Они приходят и уходят, сменяя друг друга подобно кадрам киносъемки. Некоторые проносятся почти незаметно, не оставляя и «послевкусия», другие удерживают внимание публики чуть дольше, но рано или поздно все равно покидают сцену, уступая натиску новых идей. Беспрестанное движение проектов — словно бег множества рек, образующих единое течение. Однако среди них есть и статичные игры, игры-русла, создающие и формирующие направления потоков.
Оружейная лавка
Полагаю, никто не будет спорить с тем, что Jagged Alliance является яркой представительницей костяка игр, о которых будут помнить всегда. Да, игровая механика и сам процесс в целом все-таки были далеки от совершенства. Желание улучшить баланс вкупе с любовью настоящих фанатов серии вылилось в выпуск многочисленных модификаций, основанных на оригинальном движке JA2. Wildfire когда-то тоже была всего лишь модификацией, пока неожиданно не приобрела статус официальной самостоятельной игры «линейки» JA.
Несмотря на то, что JA2: Wildfire продается в отдельной коробке, это не позволяет ей стать больше, чем просто модом. Изменения коснулись лишь некоторых аспектов геймплея, наемники — старые знакомые (с подкрученными характеристиками и новой экипировкой), сюжетная линия другая, но исправлены только тексты, тогда как набор квестов остался прежним (разумеется, «проверить» все не было возможности). Хотелось, конечно же, чего-нибудь нового, но я уверен, что многие снова с не меньшим интересом будут освобождать Арулько теперь уже от картеля во главе с Дейдраной.
Правда, на этот раз нас ожидает совсем иной опыт. Старые уловки и хитрости все еще работают, но тактику и излюбленные методы уничтожения неприятеля, пожалуй, придется поменять.
Одна из первых трудностей, не позволяющих развернуть масштабные действия, — нехватка денег. Все дело в том, что механизм работы шахт был, судя по всему, перестроен. Зачастую они вообще не «включаются» (кроме предусмотренных сюжетом случаев). Лояльность жителей варьируется загадочным образом. Она может резко упасть и больше не подниматься, даже после уничтожения всех патрулей в районе контролируемого города, что отчасти объясняется благосклонным отношением жителей к существующему режиму. Но если это носит такой массовый характер, то откуда взялась жалкая кучка повстанцев и зачем кого-то освобождать?
Команда разработчиков во главе с Сергеем «Wildfire» Поповым заслуживает благодарности за перерисованные карты всех секторов. В некоторых местах замечены неприятные графические ляпы, но на геймплей они принципиального воздействия не оказали, за исключением пары секторов, с которыми игра отказалась «дружить» без патча. Вместе с тем приятно отметить, что благодаря, казалось бы, косметическим поправкам JA2 обрела новое дыхание. Наконец-то серьезную роль стал играть «второй этаж» (читай: крыши), число минных полей возросло, а на дорогах появились своего рода блокпосты. Словом, эта часть получилась весьма удачной.
Балансу оружия явно было отдано немало сил. Параметры и звуковое сопровождение всех типов вооружения обновлены, причем сравнительный анализ показывает, что в целом новые характеристики намного лучше моделируют убойную силу, нежели у экземпляров в оригинале. Кроме того, авторы добавили несколько новых видов, которые не попали в JA2. Пистолеты перестали быть бесполезными и очень помогают в ближнем бою. То же самое можно сказать и о ножах. Исчезли бутафорские ракетные винтовки, появились новые модели оружия отечественного производства, но преобладают в игре образцы немецкого ВПК. В жертву на алтарь реализма были принесены удлинитель ствола и ускоритель, что, на мой взгляд, оправданно.
Реализм и реалии
Измененный баланс вооружения внес соответствующие коррективы, однако, как показала практика, этого оказалось недостаточно для достижения поставленной разработчиками цели: реализм во всем (насколько возможно).
Типичная для Wildfire (JA2 страдала тем же недугом) ситуация: наш наемник ранит неприятеля, после которого тот спокойно делает пару-тройку выстрелов и как минимум один из них — точный. Да, такое бывает, но не с тем неправдоподобным постоянством, свидетелем которого мы являемся практически в каждом бою. Особенно любопытно, когда орудием возмездия становится пистолет (как вариант: пистолет-пулемет), а стрелок находится на расстоянии, превышающем эффективное. Это и есть обещанный реализм? Странно.
