Светлая тема

Рецензия на игру Тайная печать тамплиеров

Время положительных героев прошло. Да, когда-то дети хотели стать суперменами, но теперь все изменилось. На вопрос "Кем ты хочешь быть?" ненаглядное чадо, скорее всего, упомянет гениального злодея, ужасного владыку мира или, на худой конец, темного эльфа, страдающего под игом светлых родственников. Вот и в играх намечается перевес. Если раньше главные действующие лица были до тошноты хорошими и слащавыми, а мотивы их действий относились к разряду "враги сожгли родную хату и сперли пиво из холодильника", то нынче всевозможные негодяи прочно заняли место в игровой индустрии. А свои черные дела они творят исключительно ради власти, денег или спасения своей никчемной шкуры.

Романтика кражи

Какова она, жизнь вора? Балансирование на лезвии стилета: укради или умри. Наш герой, Мэтью, начинающий парижский "ночной парикмахер", как раз и попытался украсть. Однако момент для этого он выбрал крайне неудачный, прямо во время сожжения еретика на главной площади. Разумеется, народ был увлечен зрелищем, зато стража не дремала, ведь на монашеские экзерсисы с огнем ей уже смотреть противно, а за каждого пойманного преступника святая церковь платит золотом (или сам король, но серебром). Неудачник был незамедлительно взят под белы рученьки и препровожден в узилище, где и должен был дожидаться своей незавидной участи.

Здесь судьба его вверяется нам, дабы мы улизнули из темницы, воспользовавшись собственным интеллектом и тупостью стражников. Сделать это несложно, но во время побега случай сводит нас еще с одним узником, который просит выполнить одно маленькое поручение... И тут, как говорится, "начал играть в карты, связался с пиратами, и пошло-поехало". В общем, золото, сражения и всевозможные приключения в духе "Имени розы" гарантируются.

Их тяжкие будни

К сожалению, сценарий оказался гораздо симпатичнее, чем его реализация, невыносимо отвратительная. Удручающе однообразное окружение, выдержанное в стильных уныло-зеленых тонах, навевает тоску. Поддержка трехмерной акселерации пребывает на противозачаточном уровне - к примеру, Ecstatica 2, вышедшая в 1997 году, выглядит на порядок лучше (не вздумайте включать FSAA, - все шрифты станут нечитабельными). Я уже не упоминаю о таких "прелестях", как пролетающие сквозь препятствия тела врагов. Если очень постараться, можно и самому запрыгнуть внутрь дома и полюбоваться изнутри на радикально черные стены. Кстати, убиенные недруги не остаются лежать там, где их настигла смерть, а красиво уплывают вниз. Видимо, в преисподнюю.

"Красота" дополняется абсолютно невнятным управлением. Лично я готов простить то, что герой вынимает меч лишь через секунду после моего действия. "Скрипя сердцем" смирюсь с тем, что в инвентаре мышка не действует, и водить курсором по предметам приходится посредством "стрелочек". Могу стерпеть отсутствие перенастройки раскладки. Но почему при нажатии "вправо"/"влево" этот идиот бежит в соответствующем направлении, а не поворачивается по/против часовой стрелки? Представьте себе идиотизм ситуации: Мэтью выскакивает из дверного проема, радостно стуча башмаками об пол. Камера резко меняет угол обзора на 180 градусов, и... наш подопечный убегает обратно. Повторять до готовности. Думаете, описанная ситуация - исключение? Вы ошибаетесь.

И, наконец, их вознаграждение

Как ни странно, если играть долго и со вкусом, то вскоре понимаешь, что графика вкупе с перечисленными неудобствами - мелочь по сравнению с процессом. Погружение в мир средневековой Франции, в те времена, когда могли сжечь на костре за святотатствующее слово, когда никто пальцем не шевелил, если ему за это не платили, когда свирепствовала инквизиция, и кровь мешалась на улицах с красным вином и грязной водой из водосливов... По-настоящему затягивает.

Главного героя сложно назвать красавцем или удальцом. Он - крыса, вор. Высшая ценность для него - деньги и свобода. Служит только из страха, насквозь циничен. "Открой решетку, я знаю, как отсюда выбраться!" - кричит ему узник. "Сначала скажи, а то вдруг ты меня обманешь", - хитрит Мэтью. "Убежать можно через туалет на верхнем этаже", - следует ответ. "Спасибо… Приятной отсидки, мон ами!" - отвечает мерзавец и, насвистывая, удаляется. Примеры можно приводить бесконечно. Великолепно выписанный характер.

Не менее натуральны и встречающиеся NPC. Это не одноразовые болванчики, предназначение которых лишь в том, чтобы сказать фразу или передать предмет, а действительно "живые", колоритные персонажи. Хитрый, коварный и жадный король воров, отъевшиеся монахи с голосами кастратов, злобные инквизиторы... На каждого из них хочется указать пальцем и сказать: "Те, кто еще не умеет, - учитесь".

Париж-Москва, наши дни

Что-то неуловимо приятное в Inquisition есть. Я, пожалуй, порекомендую ее тем, кто не боится трудностей и обожает столь несвойственные компьютерным играм элементы, как вымысел и замысел. Остальным же, наверное, не стоит отрываться от любимого Thief…