Светлая тема

Рецензия на игру Путешествие к центру Земли

Рождение хита — одновременно радостное и печальное событие. С одной стороны, приятно, наконец, получить интересную игру, созданную руками талантливых авторов. С другой — надо готовиться к волне посредственных клонов. Бешеный успех Syberia не мог не привлечь к себе внимание студий, занимающихся исключительно поставленным на конвейер выпуском адвенчур. В их числе — Frogwares, так некстати «порадовавшая» нас в прошлом году жуткой The Mystery of the Mummy (русское название — «Шерлок Холмс и пять египетских статуэток»). Несчастного Конан Дойля украинская студия продолжит терзать в своем следующем проекте, а пока разработчики остановились на произведении Жюля Верна «Путешествие к центру Земли».

Cut!

От оригинального сюжета сценаристы традиционно оставили лишь главную идею — существование под земной поверхностью полумифического мира, населенного гигантами и динозаврами. Время действия перенесено в 2005 год, а главной героиней стала журналистка Ариэн, отправившаяся с редакционным заданием в Исландию. Прибыв на место, девушка решает прокатиться на вертолете и заснять парочку местных видов, но в результате вместе с пилотом попадает под обвал. Разумеется, дожидаться помощи дама не пожелала — обчистив содержимое разбитой машины, Ариэн отправилась исследовать близлежащую пещеру, откуда после недолгого падения и попала в «центр земли».

Полоса черная, полоса белая

Journey to the Center of the Earth можно смело разделить на две стадии. Поначалу бродить по подземному миру, знакомиться с его обитателями и любоваться красивыми пейзажами достаточно интересно. К сожалению, вторая половина, где нас заставляют бегать по уже исследованным локациям, совершая все дальше уходящие от логики и правдоподобия поступки, столь лестных слов не заслуживает. Убеждаться в глупости происходящего приходится в первую очередь благодаря нисколько не изменившейся со времен The Mystery of the Mummy формуле — вы не сможете пройти в следующую локацию, пока не выполните определенный набор действий в предыдущих. Хорошо еще, что на уровни не поделили.

Кому могут понравиться забеги экранов на двадцать назад за неким предметом, являвшимся недоступным до разговора с определенным NPC? Я уж не говорю о том, насколько мала вероятность догадаться, что это надо сделать без тщательного обыска доступных территорий. Присовокупляем сюда престранные сюжетные ходы. Племени гигантов грозит уничтожение, но сначала Ариэн обязана решить головоломку для местного рыбака, которого больше заботит улов, нежели собственная возможная смерть. Шаманка гигантов готова изготовить эликсир для спасения своей расы, однако ингредиенты ей должна принести несчастная девочка на побегушках.

Сломалась электросеть в местном городке? Это главный механик потерял схемы (спокойно лежащие на столе в соседней локации), и Ариэн придется все починить. Требуется настроить шахтерское оборудование? Снова местные специалисты бессильны, задача ложится хрупкие женские плечи. Ранен солдат на охранной вышке? Надо вылечить. Не работает воздушный шар? Будет сделано! Побудительная причина одна — попросту пройти дальше, иначе ведь не пустят.

Редкие головоломки вообще пришиты белыми нитками. Ну как можно вставлять в игру «ханойские башни» и заставлять игрока решать данный пазл, если ничто не мешает Ариэн снять кольца с одного штыря и перенести на другой, открыв тем самым тайник? Почему ключом в апартаменты главного злодея служит один из двенадцати шариков, вычислить который можно только посредством решения задачки с взвешиванием? Неужели в целях конспирации негодяй сам каждый раз попадает туда подобным образом? Но особенно оригинальной оказалась необходимость опустить на землю летающий остров. Во-первых, для этого нужно миновать глупую звуковую головоломку, а во-вторых, в качестве награды выступает всего лишь беседа с постоянно встречающимся по ходу действия персонажем и очередная просьба что-то починить.

Даже при наличии строгих оков сюжета не соблюдена последовательность получения информации. Репортерша может спокойно взять карту земли гигантов, потолковать о них с кем-нибудь и… испытать шок при упоминании переростков в каком-нибудь разговоре.

Вот эта бесконечная беготня, рыскание по пройденным несколько раз локациям (а вдруг какой-нибудь предмет стал «активным»?), постоянное кочевание между несколькими NPC напрочь заслоняют все немногочисленные плюсы игры: довольно-таки приличный (по сравнению с большинством современных адвенчур) сюжет и более-менее логичную цепочку действий. И то, и другое перестает ощущаться за рутинными задачами. Поэтому я рекомендую воспользоваться возможностью сбежать из «центра мира» (один из двух финалов) и не проходить вторую половину игры — самую неприятную и раздражающую.

Those precious things

Куда лучше дизайнеров и сценаристов поработали художники и композиторы. Локации и ролики весьма симпатичны, а выбор разрешения вплоть до 1280*960 украшает местные пейзажи. Очень жаль, что анимированы лишь некоторые из них, да и застывшие в небе облака производят лишь негативный эффект. Музыка, в целом приятная, звучит подчас чересчур торжественно и режет слух. Не вызывает нареканий один только звук — актеры действительно хорошо поработали над ролями.

Качество моделей можно охарактеризовать как «пристойное» — полигонов явно не хватает. Кроме того, текстуры надо было прорисовывать более тщательно, — одежда персонажей напоминает безобразно приклеенные куски раскрашенной бумаги. Наконец, следовало обучить главную героиню не только постоянно стряхивать пыль с левого рукава (есть правый, например; кстати, еще женщины любят поправлять прическу). И уж совершенно несвойственно прекрасной половине человечества «скакать», равномерно переставляя ноги (по-другому бег Ариэн не описать). Увы, но журналистке Frogwares не стоит даже пытаться конкурировать с милой и очаровательной Кейт Уокер.

Не спасает и аналог сотового телефона Кейт — переносной компьютер Ариэн, постоянно подключенный к Интернету и исправно получающий письма от ее коллег (впрочем, на них все равно нельзя ответить), несмотря на толщу земной коры. Надеюсь, что в последующих клонах Syberia авторы уделят больше внимания проработке личности главной героини и создадут нечто отличное от бездушного набора полигонов, механически исполняющего прихоти встречающихся на пути к финалу NPC, проблемы которых ничуть не трогают игрока.

Недостаток жизни ощущается в электронных телах всех без исключения обитателей игры. Складывается впечатление, будто главная героиня — придурковатый андроид, и общается она с такими же роботами, поставленными в нужное место для озвучивания очередной порции запрограммированного текста и обмена с Ариэн всевозможными предметами. Видимо, именно поэтому злодей смотрится комично, основные персонажи — глупо, а финал — пошловато.

How much is the fish?

Просматривая весь массив выпущенных в этом году адвенчур, можно с горечью констатировать, что ни одна из них не получила на AG оценку выше 65%. Исключительно на этом фоне Journey to the Center of the Earth смотрится вполне достойно, но если начать сравнивать с действительно качественными играми (а уж с Syberia и подавно), вывод напрашивается неутешительный. Перед нами еще одна поделка, созданная руками программистов, — бездушная, пресная и скучноватая. Нет красивых неожиданных сюжетных поворотов, нет ярких персонажей, поиск предметов и решений превращен в настоящую пытку. Продукт Frogwares можно предложить лишь изголодавшимся поклонникам жанра в качестве развлечения на один вечер. С приготовленным заранее солюшеном.