- Главная/
- Игры/
- Just Cause/
- Рецензия
Островную республику Сан-Эсперито надо разглядывать издалека. Там, наверху, когда ветер свистит в ушах и проверяет на прочность стропы парашюта, она похожа на фотографию из тех, что печатают на открытках с подписью «Был бы ты сейчас здесь!». Облака навеки пропитались красками цветущей ванили, меж бескрайних зеленых холмов бежит серпантином проселочная дорога, бирюзовые волны омывают ослепительно белый песок, гипнотизируя, заставляя плюнуть на гражданский долг и…
Померанцевое небо
Стоп. Не спешите приземляться. Запомните яркую иллюзию, ибо потом впечатления будут испорчены. Злобный генерал Мендоза, захвативший власть в стране, тут совсем ни при чем, как не виновата и праздношатающаяся тусовка аборигенов. Наш главный враг — безделье. Мелодии сальсы тонут в стрекоте автоматных очередей, шоссе напоминают бесконечный боевик Джерри Брукхаймера (Jerry Bruckheimer), а мы, простой специалист по свержению неугодных Вашингтону режимов, ищем способ утопить скуку.
Уныние возникает не сразу. Поначалу Just Cause выглядит точно в соответствии с многочисленными трейлерами и превью, — тропическим аналогом GTA 3. Огромный архипелаг, открывающийся по мере прохождения. Великое множество автомобилей, танки, тракторы, самолеты, вертолеты, лодки, боевые катера и мини-субмарина. Неисчерпаемые источники побочных заданий в лице двух дружественных фракций. Все в комплекте. Только радости не хватает.
Сеанс разоблачения начнем с «300 миссий», о которых без устали вещает пресс-служба Eidos. Настоящих, созданных трудовыми руками — всего 20 штук. Агент Родригес получает ЦУ от пары коллег, проникших в Сан-Эсперито под легендой эксцентричных туристов. Убить того, стибрить сё, взорвать это, прокатиться по невидимым рельсам в фургоне пикапа, шквальным огнем выкашивая прущих из ниоткуда злодеев… Несложные и вполне обычные для такой работы дела.
Но не рассчитывайте на стопроцентную свободу действий, обещанную теми же PR-менеджерами. Если вас поставили за пулемет и скомандовали «стреляй», сопротивляться велению скрипта себе же дороже. К счастью, дизайнеры редко связывают нам ноги, позволяя нащупать оригинальные пути решения.
Тут и пригодятся два важнейших предмета в арсенале Родригеса: заплечный парашют, готовый раскрыться в любую секунду, и универсальная «кошка», цепляющаяся даже за самое гладкое транспортное средство. А еще есть сумасшедшие прыжки по крышам авто, мчащихся на полном ходу, полеты на истребителе, удерживаясь пальцами (!) за обшивку крыла (!!), бейсджампинг с самоубийственно малых высот. Угнать зависший в дюжине метров над землей геликоптер проще, чем вы думали. Выстреливаем крюк, подтягиваемся, надеясь, что подглючивающий движок не замурует Рико в днище стальной махины, пижонски влезаем в кабину и, вообразив себя Робертом «Т-1000» Патриком, вышвыриваем пилота.
Сплошной либерасьон
Веселье длится ровно до тех пор, пока не исчезнет ощущение новизны. После зрелищ обязательно захочется хлеба, а вот его-то и не завезли. 280 оставшихся в загашнике «миссий» — не что иное, как одна и та же процедура «освобождения» городов, деревень и подозрительно одинаковых вилл.
Либретто революционной пьески неизменно. Расправившись с очередным сюжетным поручением, Родригес дестабилизирует обстановку в регионе. Его союзники готовятся к кровавой войне: партизаны точат зуб на национальную гвардию, наркокартель Риоха — на конкурентов из клана Монтана, поддерживающих диктатора. Рико подходит к связному, что стоит у места, где должно вспыхнуть восстание, заводит беседу, и… О чудо! Сонный поселок тотчас превращается в адский котел — из эфира выпадают десятки военных и полицейских (они вообще любят так делать — Just Cause «рисует» пушечное мясо самым бесстыжим образом), а улицы перегораживают баррикады. Возможных условий победы немного: перебить N гадов, снести три заграждения, прикончить толстокожего «босса», добежать до точки Х и сменить флаг. Выполните их, и сражение закончится столь же быстро, как и началось, будто не летали по воздуху трупы еще секунду назад. «Settlement Liberated!», овации, конфетти, награда в виде свежей конспиративной хибары, +30 баллов к репутации.
