"Признание в любви сродни шахматному дебюту: последствия
непредсказуемы"
Ханс Зенкер
Шахматы на AG уважают, можно даже сказать, по-отечески лелеют. А потому раз за разом, вслед за выбросом на стеллажи очередного пучка писишных чессов и шахов, в недрах волшебной лампы раздается протяжный стон, плавно переходящий в невнятное бормотание. Почесав затылок и выругавшись вполголоса, джинн наконец покидает уютный сосуд с тем, чтобы порадовать любителей индийских защит и итальянских начал свеженькой рецензией. А ведь казалось, разборки с нашим давнишним знакомым Chessbase прошли в полном объеме. В разное время под авторским скальпелем лежали Fritz в глубинном варианте, не менее знаменитый Nimzo под номером восемь и счастье собаковода Schach dem Schweinehund. Но нет, не перевелся еще порох в иноземных пороховницах! Как выяснилось, разлюбезные оглоеды упустили из поля зрения основу основ и начало начал компьютерных шахмат. Под бурные и продолжительные аплодисменты виртуальной публики на сцене появляется непревзойденный Junior 7, детище израильских программистов Амира Бана и Шая Бушинского. Прошу любить и жаловать.
Не Аськой единой
Знакомство, надо сказать, несколько запоздало, поэтому попробуем наверстать упущенное. Идея создания Junior посетила Амира Бана в 1980 году во время прохождения армейской службы. Заметную роль в продвижении Junior к Олимпу сыграл российский чемпион Гарри Каспаров, ставший связующим звеном между израильтянами и фирмой Chessbase. Так разработанный Баном/Бушинским движок попал под опеку раскрученного лейбла и был использован вкупе с оболочкой Fritz. После долгих лет удач и разочарований доведенная до совершенства программа заняла первое место в мировом первенстве среди микрокомпьютеров 1997 года. Но затем для чемпиона наступили тяжкие времена. Преследуемый по пятам конкурентами Junior несколько подрастерял добытые с таким трудом позиции. На аналогичном состязании 2000 года, проходившем с 21 по 25 августа в столице Великобритании, Junior (PIII-700, 192 RAM) поделил 5-6 места с немецкой разработкой SOS, опять-таки находящейся под присмотром покровителей из Chessbase. Победу тогда одержал Shredder (AMD-1000, 768 RAM) из конюшни Мейер-Калена, вплотную к нему приблизился досточтимый Fritz (PIII-1000, 512 RAM).
Ученье свет
Друзья-соперники из тепленькой компании мало чем могли порадовать безусого новичка. Скажу прямо, Fritz сотоварищи подходили для изучения основ игры в еще меньшей степени, чем пособие по редким диалектам филологу-первокурснику. Младшой брат, кроме задиристости и напора, унаследовал от предтечи и худшие черты. Учиться плохому, как оказалось, совсем несложно - достаточно просто скопировать Help от Fritz 6, датированный мартом прошедшего года, в папку с новорожденным, и сделку можно считать состоявшейся. Никаких вступительных курсов или, по примеру Schach dem Schweinehund, подборки избранных партий с комментариями авторитетного гроссмейстера нет и в помине. Отсюда сам собой напрашивается вывод: чем сломя голову бросаться в море-окиян, лучше сперва научиться купаться в более подходящем месте. В крайнем случае, можно почитать фидешные (не путать с фидошными!) рулесы прямо с компакта, хоть это и слабое утешение.
Практически отсутствующая на предварительной стадии наставническая функция выныривает на поверхность в процессе игры. Здесь перед охочим до советов шахматистом открывается нескошенное поле шпаргалок разных калибров и мастей. Например, с включенной опцией Hint Jr. проанализирует сложившуюся на доске позицию и сделает дельное предложение. С помощью Expected Move мы увидим, какой ход противник считает наиболее вероятным. Но даже умеючи читать чужие мысли надо пошевелить собственными извилинами. И если нашло внезапное затмение, опция Kibitzers всегда готова прийти на выручку. Манера заглядывать через плечо в реальной жизни мало кем приветствуется, скорее наоборот. С шахматами иначе, достаточно вспомнить Microsoft Zone, где принцип "третий - лишний" буквально вывернули наизнанку. Подсматриванием можно побаловаться и в Junior, только вместо живой души слежкой займется один из альтернативных движков. При возникновении вопросов запасной AI и подскажет, и покажет.
