- Главная/
- Игры/
- Культ. Королевства ереси/
- Рецензия
2004 год оказался для жанра крайне неудачным. Все более-менее громкие проекты перебрались в список релизов-2005, на горизонте осталась лишь темная лошадка Vampire: The Masquerade — Bloodlines, которая, видимо, все-таки скоро появится на свет. В то же время за десять месяцев не вышло практически ни одной значимой ролевой игры. Разумеется, кошмарные явления вроде Beyond Divinity и сырых клонов Diablo в расчет брать не стоит. Все это напоминает 1994 год, когда RPG постепенно выходили из моды, уступая место RTS. Однако ближайшее будущее сулит нам Gothic 3, KotOR 2 и даже TES 4, а значит, констатировать очередную клиническую смерть пока рано.
Первое упоминание о Cult (да, тогда название начиналось с другой буквы и не имело приставки) прозвучало примерно три года назад. Никому не известная группа восточноевропейских разработчиков скромно сообщила, что работает над неким гибридом Baldur's Gate и Diablo, а затем надолго пропала из поля зрения прессы. Изредка выпускались довольно симпатичные скриншоты, выдавались дежурные для таких проектов обещания, и мало кто мог надеяться, что 3D People сделают не просто средненькую «hack-and-slash» игру на пару вечеров.
Около года назад дизайн подвергся ревизии — создатели коренным образом переделали ролевую систему, доработали графику, а для написания сюжета и квестов пригласили стороннюю команду, состоящую из «родителей» Discworld Noir. Благодаря всему этому Kult занял очень высокое место в игровой иерархии.
Looney Attunes
Детальной предыстории и роскошных видео-заставок здесь нет. Нам в двух словах повествуют о «Macula» — отметине, свидетельствующей о том, что каждый, кто носит ее на своем теле, может стать магом, — и выбрасывают в главное меню.
Процесс генерации достаточно примитивен — изменить пол нельзя, вместо этого нужно раскидать очки между способностями ближнего и дистанционного боя, магией и скоростью. Степень их развитости определяется не цифрами, а буквами от E до A+ (с высшим рангом S). Последний уровень — тридцать первый, поэтому довести до максимума все четыре основных параметра вполне реально.
Кроме того, предлагается выбрать пару «attunements» (своеобразных аналогов «перков» из Fallout) — особых возможностей вроде уменьшения уровня вражеской защиты, ослепляющего света, дополнительных последствий критических ударов, сотворения заклинаний, повышенных повреждений элементами стихий или даже нахождения более ценных сокровищ. На старте разрешается «экипировать» всего две такие характеристики героини. Остальные придется открывать по ходу игры самостоятельно, используя специальные предметы.
Дело в том, что почти во всех вещах скрыт тот или иной «attunement», надо лишь подольше махать определенным оружием или носить доспехи/бижутерию. Если вы нацепили тяжелую кирасу, то рано или поздно в списке умений обнаружится Aspect of Knight, дающий приличные бонусы к защите. Вполне логично. Можно резонно подумать, что девушка научилась более искусно обращаться с броней. С другой стороны, такая правдоподобность не считается правилом, поскольку, допустим, некоторые щиты делают доступными «перки» быстрого обучения. Ну, спишем на действие магии.
Впрочем, волшебство также реализовано нетрадиционно. Направлять силы стихий позволяют жезлы — «фокусы», причем содержащиеся в них attunements-заклятия мы получаем по общим правилам. К сожалению, они проигрывают обычному холодному оружию, так как управление мешает с удобством применять сверхъестественные силы. Любители колдунов-протагонистов, скорее всего, будут разочарованы.
Для раскрытия заключенных в вещах возможностей используется и иногда остающаяся от монстров «эссенция». Она значительно ускоряет приобретение знаний (в процентах). Безусловно, нельзя упускать из виду и особые условия. К примеру, если «attunement» не предполагает ношения брони или щита, то его не удастся выучить до тех пор, пока не будет снята соответствующая часть гардероба.
Подход достаточно свеж, а главное — способствует развитию персонажа в наиболее интересном направлении. Если вы предпочитаете грубую воительницу, то магические «attunements» в вашем списке никогда и не появятся. Нравятся легкие доспехи? Пожалуйста, носите и обзаводитесь необходимыми уникальными бонусами. Только не забывайте, что действовать они начинают не автоматически, — перед сном нужно заполнить пустые слоты, число которых увеличивается с ростом уровня.
Важной составляющей является выбор сопутствующей стихии — огня, воды, земли или воздуха. Стихия дает шанс, опять-таки, открывать определенные «перки» и существенно усиливать наносимые врагу повреждения. Скажем, меч может относиться к элементу огня и активировать выбранные «attunements» «+50% ожогового урона» и «ослепление». Есть и небольшая хитрость — многие маги готовы за умеренную плату поменять элемент предмета.
Religion is death and death to religion
Но вернемся к сюжету. В начале игры главная героиня и ее наставник — члены действующей в королевствах Инквизиции — прибывают в разрушенный и недавно сожженный монастырь. Он был хранилищем древнего и опасного артефакта, уничтожившего местное божество. Ключевые моменты фабулы и истории игрового мира показываются в соответствующих заставках-картинках, предлагающих нам послушать рассказ о тех или иных событиях. Изредка пробелы восполняют книги.
Вот почему мне совершенно не хочется портить вам удовольствие и рассыпать по тексту спойлеры. Хочу лишь заметить, что мир игры, как и ролевая система, необычен, практически лишен привычных для фэнтезийных проектов штампов и приглашает поучаствовать в очень увлекательном приключении. Вас ждут интриги двух находящихся в состоянии войны соседних держав, тайны организации Penta Nera и непростой выбор между тремя вариантами развязки в финале.
