- Главная/
- Игры/
- International Superstar Soccer 3/
- Рецензия
Добро пожаловать на стадион, где… Стоп. Зачем сразу на стадион? С листа еще никому не удавалось выступить удачно, если не считать сборную Дании, которую собирали во время отпусков по пляжам и пивным для участия в чемпионате Европы '92, когда туда не допустили югославскую команду. Неожиданное было известие для викингов. Вот так же нежданно-негаданно появилась версия International Superstar Soccer 3 для РС. Словно снег на голову, а ведь сколько нас ей пугали…
Кое-что об истории
Произведение японских умельцев занимает достаточно солидную нишу среди футбольных симуляторов на PSOne, параллельно оказывая серьезнейшую конкуренцию детищу ЕА Sports — серии FIFA. Конкуренция — большое дело, ничуть не уступающее ЧМ по футболу, состоявшегося в Японии и Корее летом 2002 года. Видимо, этот турнир и надоумил разработчиков портировать ISS 3 с приставок на персональные компьютеры. Впрочем, полного сравнения все равно не будет, поскольку, как видно из названия, вотчина Konami — международный футбол, а FIFA — не только международный, но и клубный.
Тренировки до седьмого пота
Чтобы не давать соперникам лишних козырей, для начала стоит потренироваться, свыкнуться с управлением, да и вообще разведать обстановку. На первый взгляд, набор тренировок невелик, но там есть все необходимое: свободный режим (что хочешь, то и делай), обучение навыкам игры один на один как в атакующем, так и в оборонительном вариантах, а также отработка стандартных положений. Отдельно вынесено пробитие 11-метровых.
Для управления фигурками, передвигающимися по зеленому прямоугольнику, предлагается два варианта: клавиатура (стрелки + 8 кнопок левой части клавиатуры от Q до X) и джойстик (мне с лихвой хватило 10-кнопочного). Четыре схемы позволяют выбрать что-нибудь по душе, а на крайний случай все можно перенастроить «под себя».
Сами поединки между футбольными командами разных континентов разделены на несколько категорий. Стартовая — просто матч. Побегали, потренировались — пора и на поле, сразиться с реальным соперником. Тем, кто предпочитает учебу в боевых условиях, сразу предлагаю переместиться в один из трех официальных турниров (четвертый — настраиваемый; выбирается число и сами команды, количество кругов и т. п.): чемпионат мира, в розыгрыше которого принимают участие 58 команд (если начинать играть с отборочного раунда), чемпионат Европы и Copa America. Последний фактически представляет собой чемпионат Америки с одним небольшим дополнением — приглашением двух гостевых сборных.
Составы оставили двоякое впечатление. Вроде бы все абсолютно верно и даже написано без ошибок, однако в некоторых командах фамилии игроков изменены. Не исключено, что составы сборных, участвовавших в ЧМ-2002, указаны правильно, а остальные — как Бог на душу положит. По крайней мере, в нашей команде находятся все, кто был заявлен на японо-корейский турнир.
Антураж и предстартовый «спектакль» выглядят очень симпатично. Красивый вид на стадион, футболисты стоят под трибунами, общаются, поправляют форму, готовятся к выходу. Звучит свисток, команды появляются на поле, но прежде на газон выносят три флага. Два — сборных, участвующих в матче, и один — «Fair play». Построение, исполнение гимнов, правда, не целиком, а лишь отрывков (кстати, российский гимн воспроизведен в старом варианте)… Далее следует традиционная фотосессия, а потом уже начинается непосредственно футбол. Лично я столь приличную реализацию стартового действа вижу впервые; отражены все подробности, вплоть до монетки, подбрасываемой рефери для определения стороны, которая будет начинать матч, рукопожатий судейской бригады и капитанов команд.
«Fair play» по-японски: «Гол?! Нет — удар от ворот!»
