Среднее время в игре: 1 час
Светлая тема

Рецензия на игру Jolly Rover

Совестно как-то подвергать критическому разбору творения «инди»-фирмочек со штатом в полтора сотрудника. Неровен час, пропитанная желчью и цинизмом статья из далекой России вгонит начинающего «девелопера» в могилу… Сесть за неприметную Jolly Rover меня вынудило любопытство. Дебютный проект австралийской студии Brawsome сразу заставляет удивленно приподнять брови: он изобилует выкриками типа «Avast, me maties!» и «Ye scurvy dogs!», хотя из глоток местных горлопанов, по законам матушки-природы, должно вырываться только утробное «р-р-р».

Злые, коварные друзья человека

Знакомьтесь, этот мальчик с синю… Я хотел сказать, в полку героев-циркачей прибыло. На борту парусника спешит навстречу судьбе несостоявшийся клоун Гай Джеймс Ровер. Вам кажется, в его имени промелькнуло что-то до боли родное? Сходство не случайно. Некоему Эндрю Гулдингу (Andrew Goulding), человеку-студии и мастеру на все руки, пришло в голову, что «обезьяноподобную» байку про тропики, сокровища и флибустьеров можно сделать интереснее, если всех персонажей заменить собаками. Бред? Еще какой, но зато интригует.

Мохнатый аналог Трипвуда столь же плохо, как и прототип, подходит на роль разудалого налетчика из «берегового братства». По характеру и манере общения прямоходящая такса Гай — вылитый англичанин Пип из South Park. Такой хрупкий, вежливый, наивный. Все вокруг хлещут ром, а он предпочитает чай. Зануда! Хотя здесь не обошлось без глубокой травмы в раннем детстве. Ах, папа, ну зачем надо было выстреливать собой из пушки на потеху публике…

Три недели минуло после пленения Гая морскими разбойниками — и вот он уже разговаривает с портретом прекрасной Беатриче на стене, точно с живой псиной. Немудрено рехнуться, ведь головорезы не пускают на свежий воздух и навязывают диету из крекеров с долгоносиками. Несколько неуверенных щелчков по окружающим объектам — и бедняга бежит из постылого трюма, чтобы в скором времени встретиться с двуличным губернатором Десильвером и затем, о злая ирония, вступить в команду тех самых прохвостов, обчистивших его корабль… История совершенно не претендует на звание «самобытной», но на диво складна. Уморительно размахивая коротенькими лапками, Гай шастает по островам и ищет способ выбраться из долговой кабалы, одолеть импозантного злодея и, в полном соответствии с каноном, спасти от гибели едва знакомую юную особу.

Arrgh!

Jolly Rover — небольшая милая сказка, остроумная настолько, чтобы избежать ярлыка «for kids», но невыносимо легкая в прохождении. Распутать клубок головоломок сумеет даже самая далекая от компьютеров домохозяйка: в управлении задействована одна кнопка мыши, и «казуальность» прёт изо всех щелей. Подобрали с пола предмет — звучит торжественная музыка, пока находку демонстрируют крупным планом. Изучили деталь интерьера — её наименование меняет цвет с синего на белый, дабы сразу было понятно, какие области более не требуют вашего внимания. За каждый чих норовят подсунуть медальку и засчитать «достижение». Стоит чуть-чуть притормозить, и из кармана вылезает попугай Хуан с осточертевшим вопросом: «Нужны подсказки, приятель?» Ёлки-палки, ну и настырная же птица.

Как гласит поговорка, простота — хуже воровства, а наворовали тут тоже изрядно. Jolly Rover беззастенчиво паразитирует на чужих идеях. Признание в любви к Сами-Знаете-Чему выведено жирными прописными буквами. Ой, призраки в голубоватом свечении. Ух ты, каннибалы в масках. С ума сойти, лабиринт пещер, где надо внимать словам неживого проводника! Колдовство — отдельный повод для разговора. The Secret of Monkey Island, Ghost Pirates of Vooju Island и киносерия про Джека Воробья намертво закрепили в сознании обывателя мысль, что пиратство и черная магия — явления неразделимые. По ходу дела Гай наложит лапы на книгу заклинаний, позволяющую воскрешать покойников, например. Помимо сбора соответствующих ингредиентов, для сотворения волшебства придется поплясать. Каждая песня-танец состоит из четырех фрагментов, и если проиграть их в обратном порядке, заклятие сменит эффект на противоположный. Кажется, это уже было в Loom…

До крайности раздражает отсутствие элементарных удобств. Быстрого перемещения по карте не предусмотрено, взамен автор предлагает регулировать скорость ходьбы песика… в меню. Вот уж архаизм-то. Функцию «save game» у пользователей отобрали, а автосохранение выполнено через пень-колоду: система запоминает положение вещей лишь при смене экрана, так что перед отбытием в Windows не забудьте шагнуть в соседнюю локацию. Еще игрока насильно заставляют часто тыкаться носом во все активные точки — иначе заветные монетки, печеньки и кусочки флагов, открывающие доступ к бонусным материалам, не раздобыть. «Клад» иногда непостижимым образом возникает в уже осмотренных местах, посему необходимо тщательно обшаривать территорию. С другой стороны, кто не увидит ни одного из спрятанных эскизов и не услышит дополнительных композиций из саундтрека, тот не много потеряет.

Самая главная претензия к Jolly Rover — «животная» тема не раскрыта. Вроде бы задумка ясна: сколько пород, столько характеров… А получились все равно бездушные картонки, различающиеся только голосами. Недостаточно придумать сумасбродную сюжетную концепцию — нужно реализовать её на должном уровне. К сожалению, огромный потенциал пропал впустую. Острый нюх, искаженное цветовосприятие — про такие собачьи особенности Гулдинг как будто не слыхал. Что в этих существах от семейства псовых, кроме внешности? Они не закапывают косточки, не гоняются за собственными хвостами, не лают на свое отражение. На место здешних обитателей можно подставить кошек, кенгуру, инопланетян — разницы вы не заметите.

* * *

Слишком мало, слишком жиденько, слишком вторично. По динамике и цельности казуальная Jolly Rover не уступает иным своим взрослым собратьям, но взыскательный квестолюб не найдет в ней ничего стоящего.