам, авторы развели их по разным углам интерфейса, между которыми постоянно приходится метаться. При этом сами бойцы беспросветно тупы, и за ними приходится следить как за малыми детьми.

Весь этот микроменеджмент был бы оправдан, бросай нам игра какой-то вызов. Но даже на высоком уровне сложности проблемы в основном доставляют не добрые герои и не дефицит ресурсов, а квестовые боссы, которых нужно найти и обезвредить в этих мрачных коридорах. «Добряки», спускающиеся в ваши чертоги, редко идут в сокровищницу, поганки (в отличие от золота в Dungeon Keeper) никогда не заканчиваются, а их часть всегда можно конвертировать в «материалы».

Игра заставляет заниматься ненужной рутиной, постоянно отвлекая от того единственного, что в такой ситуации способно увлечь: от исследования катакомб в поисках новых побочных квестов, сюжетных дверей, рычагов, каких-то археологов и боссов. Рейды же на глобальную карту лишь растягивают это однообразие, просто увеличивая количество кликов в минуту.

Спасением мог бы стать кооператив, мультиплеер и скирмиш, но делить рутину на двоих с другом — та еще радость, а мультиплеер находится в стадии бета-версии на два режима («Царь горы» и «Захват флага», в качестве которого тут выступает дракон). Да и там желающих помериться силами немного. Полноценного же скирмиша нет вовсе.

* * *

В общем, похоже, чудо-порошки у сотрудников Cyanide Studios и здесь закончились раньше времени. Из веселых, фонтанирующих идеями и черным юмором творцов они превратились в злых и раздраженных людей, наделенных характером того самого черного мага Оскара. Игрока же они, видимо, держат за маленького послушного Баала: ты тут, дескать, разбирайся сам, выполняй всю черновую работу, погружайся в рутину, а мы пока помечтаем о том, как захватим весь мир своими новыми играми.