Одно из самых приятных впечатлений оставили квесты. В пресс-релизах разработчики частенько обещают исключить почтовые задания, а мы потом, поверив им на слово, расстраиваемся, занимаясь доставкой «писем». 3D People успешно доказали, что можно успешно отшлифовать шаблоны и нагрузить игрока заданиями, с которыми ему не надо, а интересно возиться. Хотите влезть в разборки предводителей расколовшейся воровской гильдии? А стать победителем в схватках на здешних ристалищах? Или найти того, кто ведает контрабандой оружия? Как насчет спасения целой деревни и приобретения недвижимости?
Нам ни на секунду не дают заскучать, каждый раз выкладывая несколько занятных поручений. Как и в Gothic 2, их выполнение нередко сводится к односложным действиям, но авторы сумели даже под банальную зачистку церкви от душ монахов когда-то существовавшего в ней культа подвести любопытную основу. Не последнюю роль в этом играют отличные тексты. Позеленевшую от зависти студию Larian в полном составе следует отправить обучаться у дизайнеров Kult.
Жаль, что все задачи линейны. Хотя лучше уж пройти выписанный от начала и до конца квест, чем, заставляя себя и отчаянно зевая, выбирать между набившими оскомину вариантами убить/подкупить/уговорить и подрабатывать курьером.
Не каждая птица долетит до середины Днепра
Внешний вид Heretic Kingdoms способен угодить самым требовательным привередам. Довольно ладно скроенные трехмерные модели персонажей населяют красивейшие локации, детально и вручную прорисованные. Пожалуй, в качестве конкурентов навскидку можно вспомнить только наземные пейзажи Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor, да Temple of Elemental Evil. Однако Kult выгодно отличается от них роскошной анимацией и грамотно выстроенным освещением (сравните старые скриншоты и новые). Все, от листочков на деревьях до свежевыловленной рыбы в корзинах базарных торговцев, «оживлено» руками талантливых художников и программистов. Поневоле заглядываешься на протекающий во льдах ручеек или колышущуюся в пещерах паутину. К сожалению, статичные картинки не могут передать весь местный колорит. Большей жизненности можно ожидать, наверное, лишь от реализации распорядка дня NPC, но чего нет — того нет.
Что касается аудио-составляющей, то диалоги не озвучены, хотя голос за пределы заставок не выбрался, но зато есть замечательная музыка, добавляющая игре немалую долю шарма.
В «сумраке»
Примечательная особенность Kult — Dreamworld, потусторонний мир, куда можно попасть в любой момент (клавиша D) и оставаться там, пока хватит магической энергии. Правда, одно из умений делает пребывание в нем бессрочным. Dreamworld — это своего рода параллельная карта (разве что обходящаяся без загрузки), где обитают совсем другие враги (основные поставщики эссенции) и встречаются пентаграммы, плюсующие 10 единиц к выдаваемым для развития навыков баллам. В России этот режим уже успели полюбить, окрестив «сумраком» в духе «дозорной» трилогии Сергея Лукьяненко.
Во время нахождения в параллельном измерении картинка меняет оттенок, «земные» существа исчезают, а сама инквизиторша становится невидимой для них. Осторожность здесь не помешает, т.к. иногда неловкое перемещение приводит к столкновению с опасными противниками, хотя я бы не сказал, что игра сложна и требует каких-то тактических навыков. Увы, бой превращается в монотонное избиение нападающих при помощи зажатой правой клавиши. Это еще один весомый недостаток Kult, из-за которого ее нельзя не отнести к поджанру «hack-and-slash». Но путать с action/RPG и Diablo игру также не стоит — все-таки в ней есть сложный сюжет, диалоги и заставляющие думать квесты.
Ой, полна, полна коробушка
Инвентарь очень напоминает систему из Dark Sun. Там у персонажей было несколько основных слотов в вещмешках, а дополнительные приходилось получать, таская с собой многочисленные сундуки. Похожая структура применена и в Kult: по мере прохождения мы находим всевозможные сумочки и рюкзаки, расширяющие число одновременно переносимых предметов. К чему такие сложности — непонятно. Кстати, в оригинальной версии (1.05) даже нельзя было продать вещи, находящиеся в сумке, — стоило ее открыть, и панель торговли отключалась. Впрочем, патч исправил эту ошибку.
Неординарность коснулась и лечения. В игре нет традиционных бутылок с зельями, вместо них героиня носит мешочек с травами (позже она найдет кое-что помощнее), позволяющий подлечиться за счет «blood points». Чем больше их истрачено, тем меньше общее количество здоровья, которое можно восстановить лишь сном (предварительно необходимо отыскать костер или кровать).
Рандеву с незнакомкой
Не так часто попадается игра, с трудом отпускающая от себя и оставляющая исключительно благоприятное впечатление. Ни упомянутые недостатки, ни иногда случавшиеся вылеты не смогли развеять очарование проекта 3D People. Да и новаторский подход ко многим особенностям жанра нельзя не премировать. Если вы не ждете от Kult масштабности и помпезности Knights of the Old Republic, а просто хотите с удовольствием провести время за неплохой RPG, не проходите мимо. Быть может, Heretic Kingdoms не станет для вас эталоном и не будет занесена в список самых любимых развлечений, но она и не заставит жалеть о впустую убитых часах и потраченных деньгах.
P.S. Для желающих создать собственное приключение к игре прилагается редактор карт и диалогов.