Jane's Attack Squadron

Добавить в
Мои игры
Добавить в
Вишлист 2
Сохранить в
Коллекцию
Нет рецензий
Шедевр
Так себе
Ужасно

Рецензия

Нельзя сказать, что WWII Fighters пользовались всенародной любовью. Практически одновременно с ними появилась European Air War - вот от нее публика не могла оторваться. Лично я был исключением; мне всегда больше нравились именно WWIIF. Несмотря на все свои недостатки.

Jane's Attack Squadron - дальнейшее развитие WWIIF. Эти игры очень похожи, но их, к сожалению, разделяет почти четыре года, - за столь солидный промежуток времени в нашем королевстве произошло очень много событий. Осенью 2001-го случилось то, о чем все так долго говорили: вышел "Ил-2". Подавляющее большинство авиасимуляторов на тему Второй мировой скоропостижно девальвировалось. В ноль. Исключением являются, пожалуй, только чисто онлайновые авиасимы, вроде Warbirds сотоварищи.

JAS появился уже после выхода "Ил-2", но это ему не помогло. Совсем новенькая игрушка выглядит безнадежно устаревшей. Кроме того, насколько можно судить, она и в задумках не претендовала на звание хита. Не исключено, что целью разработки изначально был так называемый "крепкий середнячок". Ну, может быть, чуть больше. Увы, в данной ситуации ничего хорошего из этого не вышло.

What's the news?

Достаточно свежий момент в JAS - возможность водить тяжелые бомбардировщики. Включая B-17G. Но даже здесь разработчики умудрились споткнуться. В промежутке между релизами WWIIF и JAS мы подружились с еще одной хорошей игрой - B-17 II The Mighty Eighth, весьма хардкорным авиасимом от MicroProse. Вещь сугубо специальная, посвященная именно "Летающей крепости" (летабельные истребители туда были введены явно "до кучи"). Понятно, что здешний B-17 по детальности моделирования не годится своему собрату и в подметки.

Если не считать бомбардировщиков, то набор машин в JAS практически стандартен. В англо-американском лагере - "Мустанг", "Тандерболт", "Лайтнинг", два "Спитфайра". В немецком - Ме-109, Fw-190 (оба - в нескольких модификациях) плюс Me-262 (куда без него). "Ил-2" вновь наносит удар: даже американцы отмечали приятное разнообразие, которое вносит Восточный фронт, а уж наши-то вообще пребывали в восторге; поэтому необходимость прикрывать с воздуха высадку союзников в Нормандии выглядит особенно серо и затасканно. Ну сколько можно?!

Впрочем, этого недостаточно для обоснованной раздачи пинков разработчикам. Что там еще?

Это нормально

Если кто помнит, в WWIIF была очень продвинутая система обеспечения tactical awareness - и падлок, и указатели у кромки, и мини-окно, и маркеры на целях. Одним словом, все для облегчения поиска целей. В JAS она получила дальнейшее развитие. Теперь waypoints обозначаются кольцами, висящими в воздухе, а при желании можно даже включить индикатор упреждения - выбрал цель, и по экрану заползал крестик, который для точной стрельбы надо совместить с прицелом. Как на ИЛС любого современного истребителя.

Странное впечатление складывается. С одной стороны, не нравится - не включай. В конце концов, в "Ил-2" (и во многих других играх, считающихся классикой) тоже было полным-полно хитрых опций, облегчающих жизнь. Но с другой стороны… По количеству костылей и прочих подпорок для новичков - явный перебор. Заставить бы их побомбить заводы Гамбурга километров с семи, да еще в облачность, и чтобы безо всяких рамочек и крестиков.

Это, повторюсь, тоже не упрек. В конце концов, всем надо с чего-то начинать, а лишние опции по мере освоения можно и отключить. Но все же - перебор. Даже с новичками нужно обходиться пожестче.

Как они летают

В свое время "Ил-2" (его придется упомянуть еще не раз) сотворил сенсацию, отзвуки которой докатились и до людей, никогда не игравших в авиасимы. Меня частенько спрашивали: а можно ли без джойстика? Памятуя об этом, сразу предупреждаю: в JAS без джойстика нельзя. А теперь перейдем к деталям.

Очередная специфическая особенность игры - в опциях, посредством специального слайдера, можно указать "строгость" машин на углах атаки, близких к критическим. Влево - легче, вправо - сложнее. Должен признаться, что среднее, "достоверное" положение этого слайдера вызвало несколько необычное ощущение. Не буду пересказывать разные летные ситуации, но иногда мне было не совсем понятно, - из-за чего же я срываюсь? Здесь, кстати, критический угол атаки во многом зависит от машины. Самый сильный истребитель - "Спитфайр IX". Скоростной, с отличной скороподъемностью… и практически невосприимчивый к критическим режимам. На нем можно заложить такой вираж, что, допустим, преследующий "Мессер", висящий в районе хвоста, мгновенно запрыгнет в прицел. В режиме "quick mission" один "Спитфайр" относительно легко разбирается с тремя "Мессерами" на уровне сложности "Hard" (уровень сложности влияет на поражающее действие оружия и вражеский AI), тогда как на "Мессере" даже поединок с одним "Спитфайром" проходит очень тяжело.

