Светлая тема

Рецензия на игру La Batalla de Normandia

И я хочу в Нормандию… К далеким берегам…

Нормандия… Холодная суровая земля с богатым и колоритным прошлым. Как много сливается (не спрашивайте, чего) в сердце компьютерного стратега при упоминании этой географической локации... Сколько пиксельной кровищи пролили геймеры на ее скалистые берега, сколько спрайтовых и полигонных конечностей унес в пререндеренную воду прибой… Если бы американские генералы знали в тот пунцовый (от холода) 1944 год, сколько игровых продуктов породит их бесшабашная высадка, то уж точно отдали бы приказ об отступлении, новой рекогносцировке и повторном десанте где-нибудь в районе Гавайев. Но сделанного не вернуть, и лишь ленивый разработчик в наш просвещенный век не лепит свои спрайты и текстуры на измученный этим безобразием берег Нормандии. Добрались до него и испано-говорящие аборигены…

Военная тайна

Шел 1944. Советские войска азартно лупили и в хвост, и в гриву поспешно отступающих фрицев. С тревогой и пассивным состраданием наблюдал за этим процессом американский народ. Но чаша терпения была уже переполнена, и гневный вопль висел над страной: «Ёу мэн! Это не есть карашо! Всия слафа достанэтся эттим нимытым русским! Ми тоше хотим пиф-паф!». Так Америка вступила во Вторую Мировую войну.

Янки не были бы евреями, если бы не умели страховаться и перестраховываться. Именно для этой цели был создан сверхсекретный супертехнологический проект под кодовым названием «La Batalla de Normandia». Почему по-испански? Чтоб никто не догадался, разумеется. Смыслом и главной целью проекта было создание реалистичной программы-симулятора, позволяющей моделировать реальные боевые процессы в удобном графическом представлении. Смелых ученых не останавливало ни отсутствие компьютеров (они были изобретены позже), ни тем более устройств, позволяющих что-нибудь представлять «графически» (наука еще не озаботилась проблемой создания монитора). Идея правила бал, великая цель была поставлена на пьедестал и процесс начал набирать обороты.

Годы шли и вот, наконец, когда мир морально подготовлен к революции, когда скрывать старые военные секреты не имеет смысла (так как их печатают на коробках с молоком), на свет явилась ТАЙНА!!! Самая настоящая военная тайна, много лет скрывавшаяся в недрах ЦРУ, ФБР и архивах Канадской конной полиции. Миру явилась игра, разрабатываемая c 1944 года лучшими специалистами испано-американской военной индустрии. Игра под скромным и ничего не обещающим названием Normandia, просто Normandia.

Правильно засоленная селедка может храниться восемьдесят лет

Трудно поверить, что на моем жестком диске в данный момент установлена первая стратегическая игра планеты. Практически невозможно в это поверить, но так оно и есть. Normandia является оригинальным (а кто в наше время не «оригинален»?), выдержанным в сухом и теплом месте продуктом на стыке жанров RTS и wargame. Тактика и стратегия в одном флаконе, если хотите. Сюжет есть, но мусолить его в очередной раз не стоит, ибо надоело. Кому любопытно, сходите в библиотеку (это такое большое здание с книгами, книги - это такие…).

Можно предположить, что изначально разработчики намеревались создать какой-нибудь стандартно революционный воргейм, дополнив его изометрической графикой и режимом реального времени. За работу принялись лучшие художники - концептуалисты и анималисты. Внимательно рассматривая скриншоты, можно заметить гениальную руку Пикассо и артистичный мазок Малевича. 16-цветовая палитра прорабатывалась командой военных экспертов - виртуозов полевой маскировки (заметить наши юниты на карте - задача далеко не тривиальная). Для далекого 44-го года графика просто великолепная - в момент массированной атаки можно воочию наблюдать, как кучки «наших» пикселей грозно наступают на кучки «не наших» пикселей. В некоторых разноцветных скоплениях угадываются очертания какой-то военной техники, вероятно, танков и самоходных установок. Наименее схематичные боевые единицы - морские крейсера, вычленить их из общего пейзажа можно уже после часа игры. Кроме того, здесь присутствуют погодные эффекты, каким-то загадочным образом влияющие на игровой процесс и демонстрирующие монументальное великолепие алгоритма рисования наклонных линий (типа дождь).

Судя по всему, движок Normandia рассчитан на 640x480, и это просто здорово; первые SVGA - мониторы, поддерживающие такое разрешение, появились только в середине восьмидесятых годов (40 лет разработчики чертили картинки на перфоленте!). Конечно, вы, уважаемые, можете подумать, что все это какая-то шутка, мол, весь этот треп про игру 1944 года - сумасшедшая выдумка автора. Но подумайте сами, согласится ли хоть одна трезвая команда разработчиков выпустить в свет проект с графикой почти десятилетней давности? Конечно, нет! Нормальный девелопер скорее домой без штанов пойдет, ему не так стыдно будет. Остается полагать, что такое визуальное исполнение не может быть ничем иным кроме как происками американской (ну или латиноамериканской) контрразведки, решившей продемонстрировать наличие пороха в пороховницах. В свете последних политических событий очень даже актуально.

Выдохни бобер, выдохни!!!

Не думайте, что сможете овладеть «Нормандией» с первого же наскока. Интерфейс, что очевидно, также разрабатывался специалистами, но, судя по результату, руководство что-то перепутало и вместо дизайнеров за дело взялись штабные криптографы и морские сигнальщики. Значение каждой командной иконки приходится определять опытным путем… периодически, совершив серию кликов, понимая, что забыл, как возвращаться в основное меню.

Тем не менее, если вам удастся разобраться в дебрях интерфейса, и при условии, что вы не выкинули диск после первого ознакомления с графическим движком, вы станете счастливым призером, получив в качестве олимпийского кубка «суть игры». Другими словами, вы «прорубите фишку», или, если хотите, «вникнете в концепцию».

Внутри игра розовая и пушистая, чуть ниже среднего уровня, немного воргейм, а больше стратегия реального времени. При долгом и терпеливом исследовании копошащихся пикселей можно увидеть в их хаосе гармонию, а, изучив корявый интерфейс, даже заставить их двигаться в нужном вам направлении. Скажу больше: обзаведясь должным навыком и троекратно просмотрев кинофильм «Спасти рядового Райана», кое-кому повезет словить эфемерную романтику происходящей баталии. Хаос и паника происходящего на экране вполне соответствует бардаку любого мало-мальски крупного сражения, и это, в принципе, с небольшой натяжкой можно назвать «игровым реализмом».

Новые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали…

Всем, кто не считает себя хардкорным воргеймером, способным играть в любимую игру даже в текстовом режиме, сей несвежий продукт может показаться неудобоваримым. Всем остальным он покажется несъедобным. На что надеялись разработчики, выпуская в продажу это чудо, непонятно. Возможно, это китч, пародия, своеобразная и недоступная нам испанская шутка (надпись «La Batalla de Normandia» в заголовке сообщения об ошибке, каково, а?). Тайна эта пока не раскрыта, и обзаводиться игрой рекомендуется исключительно в целях поиска разгадки.

P.S. И еще одно: серые пиксели - это, по-моему, все-таки фрицы…