Не получилось издалека, попробуем подойти поближе. К тому же при существенном численном перевесе ночная атака — единственно верное решение. И тут оказывается, что Кайл «Тень» Симмонс с соответствующими ключевыми умениями и «врожденной» маскировкой в режиме «stealth» остается не у дел, получая от глазастого врага в синем трико несколько граммов свинца. Впрочем, и такое можно представить. Ну что ж, тут не до гордости и бравады, подождем за углом. Судьба благоволит нам, выставляя практически на убой тушку какого-то бедняги. Перехват. Кольт 1991A: выстрел, другой, третий, четвертый… Неужели выживет?! К счастью, пятый ставит хлипкую точку. И это, опять же, не уникальный случай. Одиночные ранения в голову, несмотря ни на новые характеристики оружия, ни на калибр 7.62мм (о калибре 12.7мм речь не идет: с таким не страшно и на танк лезть), в большинстве случаев при первом попадании не смертельны. Да, некоторым частенько везет. В JA2: Wildfire собрались одни счастливчики.
Ходят слухи, что они стали лучше соображать. Мозгов им, быть может, и добавили, но не настолько, чтобы это было видно невооруженным взглядом. Нездоровое любопытство, к примеру, отключить забыли. Не верите/не играли — взгляните на скриншоты. Впору устраивать конкурс на самый живописный узор, составленный из трупов. Правда, врагам все же удается огрызаться (невероятную меткость в расчет не берем): неприятель не стесняется пользоваться гранатами (а в ночное время суток — осветительными шашками), прятаться и устраивать своего рода мини-засады.
Но, как и раньше, при грамотном управлении наемниками — не слишком удобном в реальном времени и нетронутом разработчиками — разбить патрули не составляет особой сложности. Враг всего пару раз был пойман при попытке обойти основную группу с тыла (контргруппой, пытавшейся сделать то же самое). Обычно же тупицы прут по кратчайшему пути, изредка убегая куда-нибудь умирать. С другой стороны, играть все-таки стало сложнее. В основном это связано с активным использованием крыш. Теперь подкрасться незаметно намного сложнее, приходится долго искать идеальный маршрут или дожидаться удобного момента. Довольно странно, но загнанный на крышу враг не желает слезать оттуда ни за какие коврижки.
А мы ведь начали рассуждать о реализме… Видимо, не в этот раз. С вашего позволения — немного личных наблюдений.
На меткость при стрельбе по наводке (по черным для активного наемника силуэтам), если она не производится из гранатомета или миномета, следовало бы налагать больший штраф.
Хоть убейте, но я не могу понять, как можно ремонтировать бронежилеты, каски, кальсоны и некоторые виды оружия с помощью одного чемоданчика с инструментами, да еще в полевых условиях. Частичное восстановление — наверное, но уж точно не полная работоспособность; кстати, спектр и оптический прицел починить нельзя, а вот прибор ночного видения стал почему-то исключением. Да, кто-нибудь знает, как выглядит починка гранат или взрывчатки?
Что-то нужно было сделать с дурацкими поворотами в положении лежа. И почему для броска гранаты на расстояние больше двух тайлов наемник должен вставать в полный рост? Дурацкий тест I.M.P., мы так по тебе соскучились.
Bugged Alliance
Любители играть по-настоящему, то есть в режиме «Iron man», скорее всего, будут огорчены. Общеизвестно, что JA2, мягко говоря, грешила наличием ошибок разной степени тяжести. По этому показателю Wildfire оставила свою предшественницу позади. К известным выкрутасам вроде вылетов в ОС без всяких объяснений и предупреждений, а также периодически случающегося с компьютером ступора во время хода противника или жителей, добавились новые и даже в своем роде эксклюзивные сюрпризы. Я, например, был очень удивлен, не обнаружив при защите контролируемого мною сектора ни одного ополченца, хотя на карте помимо красных точек присутствовали и зеленые. Отряд-призрак удалось материализовать лишь восстановлением игры.
Вдобавок что-то случилось с сохранениями. Иногда этот процесс затягивается, либо «сейв» в силу невыясненных обстоятельств оказывается испорченным. AI тоже зачастую дает сбои. Однажды в течение нескольких ходов я наблюдал, как товарищ из ополчения настырно преследовал раненого врага, который почему-то не отваживался пристрелить охотника, наслаждающегося безумной игрой в салочки со своей жертвой. Чехарду пришлось прекращать самостоятельно.
Извините, но продолжать список находок нет никакого желания.
Broken dreams
Все ошибки, безусловно, удалось бы исправить, если бы авторы уделили игре должное внимание. Но когда I-Deal Games Studios поругались со всеми, с кем только можно, их собственное творение вдруг оказалось им не нужно, а бета-версия патча так бетой и осталась (и то ее днем с огнем не сыщешь).
Играть в Wildfire, конечно же, стоит — ради новых карт, оружия, спортивного интереса… Да просто потому, что это JA2, в конце концов. И все же можно без угрызений совести утверждать: проект не оправдал и половины ожиданий тех, для кого JA2 — не пустой звук.
P.S. Здесь можно найти несколько «спасенных» заплаток.
P.P.S. А здесь находятся ТТХ оружия Wildfire.