Светлая тема

Рецензия на игру Король Артур 2

«Лишь немногие предпочитают свободу – большинство ищет только хорошего господина», – писал древнеримский историк Гай Саллюстий Крисп. То, что верно для реального мира, сгодится и для виртуального. Обязана ли игра быть нелинейной? Конечно, нет. Но если в шутере «коридорный» геймплей с минимальным количеством развилок как-то можно стерпеть, то стратегия, которая навязывает единственный путь, вызывает недоумение.

Дорога на север

Истинного фаната King Arthur такое положение вещей не должно удивлять. Серия никогда не стремилась к прямой конкуренции с Total War. Сюжету и атмосфере разработчики отводят более важную роль, чем свободе, упорно отказываясь понимать, что одно другому не помеха.

Итак, Артур сумел объединить Британию, но безмятежное существование было недолгим. Судьба уже приготовила новые испытания. Грааль, защищавший людей от безжалостных демонов-форморов, разбит, король ранен и прикован к постели. Оставшись без «первого среди равных», рыцари Круглого стола разбрелись кто куда. Страна распалась на части, получившие автономию князьки отгородились щитами и копьями, а тут еще эта проклятая чума! Неведомая болезнь не просто убивает — в считанные дни она порабощает душу и меняет тело, «вербуя» зараженного в армию чудовищ.

Совпадений не бывает – недуг Артура и чума неразрывно связаны друг с другом. Поиском лекарства вынужден заниматься сын легендарного правителя Вильям Пендрагон. От своего отца он унаследовал неуемную тягу к приключениям и лидерские качества… Или способности к изучению магии? Интерактивная заставка позволяет определить специализацию и мировоззрение. От взглядов монарха зависит доступность продвинутых юнитов и заклинаний. Насколько уместна столь грубая система в игре, которая пытается быть RPG, – отдельный вопрос. Борьба со злом требует жесткости и даже жестокости, но слишком часто нас буквально заставляют принимать то или иное решение (захотел стать тираном – иди до конца). За «нейтральность» бонусов не положено.

Впрочем, все это – проблемы дня завтрашнего. Мы же, наоборот, заглянем в прошлое. Те, кто выложил 249 рублей за DLC Dead Legions (оформившим предзаказ довесок достался бесплатно), узнают предысторию конфликта. Пока Артур крушил злодеев на юге, на севере в Эборакуме доселе неизвестные герои тоже творили историю. Далекая римская колония на протяжении столетий сдерживала натиск диких пиктов. Теперь, похоже, пора дать генеральное сражение. Высокая стена защищала потомков Ромула от варваров, но древние заклятья ослабли, а где-то в лесных чащах собирается могучая орда, грозящая навсегда покончить с чужаками.

Аддон оказался на удивление увлекательным. Выбор юнитов небогат, зато ничего лишнего. И самое приятное – взаимоотношения между фракциями. Угодить всем невозможно, к тому же игра обожает подкидывать дилеммы. Вот отличный пример: лазутчики доложили, что старший сын Ливиуса Мессалы надумал зарезать отца и возглавить семью. Подсобить амбициозному юноше? Разоблачить его? Либо… пусть третий вариант будет неожиданностью. Придет время, и спрятанные в рукаве козыри превратят поражение в победу.

Одноколейка

После столь мощной разминки «основа» впечатляет чуть меньше. King Arthur 2 берет размером – прежде чем в Британию вернется покой и процветание, нам предстоит совершить не один десяток подвигов. Экономика больше не отвлекает – «ИО короля» не вправе издавать указы и собирать налоги. Деньги на содержание государства солдаты добывают в бою. Львиная доля средств уходит на модернизацию провинций (обычно в них уже есть постройки: деревни ремесленников, церкви, замки и т. д.). Немало съедает и наука – когда общий уровень знаний переваливает через определенную отметку, в «магазине» появляются новые апгрейды. Дипломатии тоже отведена чисто утилитарная роль. При желании соседей можно завоевать, только зачем? Мирное сосуществование выгоднее. Союзник с радостью одолжит отряд, продаст партию оружия или организует учения.

С Гильдией воров (легализованные бандиты промышляют шпионажем и убийствами), церковниками и Ши особые отношения. В Тир на Ног назревает финансовый кризис – за скромное вознаграждение пришельцы из другого измерения готовы применить свои сверхспособности против наших врагов. Дипломатия не приемлет скупости. У каждого действия есть некий «порог вхождения», так что не упускайте случая улучшить репутацию. Некоторые локации предлагают редкие возможности. Поиск сокровищ принесет в казну золото, а спецкурс в университете поможет героям быстрее «прокачаться».

