«Что же касается Софии... не волнуйтесь, наш герой найдет ее. Излечит, болезную, от жуткой амнезии, спасет из лап нехорошего помпейца по имени Статиус, а потом умотает вместе с ней из города за пару часов до извержения, в память о котором 1921 год спустя некая фирма Cryo слабает самую серую, занудную и скучную игру в своей истории», - писали мы полтора года назад о вялотекущей шизофрении под названием Pompei (она же - первая часть в трехактном общеобразовательном сериале «Timescape»). Глядя на то, сколь активно Arxel Tribe флиртует с пророками, хичкоками и ганнибалами, редакция AG думать забыла о нежной любви ее сотрудников к жанру «edutainment»... и едва не проморгала сиквел.
Back to Jerusalem
Рисовать Иерусалим для Arxel Tribe не в новинку. Именно в Священном городе искал следы своей жертвы тамплиер Танкред де Нерак, он же - убийца Ас-Саиф. Здесь мы бродили по неприлично пестрому базару, решали головоломку с сушеными цветочками и упражнялись в запуске отравленных сосулек. Впрочем, то было в XIII веке; наш Эйдриан, герой опупеи Timescape, посетит Иерусалим три века спустя. За это время успеет смениться власть, чуть поблекнут краски по-прежнему «замыленных» бэкграундов, а разногласия между конфессиями подойдут вплотную к взрывоопасному рубежу.
Вероятно, Arxel Tribe все же способна учиться на собственных ошибках, потому как Jerusalem абсолютно не похож на Pompei. Болванчики с вялыми, невыразительными масками уступили место персонажам с красивыми лицами, для которых слова «мимика» и «motion capture» - не пустой звук. На задниках образовались достаточно плотные (для игры на Omni-3D) скопления анимированных граждан, а процесс навигации по экранам уже не имеет ничего общего с преодолением ледяных торосов. Марш-броски через весь город и задания типа «покажи ослу капусту, а не то сядешь в тюрьму» сменились камерными, по-домашнему уютными, а главное - логичными пазлами. Впрочем, сдавать в утиль ненавистный «object hunting» и забывать уроки Теории Прохождения Особо Тупых Квестов мы настоятельно не рекомендуем - не все здешние стимуляторы умственной деятельности одинаково хороши...
На фоне этой идиллии и похищают нож, которым библейский Абрам пытался зарезать своего сына Исаака по повелению свыше, а в конечном итоге пырнул овцу. Воришка Хайят - личность незаурядная: он не только умудрился стащить реликвию сразу же после побега из тюрьмы, но и прихватил с собой губернаторскую дочку. Положение осложняется тем, что за право обладания допотопным холодным оружием грызутся православные христиане, евреи и мусульмане - Абрам, как назло, упомянут в священных книгах всех трех конфессий. Имя миротворца поневоле, наделенного судьбой шансом найти Хайята, нож и прелестную Хикма, я полагаю, вам уже известно.
Блеск и нищета «Иерусалима»
Поиски вора - дело настолько же короткое (малая продолжительность - родимое пятно всех «эдютейментов»), насколько и приятное. Получая эстетическое удовольствие от осмотра достопримечательностей виртуального города, мы попутно участвуем в неплохом детективе - для игры вышеуказанного жанра Jerusalem наделен увлекательной сюжетной линией. Ведь, как выяснится в ходе расследования, Хайят выкрал нож вовсе не наживы ради, а в стремлении объединить три конфликтующие конфессии в единую религию. Разумеется, подобное донкихотство обречено на неудачу - что в пятнадцатом, что в двадцать первом веке... впрочем, не будем продавать секреты и без того недолгой игры.
Кого-то наверняка волнует вопрос, куда подевался пресловутый «обучающий элемент». Смею вас заверить, дорогие читатели, - он присутствует в полном объеме. Как и пять лет назад, налицо традиционный режим «прогулка по городу», ощипанная курица по имени «энциклопедия» плюс мегабайты диалогов соответствующего содержания, с которыми Arxel Tribe как раз и просчиталась. С одной стороны, перед нами сияет торжество демократии - окрашенные в бежевый цвет «образовательные» вопросы отныне не являются ключевыми и могут быть проигнорированы. С другой стороны, тех, кто живо интересуется происхождением религий, ждет не менее явное издевательство. Многочисленные даты, факты, десятки терминов и имен собственных явно не умещаются в прокрустово ложе сюжетной линии Jerusalem, выползая в неприличных объемах буквально изо всех щелей. Очень похоже на прогулку по какому-нибудь Кусково в сопровождении экскурсовода, которому, пардон, дико хочется в туалет, но преодолеть стометровку до заветного «WC» в присутствии десятка туристов не позволяют приличия. Вот и приходится бедняге сдавленным голосом выпаливать дикую скороговорку: «Когдавтысячачетыресадевяноставторомгоду испанцыначаликампаниюпоизгнаниюевреевиз...». Тьфу. Лучше бы встроенную энциклопедию доработали.
Ритмы народов мира
«За что же высокая оценка?» - сурово спросите вы. За музыку, друзья, за музыку. В Jerusalem она не просто великолепна, - она идеально соответствует обстановке каждой из локаций. Восточные мотивы, звучащие в губернаторском дворце, по очереди сменяются умиротворяющим хором православного храма, неземным женским вокалом в стенах еврейской синагоги и тягучей, мелодичной темой мусульманского медресе. Сотворили это великолепие два человека - клавишник Бенуа де Месмей (Benoit de Mesmay) и гитарист Оливье Лувель (Olivier Louvel), далеко не последние люди на сцене французской джаз- и этнической музыки. Мелодии настолько прекрасны, что у Cryo впору требовать выпуска отдельного «Jerusalem Soundtrack CD» и...
...Разумеется, финальную серию Timescape, в которой, смеем надеяться, жанр «эдютеймента» окончательно развернется лицом к народу, а Эйдриан воссоединится с любимой раз и навсегда. Увидимся в двадцатом веке!