- Главная/
- Игры/
- Left 4 Dead/
- Рецензия
Голова — наша
цель! Стреляйте им в голову,
это главное. А тела мы сжигаем.
Тогда — верняк.
к/ф «Рассвет мертвецов» (2004)
В тот раз их чуть не погубил чертов умник Луи, задевший пулей машину. На вой сигнализации сбежались зомби со всего района. Фрэнка повалили за тридцать шагов до входа в метро, пропажу заметили лишь у самой двери, и Билл не раздумывая метнулся к раненому. Он не бросал своих во Вьетнаме, а эти твари — не страшнее коммунистов.
Выстрелы ветерана косили упырей одного за другим. Он почти прорвался к байкеру, когда шею сдавил длинный язык «курильщика». Спустя мгновение монстр отлетел к стене — меткая Зои поставила точку в его второй жизни. Едва Билл освободился от пут, под ногами задрожал пол. К ним приближалось что-то огромное…
Organize before they rise
Став частью массовой культуры благодаря Джорджу Ромеро (George Romero), «живые мертвецы» пожирают наши мозги уже 40 лет. Скептики считают нашествие буйных покойников абсурдным, но подсознательно люди боятся его больше, чем ядерной войны, и охотно скупают фильмы, игры и книги на эту тему.
Понимая, что поклонников жанра трудно удивить, авторы Left 4 Dead решили не претендовать на оригинальность. Успех принесло грамотное сочетание популярных штампов о нежити и сетевого шутера. Согласно последней моде, изюминка проекта — режим совместного прохождения на четверых. Если игроков не хватает, их заменяет искусственный интеллект. Правда, такие партии еще скучнее Unreal Tournament 3 с ботами. Хотя электронные напарники сообразительны, с ними нельзя перекинуться словцом, не говоря о сопереживании.
Суть L4D банальна — неуязвимые к заразе герои должны пробежать до следующего убежища. Сделать это непросто — выжившим противостоят не гниющие развалины, а «турбозомби» из «28 дней спустя» и римейка «Рассвета мертвецов», безошибочно находящие цель, бегающие, перелезающие через препятствия или разносящие их в щепки.
Гадов лучше истреблять издалека. Гораздо тяжелее, когда они прут толпой или нападают в тесном помещении. Огонь по своим и вражеские пинки быстро выводят из строя, а лечиться здесь опасно — пациент вынужден стоять на месте, подставляя всех под удар. Кроме того, аптечки всегда в дефиците.
Left 4 Dead прощает новичков. Получив на орехи, игроки не умирают, а падают и, дожидаясь помощи, стреляют из пистолетов. После третьего нокаута персонаж отходит в мир иной… чтобы вскоре воскреснуть в какой-нибудь подсобке, откуда его вызволят соратники.
С другой стороны, тут не терпят разгильдяев. На первый взгляд, воевать элементарно: нет ни классов, ни специальных способностей, ни бонусов за взаимовыручку. Достаточно прикрывать спутников, быть вместе, делиться лекарствами и не лезть на рожон. При этом малейшая ошибка может стать роковой — прикончив хотя бы одного бойца, враги запросто сомнут остальных. Отряд, где все схватывают с полуслова, действует намного эффективнее. Без голосовой связи не обойтись — глупо тратить драгоценные секунды на чат или контекстные меню.
Keep moving, keep low, keep quiet, keep alert
Собрать четверых для «кооператива» бывает нелегко. К счастью, Left 4 Dead разбита на четыре кампании на час-полтора, которые можно одолеть в любом порядке. Каждая из них — независимый «фильм» из 5 уровней (подчеркивая это, разработчики показывают стильные киноафиши в ходе загрузки). Декорации знакомы: улицы мегаполиса, больница, церковное кладбище, одноэтажный пригород, ферма с кукурузным полем, аэропорт, глухой лес. Только гигантского супермаркета недостает.
Несмотря на то, что обстановка и текстуры постоянно напоминают о Half-Life 2 и Counter-Strike: Source, L4D не похожа на растянутый в десять раз Равенхольм. Хороший дизайн и скриптовые сюрпризы делают сражения яркими. Напряжение достигает пика в финале, когда выжившие вызывают подмогу по рации и ждут спасения, выкашивая волны нежити.
Любопытно, что L4D запоминает состояние игроков после завершенных уровней. Еле доползли до убежища? Все бинты уйдут на обработку ран, и взять в дорогу будет нечего. Кампанию позволено запускать с произвольного этапа с полным здоровьем, однако тогда вам не светят «achievements» за прохождение.