Да, чемпион в сверкающих латах заменит сотню рядовых бойцов. Воины стремятся к физическому совершенству, маги – к духовному, генералы лавируют между двумя крайностями. Тратить очки развития на лидерство глупо. Количество «суперменов» в армии больше не привязано к талантам командира, а минимум, необходимый для найма уникальных отрядов, нетрудно набрать артефактами (игра учитывает суммарные характеристики группы). Дополнительные умения гораздо важнее. Традиционные молнии и огненные шары – вовсе не панацея. Например, тем, кто сделал ставку на лучников, стоит освоить управление погодой. Даже Робин Гуд не попал бы в цель под проливным дождем.

Как и предшественницы, King Arthur 2 умело совмещает походовый режим и реальное время. Хотя на глобальном уровне ее вообще сложно назвать стратегией. Пока мы не активируем очередную миссию, ровным счетом ничего не происходит. Вдоль границ прохаживаются хмурые мужики с дубинами; схватка с ними неминуемо приведет к поражению (о чем услужливо сообщают всплывающие подсказки), но отчего-то враги не спешат нападать. Фанатов Total War огорчит ограничение на количество армий. Самостоятельно разделить войско или подогнать подкрепления нельзя – лишь ближе к финалу нам выделят пару заместителей. Так и живем – подрались, отступили, подогнали рекрутов (теперь для этого не надо ждать зимы) и снова в путь.

Утешение приходится искать на стороне. Текстовые квесты (фирменная особенность King Arthur) очень хороши. Сегодня ищем украденную реликвию, завтра участвуем в магической дуэли, вскрываем замки или ведем задушевные беседы с призраками и ожившими статуями – и везде сюрпризы и развилки. А вот обязательные для жанра «переодевания» не вызывают никаких эмоций. Беда в том, что барахла чересчур много. Излишки мы переплавляем в волшебной кузнице: на три старые вещи — одна новая. Можно кашеварить по наитию, но правильнее использовать готовые рецепты. Другой вопрос: кому все это нужно? Игра и без того простая.

Магией и мечом

Винить следует боевую систему. Разработчики почти полностью отказались от симуляции морально-психологического состояния (командные точки открывают еще порцию заклинаний и мелкие бонусы), и в результате тактика деградировала до уровня второсортной RTS – обвел всех рамкой и отправил подальше.

Смотрится нелепо, ведь под началом юного Пендрагона служат лучшие из лучших. Почесывают шлемы пешие рыцари, свирепо фыркают красноглазые кони, элитные стражники лениво ковыряют грязь древками копий. Экзотики хоть отбавляй. Оборотни и драконы, ангелы и демоны, «сили» и «ансили»… Мало? Обратите внимание на колоссов. Когда-то многометровые каменные изваяния украшали дворцы и площади Эборакума, нынче же от них зависит судьба Британии.

По ту сторону баррикад окопались такие же акселераты. Лысые великаны с рогами, лысые великаны с топорами, лысые великаны со щупальцами… Лучников не напугать ни прической, ни размерами – под ливнем из отравленных стрел никто не уцелеет (честный «friendly fire» внушает уважение). В паре с ними обычно работают колдуны. «Боеприпасов» хватит – уже к середине кампании в карманах оседает достаточно артефактов, восстанавливающих ману. Однако произнесение заклинания требует времени, перезарядка – не менее длительный процесс. А еще нужно пробить магический щит!

Если же воевать по старинке, нельзя пренебрегать построениями, как и раньше, напрямую влияющими на ТТХ. В остальном все привычно. Конница сильна на «чардже», тяжелая пехота прекрасно держит удар, копейщики противостоят большинству звероподобных монстров и гигантов. Правда, драконы с уходящей далеко за горизонт полоской здоровья безраздельно правят полем брани. В качестве юнита поддержки они незаменимы – крылья и смертоносное дыхание позволяют им избегать непосредственного контакта с мечами и пиками. Жаль, графика не передает тонкости. Модели отличные, эффекты тоже ничего, зато анимация ужасна. Сбившиеся в кучу солдатики навевают тоску.

Прямо и направо

В сравнении с первой частью King Arthur 2 выглядит стильно и аккуратно, но в одну реку дважды не войдешь. Ощущение новизны утеряно, а качественного развития серия не получила (в эпоху Shogun 2 и высокоскоростного Интернета отсутствие мультиплеера ничем не оправдать). Увлекшись сюжетом и атмосферой, авторы напрочь забыли о том, что делает игру интересной. Формально здесь есть все для хорошей стратегической «песочницы»: десятки юнитов, огромная карта, дипломатия. Нет лишь самой «песочницы». Мечты о Fantasy: Total War в очередной раз остались мечтами.