Вообще же тут нет ничего особенного. Штопор в JAS выполнен a-la Warbirds - при достижении критического угла атаки самолет всегда закручивается в одном и том же направлении; как правило, достаточно привести ручку в нейтральное положение, и он выходит из этого режима. В процессе разбега никогда не начинается разворот в сторону. А вот реактивный момент от винта есть, причем он сохраняется и в случае пилотирования многомоторной машины.

Глядя в прицел

Стрельба и модель повреждений. В свое время весьма авторитетные в нашем деле специалисты хвалили WWIIF именно за нее. Применительно к JAS в первую очередь вспоминается довольно полноценное существование любой машины с полутора крыльями. Без преувеличений. Оторвал я как-то врагу полкрыла, а он спокойно продолжил полет, и даже не особо выпал из боя. Потом полкрыла оторвали мне. Да, самолет стало сильно кренить в соответствующую сторону, но, как оказалось, этот крен вполне можно парировать и продолжать работу.

Еще одна история носит несколько мистический оттенок. На одном учебном задании, промахнувшись торпедами по транспорту (здесь есть и торпедоносец - Ju-88), я от скуки залез на место стрелка и дал несколько очередей по собственному килю. В результате оторвалась вся хвостовая часть. Мистика здесь заключается в том, что впоследствии, при изучении этого Ju-88 в редакторе самолетов (сделанном, кстати, просто превосходно), обнаружился любопытный нюанс: все плоскости и фюзеляж рассматриваются в качестве разных зон, и стрельба по одному вроде бы никак не может повредить другое. Странно.

Ну и сами стволы. Стреляют они, как я понял, строго параллельно. Удовольствия от этого мало, особенно если помнить, что у большинства машин пушки и пулеметы расположены в крыльях - параллакс изрядный. Трассы, согласно моим наблюдениям, идут по прямой.

Столкновения? Что с землей, что с другими самолетами. Однажды я на "Мустанге" врезался в дом. "Мустанг" от него срикошетил и полетел дальше - правда, горящий и с заглохшим движком.

Последний удар

Графика. "Ил-2" развернулся в полной мере, JAS лежит в глубоком обмороке. Все-таки странная вещь - изменение стандартов. Изменение в сторону повышения. Я никогда не думал, что меня будут всерьез раздражать незначительные мелочи: у самолетов в разбеге не крутятся колеса, при обзоре в профиль отчетливо видна угловатость кромки киля (сэкономили на полигонах), а пресловутая надпись "NO HAND HOLD" выглядит слишком расплывчатой. Много здесь таких шероховатостей.

К весомым же претензиям непосредственное отношение имеет посредственная пиротехника - дым, пламя, трассы, инверсионные следы отражены намного слабее, чем… правильно, в нем. Земля совершенно не смотрится. Да, теперь и в авиасимуляторах западного производства следом за "Фланкером" и "Ил-2" появилась "плотная застройка" городов. Но это уже не впечатляет.

Понятно, что о таких вещах, как поверхность земли и воды, облака и лес, речь не идет и идти не может. Я специально использовал курсив, дабы не приходилось вдаваться в объяснения относительно того, что именно здесь имеется в виду.

Вот, собственно, и все. Итог, что бы вы ни думали, не плачевен. При ином раскладе внешность JAS можно было бы даже сдержанно похвалить. Я, например, за всю свою практику не встречал сквозных дыр в фюзеляже. В плоскостях - да, но в фюзеляже как-то не доводилось. А тут - пожалуйста. Летит, скажем, B-24 с проломленным бортом, и через эту дырку наблюдаются его "внутренности".

Но у нас уже есть "Ил-2".

Killboard

Честно говоря, не знаю, что делать с этой игрушкой. Пожалуй, единственное, в чем она превосходит "Ил-2", - системные требования. Тоже плюс, конечно.

Что изменилось в мире с выходом Jane's Attack Squadron? Скорее всего, ничего. Поклонники "Ил-2" не оторвутся от своего занятия ни на секунду, да и все остальные вряд ли уделят внимание игре, не имеющей будущего. Хотя, конечно, найдется немало ветеранов, которые вздохнут с ностальгией, услышав знакомое "Jane's". Кажется, теперь точно - в последний раз. И я вздохну…

Файлы

Платформы
Дата выхода
Разработчик
Mad Doc Software
Издатель
Xicat Interactive
Возрастной рейтинг
Not rated

Системные требования для PC

Pentium II 400, 128 Мб памяти, 3D-ускоритель
Pentium III 600, 128 Мб памяти, 3D-ускоритель
Больше…