- Главная/
- Игры/
- Путешествие/
- Рецензия
В этом замкнутом круге – крути
не крути –
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире – прийти и
уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
Омар Хайям
Остин Уинтори написал для Journey великолепный саундтрек, но когда приключение подходит к концу, и круг замыкается, в голове звучит иная музыка – пластинка «Calling All Dawns» Кристофера Тина. Подобно повествованию игры, 12 композиций образуют бесконечный цикл, идущий от полудня к закату и через тьму – к заре. Симфоническое течение несет нас от бодрящего африканского госпела «Baba Yetu» и музыкальных хайку «Mado Kara Mieru» к погребальной ирландской песне и реквиему «Lux Aeterna», чтобы разогнать сумрак яркими четверостишиями Хайяма. И как в Journey, где финальный и начальный кадры – один и тот же пейзаж, мелодичный напев последнего трека открывает альбом.
Эта трактовка – лишь одна из. Огромное панно, постепенно раскрывающее нам хронику развития и гибели забытой цивилизации, на самом деле ни к чему не обязывает. Суждение о ходе человеческой жизни, история об искуплении грехов, притча о тщетности стремлений или, напротив, упорстве наперекор всему – даже те, кто не склонен к философским раздумьям о вечном, что-то вынесут из трех часов странствий. Ну или, если не загружать голову мыслями, получат удовольствие от картинок – прямо как в Flower, предыдущем шедевре thatgamecompany.
Палитра, правда, совсем другая. Flower разливала по экрану все цвета радуги; Journey тяготеет к оттенкам оранжевого и синего. Ее стихии – песок и снег, нарисованные ничуть не хуже, чем в блокбастерах про Натана Дрейка. Но не спешите в галерею – статичным скриншотам не показать, как крупинки расступаются под ногами героя, закутанного в багряный плащ, не передать мощь солнечных бликов, превращающих барханы в золотые реки. Лучше уж посмотреть ролики, да и суть игры тогда станет понятней.
Впрочем, «игра» – бирка очень условная. Если втискивать поэзию Journey в строгий гекзаметр, то ее следует причислить к «платформерам», только уровень сложности вы выбираете по силам и настроению. Мечтаете заглянуть в «секретки», многие из которых отыскать не так-то просто, — пожалуйста. Не терпится добежать до титров – без вопросов, авторы не чинят преград.
Благо идея незамысловата. В каждой зоне надо добраться до выхода, паря над широкими лентами, что переброшены между руинами, перепрыгивая с одного полотняного «цветка» на другой, или пересекая пустыню в облаке клочков красной ткани. Эти обрывки цепляются к воротнику, наделяя скитальца умением летать. Чем больше источников магии он найдет, тем длиннее причудливый «шарф» – как тут еще разок не помянуть Flower!
Конечно, всякая умная игра рано или поздно ломает свою формулу. Journey не исключение. Едва полеты над дюнами цвета вишневых лепестков успевают войти в привычку, как судьба швыряет нас в гнилостно-зеленые подземелья, где правит балом неупокоенное зло. Опасность по меркам прочих аркад – смешная, но ревущие чудища придуманы не затем, чтобы игроки стирали пальцы в кровь. Они, равно как и лютый мороз у подножия горы, куда держит дорогу герой, – важная деталь Великого Колеса. Нет гуще тьмы, чем перед самым рассветом, и он непременно наступит, хотя, если Flower заражала верой в светлое будущее, Journey на прощание кольнет сердце грустью.
Не нужно быть семи пядей во лбу, дабы понять: для большинства сказка окажется вещью на раз. Однако впечатления у всех свои, ведь в любой момент можно повстречать живого попутчика. Сетевое общение лишено ярлыков и предубеждений. Ни имен над головами, ни чата, ни развесистых деревьев команд. А разговоры заменяет сигнал, означающий что-то вроде «Готов?». Вы и компаньон – незнакомцы, ведомые общим желанием. Столкнувшись по воле далекого сервера, случайные прохожие могут шагать к заветной горе вместе или, обменявшись взглядами, разойтись по сторонам.
Это тоже часть круговорота под названием «жизнь».