Что общего между классической английской литературой и тактической стратегией про освобождение вымышленной латиноамериканской страны от злой диктаторши? Гордость и предубеждение. Эти качества мешали героям Джейн Остин обрести счастье, и они же виноваты в том, что римейк Jagged Alliance 2 оказался заметно слабее оригинала. Гордость не позволила Coreplay (в их дискографии шутер Ion Assault и несколько второсортных Wii-проектов) пресечь отсебятину, а предубеждение заставило избрать путь многочисленных упрощений.
Для ветеранов…
Все сразу пошло не так. Куда подевался герой? Почему с карты стерли два города? Что это за жуткие рожи?.. Переход в 3D не обошелся без последствий – вместо старых товарищей из A.I.M. (Association of International Mercenaries) нас встречает армия уродливых клонов, которые подчас разнятся лишь «аксессуарами». У одного усы и кепка, у другого – очки, у третьего – угловатая лысина. Меньше всего повезло женщинам. Хотел бы я знать, в каком подвале прячется индус-недоучка, превративший сексуальную блондинку Банс в ведроголовую невесту Франкенштейна (кстати, в игре использованы готовые модели «с диска»).
Ну, по крайней мере, здесь видна логика. Сэкономил – значит заработал. А вот что побудило авторов отказаться от проверенных элементов… Первым под нож попал «крафтинг». Во времена Jagged Alliance 2 мы еще не придумали такого слова, но именно умение смастерить из подручных материалов возвратную пружину для винтовки или рентгеновский детектор отличало зрелого мужчину от безусого юнца. Модификация вооружения совсем исчезла. Единственный слот для оптики или глушителя смахивает на издевательство.
Да и подход детсадовский. У нормальных людей ведь как? Коллиматор помогает в ближнем бою, ACOG незаменим на средних дистанциях, что-то более мощное – удел снайперов. Back in Action исповедует простоту, граничащую с идиотизмом. Прицельные приспособления дарят абстрактные бонусы к меткости: раздайте подчиненным 12-кратные «трубы» и успокойтесь. Лазерный целеуказатель, сошки и подствольный гранатомет улетели в унитаз истории вместе с «сомнительными» видами оружия. Ладно минометы, они и раньше-то были экзотикой, но кому помешали метательные ножи? Игра способна довести любителей матчасти до инфаркта. Исковерканные названия, усредненные ТТХ («Винторез» стреляет пистолетными патронами), фундаментальные ляпы… К ракетным винтовкам и LAW подходят одинаковые боеприпасы. Очередь из пяти противотанковых ракет – уже комедия. И вообще, в реальности LAW – одноразовое оружие. Пальнул и выбросил.
Квестов тоже поубавилось. Остались самые прямолинейные, типа «пойди туда-то и убей всех» и «принеси то-то и то-то». Порой знакомые персонажи демонстрируют неожиданные стороны характера. Помните Небесного всадника? Во время одного из рейсов горе-пилот нарвался на ПВО, и теперь его главная забота – мешочек с алмазами, забытый под сиденьем сбитого вертолета. Частная проблема стала предвестником общей беды. В Back in Action нет техники – наемники передвигаются по миру исключительно пешком. Расстояния небольшие, из конца в конец страну можно пересечь за сутки, но хвастать нечем. К тому же долгое путешествие изрядно утомляет группу (в Jagged Alliance 2, к слову, уставал только водитель).
Ключевое новшество — отказ от походового режима: в Back in Action, как и в современной серии UFO, автоматическая пауза. Сравнения с «Бригадой Е5» и 7.62, где применена схожая система, явно не в кассу – узнать, сколько секунд займет то или иное действие, невозможно. Для лежащего на пригорке снайпера это не критично, а вот ближний бой превратился в лотерею.
Хуже всего то, что игра не учитывает важные факторы. Представьте ситуацию: несколько врагов гуськом топают по лестнице. Наш боец укладывает первого и надолго замирает – позиция следующей «мишени» не влияет на время прицеливания (по идее, можно было бы скосить всех длинной очередью). Неприлично урезанная дальность огня заставляет корректировать тактику. Два-три отморозка с топорами легко отмутузят автоматчика. Возникает ощущение, что виртуальный мир населяют не люди из плоти и крови, а зомби, не чувствующие страха и боли. Полуголый мужик равнодушно выдержит прямое попадание в грудь, спецназовец в тяжелом бронежилете сожрет с десяток пуль и глазом не моргнет…
Подоплека такого решения очевидна: противники изначально в менее выгодном положении – игроку-то известно, где они. И мозгов беднягам недостает. После определенного этапа все битвы проходят по шаблону: привлек внимание одного метким выстрелом из снайперской винтовки, остальные сами прибегут. Хотите усложнить себе жизнь — попробуйте поразить голову либо ноги. «Нокаутировать» никого не удастся, так что основная причина бить ниже пояса – слабая защита. Всплывающие подсказки услужливо сообщат, какую часть повреждений задержат бронированные штаны.
