- Главная/
- Игры/
- Миротворцы. Операция "Тайфун"/
- Рецензия
Многопользовательский симулятор современных военных действий от создателей серии Delta Force с динамической сменой времени суток и поддержкой до 150 игроков на одной карте. Этой короткой фразой можно полностью описать игру, налепить на нее марку, на веки вечные заклеймить славой или позором и отправить в свободное плавание по магазинам и подземным переходам страны. Потенциальный покупатель будет предупрежден, т.е. вооружен и очень опасен для продавцов. Однако прибегать к столь радикальным мерам я не стану.
Реальная война
Сюжета нет, но есть география. Ареной кровопролитной битвы стала раздираемая внутренними междоусобицами Индонезия. Борьба за власть в государстве выросла в крупномасштабный конфликт с участием миротворцев из многих стран. Две немаленькие команды головорезов на смерть бьются за весьма обширный кусок суши. Обнесенная частоколом база, внушительный арсенал, стоящий «на приколе» транспорт, стационарные «пукалки»… Напрашивающееся сравнение с Battlefield 1942 придется отринуть, как несостоятельное, — уровень реализма другой. Не волнуйтесь, нас не заставили вникать в детали управления вертолетом и сдавать нормативы по сборке М60, но остальные радости настоящего тактического шутера налицо: вечно дрожащие ручки, расплывающийся при беге прицел, режим стрельбы «с плеча», влияние общей массы амуниции на скорость перемещения, хлипкий бронежилет, цыплячье здоровье. Последний пункт неминуемо приковывает к себе внимание. «Пурпурное сердце» тут, как правило, вешают посмертно. Одна/две пули, попавшие в туловище (о «хедшотах» я молчу), автоматически отправляют наш мятежный дух на точку «респауна».
Скриншоты153
Прежде чем окунуться в гущу событий, игроку предстоит выбрать класс, внешность своего бойца и, разумеется, сторону, к которой он желает присоединиться (влияет на набор стволов). Здесь есть простой работящий пулеметчик, инженер с жуткой мортирой или «Стингером» под мышкой, снайпер и медик, буквально возвращающий с того света павших соратников. Пехотинец — максимально усредненный, но невероятно эффективный персонаж. Любимая М16 («Калашников», сразу в четырех вариациях, имеется лишь у революционеров) и гранаты для рядовых жертв плюс отличный ручной гранатомет — научившись обращению с ним, вы будете регулярно обеспечивать куревом залетных пижонов на БМП.
Гардероб наверняка порадует знатоков. Знаменитая «Дельта», SAS, «Зеленые береты», «Рейнджеры», Force Recon… Из экзотики стоит отметить австралийские и французские спецвойска. И про российский «Спецназ» не забыли! За достоверность формы разработчики не ручаются, но родной «триколор» на плече — уже немало.
Техника — конек игры. С управлением справится даже младенец, зато веселья и боезапаса хватит на целую толпу взрослых бездельников. Раздвоение и «растроение» личности военные психологи NovaLogic не одобряют, а значит — хочешь или нет — надо подыскать себе помощников. Рулить бронемашиной, а другой рукой постреливать из главного калибра не получится — игрок обязательно должен найти себе место (не удивляйтесь, если все рули и пулеметы будут заняты).
Баланс великолепен. Самая толстая броня не гарантирует абсолютной безопасности, а вертолет несложно сбить из карманного «Стингера». Я сам не проверял, но ходят упорные слухи, что от надоедливого летуна можно избавиться, подстрелив пилота из снайперской винтовки. Забавно, но большая часть техники, независимо от количества установленных стволов, служит в качестве обычных транспортных средств. Укрываться от пуль противника за корпусом медленно ползущего БПМ захотят только законченные самоубийцы — уж слишком велика вероятность схлопотать ракету под выхлопную трубу.