«Приставочность» ISS 3 сразу же бросается в глаза. Нельзя сказать, что графика отсутствует, но могло быть и лучше. Состояние газона, например, напоминает ранние версии FIFA. То же самое и с футболистами. Онопко, предъявляя судье претензии по поводу желтой карточки, качает головой, но при этом выражение лица у него — каменное. Какой характер! Российским игрокам подобная выдержка и не снилась. Несогласные с вердиктом арбитра, они бегут к нему разбираться с такими перекошенными от злобы физиономиями, что самые жуткие персонажи из фильмов ужасов, собравшись стайкой, курят в сторонке. Особенно этим славится клуб, возглавляющий нынче таблицу российского чемпионата, — ЦСКА. А еще у армейцев есть главный тренер, бурно реагирующий на успехи или неудачи своих подопечных. Здесь тренер сборной внешне мало напоминает В.Г. Газаева, а вот по характеру поведения они похожи. И все же в итоге отметим, что в области графики ISS 3, портированный с консоли и никоим образом не доработанный, уступает серии FIFA.
Другое дело — геймплей и звук. В нашем арсенале имеется несколько видов передач — обычный пас, пас верхом или «на ход», — но их реализация вызывает определенные вопросы. Если сила удара регулируется, то сила паса — нет, что очень мешает. Надо перебросить мяч по воздуху стоящему рядом коллеге, а вместо этого получается пас метров на 60 чужому голкиперу или вообще выброс в аут. В борьбе с соперниками можно неплохо «пофинтить», да так, что у них голова кругом пойдет. Эти моменты иногда заставляют улыбнуться, и ISS оставляет FIFA за спиной. Техника удара по воротам напомнила незабвенный FAPLFM года этак 1999-го, когда футболисты, выбегавшие один на один с вратарем, с пугающим постоянством били мимо цели. Положительных эмоций добавляет реализация игры головой: можно на ходу отбросить мяч назад или, наоборот, прокинуть вперед. Удары по воротам — «классический» с отскоком от земли или сразу в цель. Действия вратаря правдоподобны, порадовало «метание» в воротах при установке стенки и жестикуляция «левее, левее, левее… и ладонь: „Хватит!“». Но, наверное, самое приятное — элемент неожиданности, которого иногда так не хватает. Однажды в матче против англичан мяч после выбивания в поле вдруг перепрыгнул Рио Фердинанда. Этим не преминул воспользоваться игравший на острие атаки Кержаков, будто из пушки пробивший в дальний угол, мимо остолбеневшего Симэна.
В то время как музыка остается практически незамеченной, комментарии вызывают неподдельное удивление. Комментаторов здесь двое. Один из них разбирается в «тонкостях игры», но не знает фамилий и названий стран. Зато второй — настоящий специалист по ФИО. «В эфире» возникает забавный «диалог»:
…
— Пас направо полузащитнику…
— …Карпину…
— …Он бежит по флангу, подача в
штрафную на…
— …Кержакова…
— …Удар…
— …Кержаков…
— …Забивает!!!! Это второй мяч…
— …Кержакова…
— …в этой игре!
И т. д. в том же стиле. Режет слух.
Конечно, положительных аспектов в игре много, но у Konami еще навалом работы по доведению ее до ума. Например, чтобы не было вот таких курьезов. Момент: угловой у чужих ворот, подача, паника в штрафной, удар, рикошет, мяч закатывается за линию (!), но его оттуда выбивают. Гол? Нет, игра продолжается! Момент №2 у моих ворот: финал ЧМ, Роналдо убегает на рандеву с Нигматуллиным, удар в дальний угол, мяч ударяется об штангу и катится по линии, пересекая ее рядом с дальней боковой стойкой. Гол? Удар от ворот! Вам это ничего не напоминает? Прямо как в нашем национальном первенстве.
Разбор полетов
Как и ожидалось, Konami не удалось повторить подвиг датчан на Евро-92 и с наскока захватить лидирующую позицию. В сухом остатке остается футбольный симулятор с хорошим геймплеем и средней графикой. Впрочем, ответственность за упомянутый недостаток мы возложим на разработчиков, ведь PC и приставки — разные весовые категории.
Остается высказать пожелание коллективу из Страны восходящего солнца — не шарахаться от полученных результатов, а дружно взяться за «PC only»-версию International Superstar Soccer 4 и уже потом заниматься ее портированием на консоли. Обострение борьбы в жанре и общий прогресс футбольных симуляторов — чем не мечта нашей фанатской жизни?