Светлая тема

Рецензия на игру International Cricket Captain Ashes Edition

Кому первому пришла идея кинуть камнем в ближнего своего, сейчас уже не узнать. Хотя гораздо интереснее выяснить, кто первым взял палку, дабы отразить летящий в него снаряд. Да не абы как, а с умом - послать его в нужную сторону. Дальнейший интерес у исследователя несомненно вызовет факт появления замысла массовости мероприятия. Уже не один на один, камень на палку, а стенка на стенку. Один кидает, другой отбивает, третий-десятый ловит, чтобы побыстрее вернуть летающий предмет на место выяснения отношений... Впрочем, не думаю, что даже самый маститый историк сможет в датах и именах рассказать историю возникновения такого рода игрищ. Приходится довольствоваться констатацией двух фактов: а) подобные игры существуют во множестве стран, б) по мере развития цивилизованного общества бывшие межклановые разборки превратились в популярнейшие виды спорта. Где-то это лапта, где-то бейсбол, где-то крикет, а где-то и International Cricket Captain Ashes Edition, последнее слово программистов по "опацифичиванию" игры, в которой надо было бы кидать мяч, отбивать его битой и при этом не рисковать получить травму. Что может быть безопаснее менеджера крикета?

Топтание на месте или так и надо?

Лично я совсем не завидую фанатам народной английской игры, которые наверняка, потирая руки, думают: "Как же надоел этот International Cricket Captain 2000!". Держите меня семеро, иначе просто пропаду для общества, утонув во всевозможных новшествах, которыми должно обладать творение, посвященное менеджменту крикета. Ведь ждать игру в этом жанре приходится не меньше года, ведь появилась она всего пару недель назад, ведь... Отдохните, мои дорогие. Принципиально ничего нового вы не увидите. Не обманутся в своих ожиданиях только пессимисты, предвкушавшие максимальное обновление реестра команд, да десяток новых фото игроков...

Конечно, это не совсем так. В продвинутом игро-девелоперском обществе, которое хоть и подвизается в основном на том, что штампует клоны своих собственных игр, шлепая на них клеймо "Magnificant game! Landmark of the genre!" и со спокойной совестью бросая в продажу, такие "прокаты" среди элитных жанров не проходят. Можно попробовать обмануть миллион человек, среди которых "образованных геймеров", способных трезво посмотреть на игру, в процентном соотношении не так много (их гневные возгласы просто тонут в хоре восхищенных ламеров). А вот обвести вокруг пальца всего несколько десятков тысяч, но всех как один хардкорщиков, уже почти невозможно.

Новшества в игре есть, но в строго дозированном отношении. Как это присуще всей серии International Cricket Captain. Да и спортивным жанрам вообще.

Как исторически сложилось...

Главное преобразование - появление исторических сценариев. Допустим, на дворе год 1981. Среди основных претендентов на золотые медали чемпионата мира (исторические сценарии предполагают столкновение интересов только сборных, самые интересные противостояния команд будут, наверное, в следующей части - надо же чем-то заинтересовать игроков) - Австралия и Англия. У обеих сторон сильные игроки, классные тренеры (одним из них являетесь, разумеется, вы), и для победы нужно совсем чуть-чуть... Пройти все круги ада: тестовые игры, международные игры и т.д. В общем, скучать не придется. При условии, что: а) вы фанат крикета и разбираетесь, чего от вас хотят в тысяче и одной таблице; б) у вас хватит терпения, чтобы стать этим самым фанатом и понять, чего от вас хотят.

Как и следовало ожидать, процесс не изменился ни на йоту. Выбрав команду, нам предстоит погрузиться во всевозможные базы данных: об игроках, об игре команды, о ходе регулярного чемпионата. Особенно разработчики гордятся своей вставкой "Top 10" игроков, которые определяются по ходу чемпионата. Попадают туда ребята, естественно, благодаря анализу результатов в ходе соревнования. Как показывает практика, если выбрать самую крутую команду в лиге, ваши орлы будут частыми гостями в этом списке "за заслуги перед отечеством".

