Светлая тема

Рецензия на игру Джаз и Фауст

Современные российские квесты - полностью самостоятельная порода игр. Их можно распознать за версту по малобюджетной графике, нижепейджерным шуточкам и обилию всевозможных цитат, вставляемых к месту и не к месту. Однако даже среди этой безнадежной когорты попадаются приятные исключения, взять хотя бы "Лиат" или "Полный Улет". Именно к ним в компанию и просится героиня нашей сегодняшней рецензии.

Ложь, мечты и контрабанда

Не верьте названию игры. Квестовый аналог "buddy game" в духе Sam & Max сегодня отменяется. Щуплый мошенник Джаз и витающая в облаках гора мышц по имени Фауст предпочитают вести поиски затерянных сокровищ в своих половинках игры, встречаясь друг с другом лишь эпизодически. При этом у Фауста интерес к потерянному богатству отнюдь не шкурнический: он пустился во все тяжкие ради девушки своей мечты. Романтик несчастный...

А вот дальше у нас с игрой что-то не заладилось. На вкус и цвет вроде бы адвенчура, причем исключительно красивая (об этом - чуть ниже), но... Главные и второстепенные персонажи расставлены по местам, загадки - при деле, не хватает только приличных диалогов и яркой демонстрации личностей наших героев. "Ишь какой выискался, - сурово ткнут в вашпокорного пальцем обладатели "коробочной" версии. - Ну-ка, марш штудировать мануаль!" Увы, одних биографий в сопровождающей диск книженции недостаточно, чтобы почувствовать себя на месте Джаза или Фауста.

Что мы знаем о Джазе? Известный контрабандист. Сидя в тюрьме, подслушал разговор рыжебородого купца с начальником стражи, в котором, помимо воплей "помогите" и "защитите", фигурировала информация о затерянном кладе. Выйдя под "честное слово", продал свой парусник "Дым", чтобы избежать проблем с властями города Эр-Эльп, конфисковавшими судно за попытку нелегального провоза алкоголя. Добавьте сюда голос с нагловатыми интонациями плюс неуемное желание обогатиться, и вы сразу же поймете, что граждан, похожих на Джаза по натуре, если нет желания влипнуть в неприятности, следует обходить за километр.

О Фаусте нам известно и того меньше. Мечтатель с лицом отставного вышибалы лас-вегасского казино, капитан корабля с диковатым названием "Скользящий в полумраке". Повстречал в эр-эльпском порту знойную восточную красавицу, но по глупости отказался везти ее на Черные острова, и теперь сходит с ума от неразделенной страсти. Детской наивности, правда, от него ждать не стоит: этот человек умеет давать взятки, крадет сданные под залог вещи и использует безобидных животных в качестве приманки для монстров. Добряк, значит, говорите?..

Вы - не очевидец

Вот такими и останутся в вашей памяти герои "ДиФ": симпатично нарисованными, посредственно анимированными 3D-модельками, наделенными рудиментарной мимикой и нулевым количеством шуток. Им некогда демонстрировать остроумие, глубину мысли и широту души, ибо сценаристы не стали писать разветвленные (или хотя бы просто длинные!) диалоги, тем самым едва не превратив игру в симулятор сотрудника FedEx. Люди из массовки разговаривают кратко и по делу. "Джаз, принеси мне кусок могильной плиты и человеческую голову!" "Фауст, я помогу тебе, если достанешь рыбацкую сеть!" Приз "Самая пространная речуга" получает Алия, та самая девушка-его-мечты, за трехстраничную повесть о добром султане, его нехорошем племяннике и скитаниях по пустыне в роли наложницы злодея.

Наматывая виртуальные километры по многочисленным задникам, волей-неволей чувствуешь серую утилитарность всего происходящего. Эрзац-детективный сюжет не "цепляет" - до Syberia ему далеко. Головоломки, коих тут множество - от зуболомной пазловины с маяком, огнивом и масляной лампой до простейших действий, не напрягающих даже спинной мозг, - лишены оригинальности загадок The Longest Journey. Условности раздражают: почему нельзя взять предмет, который через две минуты гарантированно будет использован? А все потому, что Джаз (Фауст) об этом еще не знает. Вот когда его введут в курс дела, тогда и подберете свой кувшин. Периодически шею игрока обвивает костлявая рука пиксель-хантинга - поиски масляной бочки и птичьей клетки в ночном порту наверняка опустошат запас вашего терпения. Да и, собственно, проходить "ДиФ" за второго героя, зная обо всех перипетиях сюжета, честно говоря, как-то не хочется.

А сколько всего здесь осталось "за кадром"! Чтобы очистить корабль от грызунов, Джаз берет напрокат крысу-каннибала. Надеетесь увидеть геноцид мышиного населения в исполнении хвостатого убийцы? Нет, нет и еще раз нет - вам продемонстрируют мутный 3D-ролик, во всех подробностях обсасывающий отъезд Джаза из Эр-Эльпа. Или, быть может, вы жаждете узнать, как Фауст поймал чудовище в бамбуковой роще? Не выйдет! Кадр первый: клетки нет. Кадр второй: клетка построена, приманка разложена. Кадр третий: фиолетовый бужум скалится на прутья клетки. Вот это, друзья, и называется "монтаж". Стремясь уйти как можно дальше от шуточно-прибауточного "Агента", "Сатурн+" стала заложником почти что спартанской суровости и "пересушила" свое любимое детище.

Картинки

А жаль, потому что задники "Джаза и Фауста" выглядят ничуть не хуже, чем пейзажи все тех же TLJ, Syberia и Alfred Hitchcock: The Final Cut. Сочные краски, богатая стилями архитектура, десятки оживляющих картинку деталей, будь то покачивающийся на волнах корабль или дым, столбом поднимающийся из труб, - трудно поверить, что в нашей стране есть специалисты, способные выдать графику такого высокого уровня. Местные локации можно, не задумываясь, вешать на рабочий стол и круглый день любоваться видом остроконечных башен Эр-Эльпа, куполов Хаэна и хижин обитателей Черных островов. Даже эстетствующая покойница Cryo редко демонстрировала подобное. Эх, если бы не причины, о которых мы растекались мыслью по древу в предыдущем разделе, "ДиФ" стал бы достойным конкурентом Syberia в борьбе за титул "Лучший квест-2002".

Правда, перед битвой "Сатурн+" не мешало бы "причесать" озвучку игры. Как ни крути, а пятерых актеров явно недостаточно для столь крупного по нашим, российским, меркам проекта. Да, исполнители, несомненно, талантливы и могут запросто "вытянуть" на своих горбах по полдюжины персонажей сразу, но уши квестера, осилившего массу 1С'овских локализаций, не обманешь - слишком уж знакомо звучат. Интересно, как обстояли дела с голосами в английской версии, которую 1С впервые за всю историю своего существования самостоятельно выпустила на территории США?

А в финале...

...проступают очертания сиквела, в связи с чем мы осмелимся выступить с кратким обращением к сотрудникам "Сатурн+". Товарищи! Нижайше вас просим: не плодите сущности! Лишите капитана-романтика его половины игры, передайте изъятый "груз" Джазу и превратите Фауста в comical sidekick (читай: туповатого, но доброго спутника, над которым главный герой весело потешается в ключевых моментах сюжета). Поменьше криогенной сухости, побольше ярких диалогов-цитатников, сарказма и здоровой иронии!

Вот тогда перед вами падет ниц даже заносчивая Америка.

С надеждой на будущее, ваша дорогая редакция.