Светлая тема

Рецензия на игру Земля мертвых: Дорога к Фиддлерз Грин

Dead not Dead!

Ответьте-ка мне вот на такой вопрос: кому индустрия компьютерных игр обязана больше всего? Питеру Мулине, Гейбу Ньюэллу, Джону Кармаку? Нет, друзья, не там копаете! Зловещему синдикату Electronic Arts, ежемесячно скармливающему публике очередной бигмак на дисках? Нет, даже миллиардам, заработанным потом, кровью и слезами штатных разРАБотчиков мегакорпорации, не сравниться с заслугами этой троицы. Сдаетесь? Наше с вами светлое настоящее обеспечено… фашистами, пришельцами и живыми мертвецами. Уверена, вы уже успели 317 раз высадиться в Нормандии и выиграть Вторую мировую войну, 292 раза спасти матушку-Землю и покорить всю обозримую Вселенную, а также повторно упокоить обитателей 594-х кладбищ и моргов…

Впрочем, на «мертвой» теме обожает паразитировать не только игровая индустрия (Doom 3, Resident Evil 1-3), но и, к примеру, кинематограф («Ночь живых мертвецов», «Рассвет мертвецов», «День мертвецов» и другие времена суток). Недавно Джордж Ромеро, классик «зомби-муви», выпустил свежее (и не самое удачное) творение — Land of the Dead («Земля мертвых» в отечественном прокате). Смотрели? Тогда, вероятно, вспомните, как в конце картины щемит сердце. Это особое, обострившееся с годами чувство дало понять — жди поделки по фильму…

Scary movie

К счастью, нас не тащат по известной сюжетной линии. События, описанные BrainBox, являются скорее ее предысторией. К нам в руки попадает обычный американский фермер, в один не очень прекрасный вечер обнаруживший, что его двор облюбовала шайка зомби. Такой поворот событий не понравился сельчанину. Лихо проучив незваных гостей молотком, он отправился в единственный оставшийся город пока-что-еще-живых — Фиддлерс Грин. Путь туда устлан не желтым кирпичом, а тушками мозгоедов. Будут вам, дорогие фанаты жанра, и ночной забег по кукурузному полю под аккомпанемент изголодавшихся «жмуров», и визит в госпиталь с обновленным персоналом, и вынужденное убийство покусанного товарища, и прочее, прочее, прочее…

Само собой, на лицензирование современного движка и уж тем более на создание собственного у BrainBox не хватило средств. Поэтому внутри LotD урчит побитый молью Unreal-движок отнюдь не третьей версии. Последствия подобного шага давно изучены: невменяемые текстуры, угловатые фигуры и невзрачные спецэффекты. Порой картинка балует набившим оскомину «блюром», но от него глазам не легче. Могучая Havok-физика тут и не ночевала, зато благодаря корявой ragdoll-модели обезглавленные противники исполняют продолжительный конвульсивный брейк-данс. «Джентльменский набор» всякого уважающего себя бюджетного проекта налицо.

С разнообразием живности разработчики мудрить не стали — герой истребляет исключительно зомби. Тактика их укрощения неизменна: трупы передвигаются со скоростью гоночной черепашки, с огнестрельным оружием обращаться не умеют, но уж если куснут, то непременно за наиболее ранимые органы. Кстати, авторы не поленились нарисовать немало «шкурок» для оппонентов, так что вы вряд ли увидите братьев-близнецов в пределах хотя бы одной стычки.

Согласно доброй традиции, мертвых проще всего успокаивать точным выстрелом в голову, однако для садистов припасена возможность немного поглумиться. Руки, ноги, нижняя челюсть — враги запросто расстаются с «ненужными» частями тел. Кстати, некоторые особи приобрели специализацию. Например, индивидуумы, в прошлом никогда не пользовавшиеся одеколоном, испускают жуткий смрад и при приближении чего-то живого взрываются. Другие подрабатывают сиренами: завидев потенциальный обед, начинают дико орать, и к ним сбегаются желающие полакомиться.

«К чему такая дотошность?» — спросит пытливый читатель. Да к тому, что больше LotD не преподносит никаких сюрпризов. В предыдущем абзаце изложены ВСЕ необходимые знания о полудохлом мире игры.

Разумеется, по закону жанра разлагающиеся граждане обязаны быть тупыми. Ведь мозг без морозильника или тары со спиртом безнадежно портится. ИИ Road to Fiddler's Green боится идти против этого правила. Нелюди валят напролом, не замечая препятствий, бьются, кто чем может, об стены, задевают друг друга, теряются в пространстве, иногда вообще игнорируют игрока, обрабатывающего их топором… Впрочем, признайтесь, ничего иного вы и не ждали?

Headshot!

Геймплей — та составляющая LotD, которая, несмотря на свой примитивизм, кое-как вытягивает игру из ямы «до 30%». BrainBox обошлась без новаторских идей, но на приемлемом уровне использует старые.

Первые эпизоды — преимущественно рукопашные бои. Патронов и оружия не хватает. Алгоритм борьбы — стандартный: удар лопатой в зубы, шаг назад, удар лопатой, назад, удар… Веселее становится, когда на экране возникает M16. Содержимое черепушек со смешным хлюпаньем падает на пол, окрестности заливает томатный сок, а беспомощные тела с отрезанными конечностями трепыхаются в агонии под ногами. Правда, праздник недолговечен: спустя 2-3 секунды ошметки проваливаются под землю, возвращая чистоту в комнату.

Без поиска ключей по-прежнему никуда. Приходится обшаривать ящики и выковыривать оттуда крохотные ключики и клещи, давить на кнопки и т. п., зачастую несколько раз медленно прогуливаясь по одному и тому же месту (короткометражный «спринт» почти не помогает). Раздражает еще и то, что для поднятия любого предмета нужно тыкать клавишу действия.

А вот локации в основном оставляют приятное впечатление. Да, элементы антуражей нередко повторяются, но дизайн каждого помещения все равно уникален. Дом бывших соседей (два трупа на диване перед телевизором и реки крови прилагаются), заваленные горящими машинами улицы мертвого города, рушащееся здание театра… Сценки слегка компенсируют графическую убогость Land of the Dead.

Увы, на жалкие попытки напугать без слез не взглянешь. Во-первых, здесь совершенно нет темноты. Оно и понятно: корректная игра света и тени не под силу «пламенному мотору». Во-вторых, простота прохождения. При должном умении можно пролететь от стартового меню до финальных титров без единой царапины. В-третьих, всем этим народ стращали неоднократно, выработался стойкий иммунитет. Тухляки ломятся в двери. Трупы оживают, едва почуяв игрока. Нервно дергаются пластиковые пакеты… Не выдержали и зевнули?

Из вежливости упомяну о мультиплеерном довеске, который втиснут на диск. Карт мало, но зато они выполнены с тем же старанием, что и в «сингле». Набор режимов до одури зауряден (Deathmatch, Team Deathmatch, Invasion, Capture the Flag). Единственная особенность — методичному отстрелу онлайновых противников будут мешать… Правильно, постоянно рождающиеся зомби! Улиточная скорость героя выросла, однако идиотская потребность нажимать клавишу «Action», дабы взять винтовку или поправить здоровье, осталась. Неудивительно, что сервера LotD пустуют.

Заключение патологоанатома

Могло выйти гораздо хуже. Land of the Dead хоть и состряпана по кинолицензии на пожилом движке, но жить с ней все-таки можно. Впрочем, четыре часа, потраченные на путь с родной фермы до последнего оплота человеческой расы, быстро стираются из памяти. Бесспорный плюс.