Солдаты анархии
Популярная тактическая RPG от Silver Style здесь не при чем. Просто данное сочетание слов практически идеально отражает мои впечатления от интернет-побоищ. Бардак — самое мягкое из возможных определений. Посудите сами. 150 человек — это четыре взвода, что-то около роты. Крошечные боевые группы сколачиваются быстро, но так же быстро распадаются. Вас всегда подвезут до вражеской базы, поддержат дружеским огнем, не исключено, что в нужный момент вылечат, но ожидаемого чувства локтя почему-то не возникает. Через полчаса вы и не вспомните имя человека, с которым катались на геликоптере. Зато нескоро забудете весельчака, потехи ради таранившего ваш катер, или группу придурков, устроивших пионерский пикник в укромном уголке карты. Counter-Strike и Battlefield 1942 были действительно командными шутерами, Joint Operations — шутер массовый. Видите разницу?
Грустно констатировать, но суперменам-единоличникам в Индонезии не место. Не важно, сколько невинно убиенных фрагов числится в вашем послужном списке. Приготовьтесь к тому, что умирать придется часто, а иногда и глупо. Бесформенной грудой оседая на тропическую травку, я не раз ловил себя на мысли, что понятия не имею, откуда прилетели свинцовые вестники смерти. Если же боги войны окажутся на вашей стороне, пользуйтесь случаем, ибо нечто схожее вы могли видеть лишь в постановочном Call of Duty. Бой кипит в нескольких местах одновременно. Где-то за холмом настойчиво тарахтит пулемет, над головой пролетают заряды мортиры, подъехавший бронетранспортер спешно выгрузил подкрепление и зигзагами умчался за горизонт, где-то за спиной громко ухнуло. Вертолет, не иначе… Это как наркотик. Вот бы все матчи оставляли столь радужные воспоминания — систему оценок на Absolute Games пришлось бы срочно расширить до 150 процентов.
К сожалению, размер — палка о двух концах. Три десятка уровней превращают Joint Operations в один из самых гигантских шутеров. Карта, чья площадь занимает около полусотни квадратных километров, — не роскошь, а стандарт; бывает и больше. Неудивительно, что даже когда вокруг бегают еще 149 голодных мужиков с автоматами наперевес, можно чувствовать себя в полном одиночестве. Узкие улочки, рисовые плантации (раздолье для снайперов), длиннющая цепь островов — одни уровни хороши, другие послабее, а третьи вообще раздражают. Почти 10 минут добираться до вражеского лагеря, чтобы там сразу получить пулю? Ничего не имею против разумной степени реализма в играх, но тот, кто прилюдно заявит, что ему это нравится, наверняка чуть-чуть покривит душой.
Следующий недостаток, порожденный гигантизмом, — проводить «маленькие» партии на 20-30 человек чертовски неудобно. Хотя лично я с радостью сыграл бы старую добрую deathmatch-дуэль на одной из местных карт. Бесценный опыт!
К графике претензий нет. Бесконечные поля-леса выглядят на удивление здорово, а дальность прорисовки лишний раз подчеркивает масштабность происходящего. Спецэффекты и общий пафос, с которым подбитый вертолет падает на бренную землю, украсили бы любой боевичок класса «В». Причин жаловаться на скучные неестественные взрывы нет — во времена Black Hawk Down разработчики съели не одну фаршированную тротилом собаку.
Суетящиеся солдатики смотрятся ничуть не хуже, никакой экономии на моделях. Да, это не Far Cry или Doom 3, однако Joint Operations наверняка и год спустя будет радовать наши глазки.
Ложкой дегтя стало категорическое отсутствие одиночного режима. Даже полноценных ботов не оставили. Полтора десятка тренировочных миссий, позволяющих худо-бедно разобраться в азах игры, и все — шнуруйте казенные берцы, добро пожаловать на реальное поле боя. Причем AI (как дружественный, так и недружественный) откровенно безобразен. Я понимаю, что речь идет исключительно о многопользовательских баталиях, но в Battlefield 1942 такой проблемы не было.
Совместная победа
Высасывать вердикт из пальца ни к чему — после пары часов игры он становится очевиден. Перед нами крепкий качественный продукт, приумноживший славу многопользовательских шутеров. В этом амплуа Joint Operations заменила Delta Force: Black Hawk Down (не говоря о предыдущих частях Delta Force) и сильно пошатнула доселе незыблемые позиции Battlefield 1942. Вам нужны другие рекомендации?