Сходства с кино добавляет система динамической сложности по прозвищу «Режиссер». Вызубрить расположение «схронов» и врагов нельзя — коварный постановщик разбрасывает их случайным образом. Принимая решения, он подстраивает геймплей под ваши навыки, не раздражая, но и не давая расслабиться. Если вас чуть не загрызли, он даст передышку, подкинет таблеток и приличное оружие. Опытные бойцы и чересчур трусливые «кемперы» получат лишнюю порцию мяса.
Впрочем, главный козырь L4D — вовсе не массовка, а «особые» зараженные. Благодаря им всякий забег уникален. Игроки всегда на взводе, ибо не знают, что увидят за поворотом. Чем успешнее движется группа, тем чаще вылезают эти твари (правда, порой механизм барахлит и подсовывает их в заведомо гиблых местах).
«Боссы» часто создают ситуации, которые не снились «фабрике грез». «Охотник» внешностью смахивает на героя Prototype, повадками — на ксеноморфов из «Чужих». Он прыгает по стенам, валит людишек и рвет их когтями. Мерзко кашляющий «курильщик» — аналог снайпера — обвивает человека языком и тянет к себе. Иногда ему удается скинуть жертву с парапета или вытащить через окно, отрезав от компаньонов. «Толстяк» прицельно опустошает желудок — вонючая слизь ослепляет и приманивает зомби из-за края карты.
Самые ужасные экземпляры попадаются куда реже. Срисованный с Халка «танк» швыряет автомобили, мусорные баки и вынутые из-за пазухи камни. Один взмах кулака — и вы улетаете на дюжину метров. Избавиться от громилы тяжело — для этого необходим свинцовый шквал или быстрые ноги. А вот рядом с «ведьмой» лучше не шуметь. Костлявая девушка сидит и громко плачет, пока вы не потревожите ее светом фонарика, шагами или пальбой. С душераздирающим воплем она подбегает к обидчику, валит его на землю одним ударом и бросается наутек.
No place is safe, only safer
Как бы ни был хорош «режиссер», интерес к истреблению покойников понемногу угасает. Значит, пора переходить к сетевому режиму Versus, чьи правила очень похожи на «сингл»: четверо товарищей бегут к финишу, квартет «особых» мертвецов мешает им что есть мочи; затем команды меняются ролями.
В Versus рядовые жмурики безобидны — их сила и живучесть соответствуют второй из четырех степеней сложности. Напротив, «боссы» в умелых руках — страшная угроза. Они устраивают засады, залезая в недоступные для людей уголки (например, на крыши и в вентиляцию). Хуже того — им разрешено воскресать почти в любой точке, лишь бы не на глазах изумленной публики. Однако требования к командной игре за «тухлятину» высоки. Попробуете пойти напролом — накормят дробью. Нужно действовать мудрее и сообща выгадывать момент для атаки — тогда вас начнут бояться.
Left 4 Dead — не первый шутер, где возможности и тактика оппонентов отличаются настолько сильно. Траву на этом поле уже пощипали обе Aliens vs Predator. Заслуга Valve в том, что она объединила соревновательный мультиплеер и одиночную игру. С позиции выживших, Versus — тот же самый «сингл» с резко поумневшими врагами. Выбрав зараженных, вы наконец-то окажетесь по ту сторону баррикад. Каждый «сеанс» воспринимается как приключение, а не способ набрать побольше очков и блеснуть мастерством.
Накал страстей в Versus не уступает суетливой Call of Duty 4. Любая стычка — зрелищный голливудский блокбастер, бесконечный кладезь рассказов о храбрости, чувстве локтя, предательстве и дьявольской хитрости. Несмотря на безумный темп, именно тут ощущаешь атмосферу «zombie movie». Промедление грозит отряду разгромом: запас медикаментов ограничен, убитого «босса» через полминуты заменяет новый. В этом режиме нет «волшебных чуланов». Погибшие не оживают до конца этапа, что заставляет по-настоящему ценить свою жизнь.
Жаль, простора для экспериментов маловато — доступна только половина кампаний. Авторам пришлось изменить уровни ради баланса, кое-что они не смогли доработать, а на прочие локации не хватило времени. Но скромное число карт — не единственная проблема, тем более что аддоны явно не за горами. Куда досаднее, что здесь не предусмотрены наказания для тех, кто боится проигрывать и хлопает дверью в разгар битвы, передавая персонажей на попечение ИИ. Автоматический поиск соперников тоже печалит. Сведений о пинге нет, сервер заполняется долго, иногда по 10-15 минут. Верный рецепт против подобных бед — позвать семерых надежных товарищей. L4D стоит того, чтобы вытерпеть эти занозы.
* * *
…мертвяки недовольно рычали вслед уезжающему броневику. На сей раз они остались без обеда, но их час еще пробьет — не сегодня, так в миллионах грядущих матчей.
P.S. При подготовке материала пострадал один Зомбик.