Светлая тема

Рецензия на игру Путешествие

В этом замкнутом круге – крути не крути –
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире – прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
Омар Хайям

Остин Уинтори написал для Journey великолепный саундтрек, но когда приключение подходит к концу, и круг замыкается, в голове звучит иная музыка – пластинка «Calling All Dawns» Кристофера Тина. Подобно повествованию игры, 12 композиций образуют бесконечный цикл, идущий от полудня к закату и через тьму – к заре. Симфоническое течение несет нас от бодрящего африканского госпела «Baba Yetu» и музыкальных хайку «Mado Kara Mieru» к погребальной ирландской песне и реквиему «Lux Aeterna», чтобы разогнать сумрак яркими четверостишиями Хайяма. И как в Journey, где финальный и начальный кадры – один и тот же пейзаж, мелодичный напев последнего трека открывает альбом.

Эта трактовка – лишь одна из. Огромное панно, постепенно раскрывающее нам хронику развития и гибели забытой цивилизации, на самом деле ни к чему не обязывает. Суждение о ходе человеческой жизни, история об искуплении грехов, притча о тщетности стремлений или, напротив, упорстве наперекор всему – даже те, кто не склонен к философским раздумьям о вечном, что-то вынесут из трех часов странствий. Ну или, если не загружать голову мыслями, получат удовольствие от картинок – прямо как в Flower, предыдущем шедевре thatgamecompany.

Палитра, правда, совсем другая. Flower разливала по экрану все цвета радуги; Journey тяготеет к оттенкам оранжевого и синего. Ее стихии – песок и снег, нарисованные ничуть не хуже, чем в блокбастерах про Натана Дрейка. Но не спешите в галерею – статичным скриншотам не показать, как крупинки расступаются под ногами героя, закутанного в багряный плащ, не передать мощь солнечных бликов, превращающих барханы в золотые реки. Лучше уж посмотреть ролики, да и суть игры тогда станет понятней.

Впрочем, «игра» – бирка очень условная. Если втискивать поэзию Journey в строгий гекзаметр, то ее следует причислить к «платформерам», только уровень сложности вы выбираете по силам и настроению. Мечтаете заглянуть в «секретки», многие из которых отыскать не так-то просто, — пожалуйста. Не терпится добежать до титров – без вопросов, авторы не чинят преград.

Благо идея незамысловата. В каждой зоне надо добраться до выхода, паря над широкими лентами, что переброшены между руинами, перепрыгивая с одного полотняного «цветка» на другой, или пересекая пустыню в облаке клочков красной ткани. Эти обрывки цепляются к воротнику, наделяя скитальца умением летать. Чем больше источников магии он найдет, тем длиннее причудливый «шарф» – как тут еще разок не помянуть Flower!

Конечно, всякая умная игра рано или поздно ломает свою формулу. Journey не исключение. Едва полеты над дюнами цвета вишневых лепестков успевают войти в привычку, как судьба швыряет нас в гнилостно-зеленые подземелья, где правит балом неупокоенное зло. Опасность по меркам прочих аркад – смешная, но ревущие чудища придуманы не затем, чтобы игроки стирали пальцы в кровь. Они, равно как и лютый мороз у подножия горы, куда держит дорогу герой, – важная деталь Великого Колеса. Нет гуще тьмы, чем перед самым рассветом, и он непременно наступит, хотя, если Flower заражала верой в светлое будущее, Journey на прощание кольнет сердце грустью.

Не нужно быть семи пядей во лбу, дабы понять: для большинства сказка окажется вещью на раз. Однако впечатления у всех свои, ведь в любой момент можно повстречать живого попутчика. Сетевое общение лишено ярлыков и предубеждений. Ни имен над головами, ни чата, ни развесистых деревьев команд. А разговоры заменяет сигнал, означающий что-то вроде «Готов?». Вы и компаньон – незнакомцы, ведомые общим желанием. Столкнувшись по воле далекого сервера, случайные прохожие могут шагать к заветной горе вместе или, обменявшись взглядами, разойтись по сторонам.

Это тоже часть круговорота под названием «жизнь».

Рецензии пользователей
на Путешествие1

Легендарная игра, бывший консольный эксклюзив. По геймплею вроде бы ничего особенного — симулятор ходьбы + лёгкий платформинг + несложные задачки. Тем не менее, эта игра ценна именно возможностью погрузиться в свои мысли, проникнуться одиночеством героя и пройти вместе с ним путь к вершине далёкой горы. Неспешное и в чём-то даже философское путешествие через руины погибшей цивилизации в странном, но завораживающем безмолвном мире. Игра проходится очень быстро, но оставляет приятное послевкусие как от стильного визуала, который и сейчас смотрится отлично, так и от ненавязчивого красивого саундтрека. Перепроходить хотя бы ещё один раз захочется далеко не всем, но ознакомиться определённо стоит.