Край без конца
Вы все еще ждете от ужастиков просветительства? Не на тех напали! Shadows of the Servants не разменивается на подобные мелочи. Единственное ее предназначение — пугать. Не важно, как и чем. Главное — не позволить игроку вникнуть в суть названия. Звучный бренд верой и правдой служит автору Уильяму Фишеру (William R. Fisher III) аж с 1990 года. «Последних» частей неизменно прибывает, а оправдания этому феномену так и не появилось. Бюджетный хоррор на то и бюджетный хоррор, чтобы без разъяснений и лишних рассуждений накинуть петлю на шею зрителю и затягивать, пока тот не поверит в глубинный замысел, запиханный под дешевую обертку. В крайнем случае, пока не задохнется.
Стоит ступить пару шагов, и тебя немедленно окружат кошмарики и замогильные стоны. За первые пять минут на безымянного героя успеют налететь, наорать и посмотреть из дырки в стене; ему накаркают в лицо, пригрозят скорейшей расправой, продемонстрируют труп в ванной и переполошат до нервного тика чудищем из темноты. За каждым углом и трещиной сидит злобная фигура, жаждущая плотного контакта с нами, будь то мертвый мальчик либо наперсточник с мрачным напутствием. Фишеру плевать на попытки непрошенных «боаксов» осторожно подобрать ключик к нежной душе, на жалкие намеки и учтивые соболезнования жертвам репрессий демонической обезьяны. Он действует грубо и в лоб, добиваясь эффекта старыми проверенными приемами.
Тени сервантов
О проклятом зверьке с родины тетушки Чарли, изрядно подпортившем жизнь приютившему его семейству, поведают между строк. Стопка записок и скупые переговоры с призраками в общих словах обрисуют ситуацию, хотя бывшие резиденты готического домика с большим удовольствием поропщут на судьбу-злодейку. Ночная прогулка таит в себе мотив поважнее — мурашки по коже. Резкие прыжки вперемешку с плавными перепархиваниями от комнаты к комнате прерываются самым нахальным образом. Вжик! Чье-то истлевшее тело выкатилось в инвалидном кресле. Трах! Прямо перед носом выскочил скелет из картины. Хрум! You've been eaten by a grue1. Возможности умереть нас, к несчастью, лишили, зато по врожденным фобиям прошлись с лихвой и задором.
Иной раз и не знаешь, плакать или смеяться — уж больно примитивен устрашающий арсенал. Впрочем, очень скоро проникаешься теплом и симпатией к холодному зданию с кладбищем и болотом поодаль. Редкое по нынешним меркам чувство отступничества накатывает после недолгого путешествия по обширной территории. Никакого давления со стороны, ни единой просьбы «собрать-принести». Абсолютно свободный (в пределах бородатого движка) полет. Поскольку особняк хранит умеренное количество загадок, блуждания приобретают эдакий медитативный характер. Вышел во дворик, шуганулся от черного ворона, нашел очевидное применение граблям — побрел дальше. Смутно понимаешь, что надо бы избавить мир от воскресшей чертовщины, однако решение до последнего лежит под слоем земли.
Почти исключив из рациона непристойные пазлы, разработчик не упустил шанса сунуть нос в доселе неизведанные области. Например, зачем-то подключил болтания по 3D-лабиринту, повергающие в первобытный ужас (ура!) и, в принципе, ненужные. Непривычно выглядит и набор кодовых фраз с клавиатуры, естественно, без малейшего на то намека. М-да, отвыкли мы от того давнего мазохистского времени, когда наслаждение доставлял и вялый сюжет, и скромный антураж. Пусть Last Half of Darkness не суждено пробиться на серьезный рынок, путь к нашим сердцам она уже нащупала.
1Легендарная фраза из сериала Zork, поедание героя монстром