Раз «зачистили», два, десять… Сто пятидесятая ходка становится жуткой рутиной, которую вроде и пора уже послать к чертовой бабушке, но жадность мешает — чем выше звание, тем круче бесплатные «стволы» и техника от верных друзей. Да и тропинка к победному финалу одна: хочешь или нет, а придется избавить народ от ига Мендозы, последовательно лишив Эль Президенте плантаций коки, ядерных ракет, электричества, элитных наемников, семьи и, наконец, жизни.
Что-то еще? Ах да, шутники из Риоха устраивают гонки, и рядом не лежавшие по уровню сложности с серией GTA, по острову в изобилии разбросаны «секретные пакеты» (привет GTA 3) разных мастей, а герильерос и бандидос с удовольствием раздают одноклеточные миссии (принеси, угони, убей), придуманные «на лету» генератором псевдослучайных чисел. В основном получается нечто типа «пройди 300 метров, сядь в помеченную на карте „тачку“, затем преодолей полкилометра, загони добычу в гараж». Единственный плюс этого отупляюще нудного занятия в том, что его разрешено игнорировать. Если, конечно, вы не мечтаете дослужиться до генерала, нащелкав 3000 с гаком очков.
Бархатная профанация
Вот и вся начинка. Кто-то наверняка усек суть беды, постигшей Just Cause, — ее авторы не сумели насытить сотни гектаров виртуальной земли. Пробежав кампанию за два вечера, вы встанете перед выбором: удалить 9-гигабайтного монстра или же повторять до тошноты «освободительный» День Сурка. Еще можно податься в воздушные экстремалы или днями напролет чинить беспредел, нарываясь на жесткий ответ полиции или головорезов Монтана.
Но то будет уже не игра, а игрушка — бесцельная забава, эквивалент детского робота-трансформера. Или, учитывая замах JC, симулятор пальбы из пушки по воробьям. Потрясающий по масштабу и вместе с тем возмутительно тесный, живой пример растраченного впустую потенциала и полезной площади.
На Xbox 360, где предусмотрены баллы за различные достижения, акробатика и прочие увеселения наделены смыслом. На РС вам в лучшем случае подбросят несколько тайных убежищ, горстку «пушек» да пару-тройку экзотических драндулетов.
Отца банановой демократии спас бы сюжет (вспомним Mafia, отличившуюся вовсе не тоннами мини-аркад), не будь он подан с грацией уставшей продавщицы из провинциального универмага. Вырубленные из вонючего пластика CGI-ролики, мертворожденный юмор, штампованные герои и дежурная озвучка — кажется, нет новостей дурнее.
Вру, есть. «Сейвы» выдают строго по завершении сценарных заданий и у специальных автоматов на секретных базах, причем вылеты в Windows за 20 секунд до надписи «Mission Complete», редкие, зато меткие, являются нормой. Камера психует, оказавшись у стен, словно в Швецию не заглядывала орда консольных инвалидов, пораженных этим глупым недугом. Графика, неплохая сама по себе, — бледное подобие того, чем наслаждаются владельцы Xbox 360: разработчики так торопились успеть в срок, что выбросили из РС-варианта почти все модные технологии. Хотите полюбоваться на HDR-освещение, правильные «мягкие» тени, широкоформатную картинку и колышущуюся листву клонированных деревьев? Купите шайтан-ящик.
На закуску — кандидат в номинации «Издевательство года»: Рико Родригес, суператлет, мегамачо, чьи кульбиты отправят Джеймса Бонда в больницу со свернутой от удивления челюстью, — внимание! — НЕ УМЕЕТ СТРЕЛЯТЬ ВО ВРЕМЯ ЕЗДЫ, ОТПРЫГИВАТЬ В СТОРОНУ И ПРИСЕДАТЬ. Разумеется, противники, включая невменяемых мотоциклистов, охотно поливают его свинцом. Занавес.
Just Uninstall
Старая история неудачного дебюта молодой студии: целились в яблочко, а попали в подштанники, сушившиеся на соседском дворе. Стоит лишь надорвать покрытую «блумом» и «блюром» обертку, и атмосфера улетучивается, оставляя бесцветный, безвкусный вакуум. Дышите глубже.