…и новичков
Сюжет был перенесен без изменений, хотя, сказать по правде, слезливая байка про «короля в изгнании»1 навевает тоску. Пока законный правитель карликового тропического государства Арулько строчил указы и пил с улыбчивыми европейскими дипломатами, его «благоверная» устроила переворот. Чудом избежавший смерти супруг быстро смекнул – клин клином вышибают. Чтобы свергнуть матриархат, придется обзавестись собственными головорезами. Желающих погреть руки на чужом несчастье немало, но солдатами удачи должен кто-то верховодить. Это не слишком трудно – все необходимое есть в недрах ноутбука. Электронная карта местности поможет наметить маршрут, новобранцами обеспечит портал международной организации A.I.M., оружием – интернет-магазин Bobby Ray’s. А дальше – свобода!..
Методичное большинство предпочтет «зачищать» квадрат за квадратом, амбициозное меньшинство сразу рванет к дворцу самозваной королевы. Сорвать грандиозные планы может лишь жадность нашего работодателя – первоначального капитала едва хватает на покупку двух-трех бойцов базового уровня. Именно покупку! В Jagged Alliance 2 наемники воевали на условиях почасовой оплаты, в Back in Action процветает рабство. При этом деньги на счет поступают ежедневно. Каждый захваченный город, каждая шахта платят «налог на демократию» – точная сумма зависит от лояльности туземцев, на которую, в свою очередь, влияют военные успехи.
Другая статья доходов — продажа трофеев. Back in Action продолжает «славные» традиции Jagged Alliance 2 – минуту назад громила с пулеметом косил окрестные пальмы, а с его хладного трупа можно забрать $20 и пригоршню патронов. Да и такая малость не особо важна – все лишнее лучше отдавать партизанам. В прошлом мы обучали ополченцев, а вопросы снабжения те решали сами. Сегодня же достаточно вручить какому-нибудь голодранцу «ствол», и он мгновенно перевоплотится в сурового воина революции. Аналогичным образом эволюционировал ремонт. Никаких медитаций на «глобалке» – щелкнул курсором-отверткой, и готово. Принципиальный нюанс – механики восстанавливают только оружие. Заштопать дырки в бронежилете или подкрутить гайки на старой гранате уже нельзя.
Побочный эффект оказался полной неожиданностью. Теперь бессмысленно содержать толпу бездельников. Все, что нужно – шесть закаленных профессионалов и пара «осликов». Упрощенная «прокачка» лишает смысла возню с новичками. Перестрелки – главный источник очков опыта; при увеличении уровня игра позволяет выбрать, какие параметры плюсовать (в Jagged Alliance 2 было иначе: таскаешь тяжести – крепнут мышцы, стреляешь – растет меткость и т. п.). Одной рукой авторы вышвыривают целые пласты геймплея, другой – тщательно оберегают глупости и условности. Ветераны жанра знают, что происходит после очередной маленькой победы. Герой-избавитель, увлеченно обшаривающий шкафы и полки, вызывает крайне противоречивые эмоции.
Пройтись по округе иной раз даже приятно. Видно, что на локации потрачено много сил – во все без исключения дома можно зайти (конечно, если в отряде есть свой Гарретт) и оценить интерьер. На кухне – призывно распахнутый холодильник, в гостиной – телевизор, в спальне – кровать и портрет любимого кота, в переговорной – длинный стол, в морге – свежие покойнички, в тюремной подсобке – приспособления для пыток… Печально, что детали здесь сугубо для эстетики. Жильцы бесцельно бродят по комнатам, устраивают длительные перекуры в дверных проемах и переругиваются. Никто не присядет на диван, не польет цветы, не помешает суп на плите. Верность традициям? Халтура.
При максимальном приближении проявляются технические недостатки движка. Неудобная камера, нечеткие текстуры и примитивное освещение – ерунда по сравнению с густым туманом, который начинается уже в паре десятков метров. Взаимодействие с миром сведено почти к нулю. В заранее отмеченных местах разрешено заложить взрывчатку и… все. В качестве компенсации – разговоры по душам с «зеленым змием» и трапезы. Back in Action – единственная на моей памяти игра, где можно съесть дохлую крысу, таракана или паука.
Вместо дуракаваляния разработчикам стоило бы взяться за ум: перерисовать уродливый и громоздкий интерфейс, добавить общий «инвентарь» сектора, научить торговцев изредка обновлять ассортимент, в конце концов, подарить каждому наемнику по брелоку, чтобы ключи не занимали полрюкзака. Не хватает милых сердцу мелочей – вечно побитой рожи Эллиота, цветочного магазина, знаменитого «побега из Шоушенка». Вот приключения, достойные голливудского боевика! Ностальгия ностальгией, но раньше трава действительно была зеленее.
Abidas
Jagged Alliance 2
неслучайно считают классикой. Эталонная «боевка» – еще не все; ролевые элементы, атмосфера, харизматичные персонажи и далеко не самая простая экономика закрепили успех. Те, для кого это не первая командировка в Арулько, без труда распознают подделку. Неумехи-немцы без жалости и сомнений выкинули то, что показалось чересчур сложным для слабого детского мозга (зато оставили кучу журналов для взрослых и квест «обменяй порнуху на суперпушку»). Back in Action способна увлечь, но не благодаря их невероятным усилиям, а вопреки. Вывод напрашивается сам: «золотое» издание JA 2 в Steam стоит в два раза дешевле, а по качеству оно как минимум в два раза лучше. Чистая арифметика.1Формально в стране конституционная монархия, но раз в десятилетие жители выбирают нового короля.