Господин оформитель
От сухих менторских поучений на будущего Крамника может найти тоска, ведь одними только указаниями сверху сыт не будешь. В любом случае часы, проведенные в обществе с искусственным преподавателем, не смогут заменить занятий в секции под руководством опытного мастера. Дабы избавить пациента от приступов головной боли Junior, как, впрочем, и многие схожие программы, снабжен массой мультимедийных примочек. Желающим оформить основное окно по своему усмотрению выдаются с десяток цветовых схем для доски, подборка комплектов фигур и несколько вариаций заднего плана. Ходы с потенциальными угрозами опционально выделяются яркими стрелками, что способствует лучшей обработке информации. Голосовое сопровождение оставляет желать лучшего, как и в большинстве игр с неподдающимся скриптованию контентом. Поклонникам классической музыки придется по душе нарезка из сочинений великого Баха в привычном MIDI-формате. Впрочем, упомянутые вкусности заимствованы без каких-либо изменений у Fritz & Co. и вряд ли станут откровением для знатоков жанра.
На испытательном полигоне
Однако даже после наиподробнейшего разбора продукта с указанием мельчайших деталей рецензия не будет рецензией без умеренно придирчивого тестирования. Беда в том, что квалифицированную оценку перенесенным на PC шахматам способен дать только профессионал высшей пробы. Уделом скромного любителя становится гадание по звездам или обыгрыш чисто внешних достоинств. Как своего рода утешение можно использовать имплантированный в Junior 7 режим Engine Match. Устроив междусобойчик среди соперничающих движков, убиваешь сразу двух зайцев: приятно расслабляешься и наблюдаешь за борьбой корифеев одновременно. По ходу эксперимента было проведено несколько блиц-партий (4 минуты на партию по регламенту) между Junior 7 и Crafty 18.07 с установками по умолчанию. Сразу дала о себе знать мощь "Младшого", не в пример тугодуму Crafty движок Амира Бана почти не тормозил с ходами. В первой партии, прозванной по-научному системой Торре, Лондона и Колле, игравший белыми Junior получил нешуточный задел в 30 секунд, но так и не сумел реализовать накопленное преимущество. После нескольких промахов у противника объявилась проходная пешка, и фавориту пришлось признать себя побежденным. Во втором поединке произошел обмен сторонами, и колесо закрутилось по новой. Ощутимого перевеса кому-либо добиться не удалось, и партия плавно перешла в ничейный эндшпиль.
Знание - сила
Азбуку Junior не заменит, зато неплохо справится с ролью дидактического пособия. На поиск нужного материала, его сортировку и проработку, как правило, требуется уйма времени. Раньше активному турнирному бойцу приходилось штудировать горы литературы от теоретических энциклопедий до сборников партий вроде югославского "Информатора". Серьезные программы решают проблему, и Junior не стал паршивой овцой в семействе. Достаточно сказать, что автором обширного дебютного справочника стал гроссмейстер Борис Альтерман, бывший секундантом Каспарова в матче против остального мира по Интернету. Помимо того, в комплект входит база данных на 320000 партий с разветвленным поиском и краткими примечаниями. По объему подборка от Chessbase значительно уступает базе в Karpov Schach 2000 с 1400000 поединков, но явно превосходит размерами жалкие 15000 из Schach dem Schweinehund домашней выпечки.
Итоги
От громогласных заявлений с многообразием прилагательных в превосходной степени придется отказаться. При близком знакомстве с игрой так и не удалось выяснить, чем конкретно седьмая версия отличается от предшественников. По-видимому, изменения оказались чисто косметической натуры, если даже сами создатели не помянули их хотя бы одним словом. Хоть и без привкуса новизны, на-гора выдан серьезный, но не для всех категорий геймеров приемлемый продукт. Начинающим с нуля поклонникам Каиссы от приобретения Junior 7 лучше воздержаться ввиду отсутствия интерактивного обучающего курса, обилия настроек и солидной цены. Остальные могут попытать счастья.