Так вот, о данных. Если вы хорошо разбираетесь в футбольных менеджерах и считаете, что с таким багажом знаний способны щелкать, как орешки, любые типы менеджеров, - не верьте себе. На собственном горьком опыте убедился, что в большинстве случаев приходится не лениво клацать зубами, а мучительно грызть, образно выражаясь, гранит науки. Взять, скажем, манеру отображения физических и умственных способностей крикетчика. С футболистом в любом менеджере все ясно: вот тебе стартовая скорость, вот тебе способность к творчеству, вот тебе выносливость. В общем, понятно, кого куда ставить и за какие качества брать. В Ashes Edition наблюдается абсолютно другой подход. Как таковых характеристик в чистом виде не существует: среднестатистические выкладки по каждому из элементов игры (коэффициент удачных бросков для bowler'а, отбитых ударов для batter'а, ну и т.д.) плюс краткое описание, в трех-четырех фразах, всех достоинств игрока. И если описание краткое, то этих самых выкладок просто выше крыши.

Конечно, не только из характеристик игроков и сводных таблиц результатов состоят менеджеры. Тактика - вот основа всех основ. Последний из футбольных менеджеров - Giant Killers 2, например, полностью в этой области провалился (да и первая его часть, кстати, тоже). В Ashes Edition дела обстоят получше. Если до начала игры можно только определиться с составом (как правило, это выражается в отчислении вызванных в сборную игроков, поскольку травмы редки, а лучшие находятся в стартовом составе всегда), то в процессе матча приходится несладко из-за всевозможных разностей. Во-первых, можно расставлять принимающих игроков на поле. Во-вторых, место, куда будет направляться бросок мяча (в отличие от бейсбола, где это пространство выше колен, но не выше плеч, в крикете все ограничивается "рамкой" из четырех палочек - три вертикальных и одна горизонтальная). В-третьих, место броска. Прибавим к этому еще возможность наблюдения за успехами игрока в конкретном матче, которые отображаются в виде трясущейся кривой, изменение "агрессивности" игры, замену игроков по достижении ими определенного порога усталости (не забыли об определении состава перед началом игры - игроков всех ли категорий хватает?)... Непонятен в этом всем лишь один момент - игру можно пропустить, смоделировать, так сказать, отдав все на откуп искусственному интеллекту. Только вот не слишком ли примитивно ведется это моделирование, если учесть, что мы не в состоянии наметить хотя бы предварительную стратегию предстоящей игры?

Искусственный интеллигент

Стоит упомянуть еще об одном краеугольном камне менеджеров - реалистичности (куда входит и сила искусственного интеллекта). Для выяснения сей особенности игры пришлось специально залезть на форум Ashes Edition, ибо я не считаю себя вправе оценить эту грань, основываясь на довольно-таки скудном знании данного вида спорта. Как оказалось, на этих форумах большинство вопросов посвящено именно аспекту реализма. Внимательно изучив последние несколько десятков тредов, я понял, что однозначного ответа нет и не предвидится. Только прочитал, что это "the best ever" по реальности игра в жанре менеджера крикета, как его уже в следующем сообщении "разоблачили" со всеми аргументами. Что интересно, в третьем по счету высказывании не менее аргументировано доказывалась реалистичность игры. Цитировать не буду - не имеет смысла, но краткое эссе вынесу. По части реалистичности Ashes Edition где-то хорош, где-то не очень, но в целом достаточен для того, чтобы человек, который профессионально не увлекается крикетом, остался им доволен. Тем более что существует два уровня сложности (чтобы в накладе не остались и новички).

Впрочем, у меня есть собственное добавление к спору. Как известно, крикет - единственная игра, где есть перерыв на 5-часовой чай. Так вот я в розыгрыше одной из принципиальнейших игр нашел время даже на послеобеденный сон, настолько долго он продолжался...

Напоследок

Графической части и правилам крикета внимание не уделено намеренно. Все это можно найти в материале коллеги Мартынова, посвященном, так сказать, фундаменту, на котором построен Ashes Edition - International Cricket Captain 2000. А здесь - исключительно анализ немногочисленных нововведений. Для адептов.