Трилогия Final Fantasy XIII чем-то напоминает письмо Дяди Федора родителям. Square Enix стартовала со складной первой части, но уже в XIII-2 неизвестный японский Матроскин начал баловаться со сценарием. К Lightning Returns, похоже, приложил руку и Шарик. Со здоровьем у игры не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается.
Беги, Лайтнинг, беги
Lightning Returns начинается через 500 лет после финала XIII-2. Предыдущая часть увлеклась временными парадоксами и запутала даже преданных фанатов — в итоге разработчики решили отвлечься от событий минувших лет. Это хорошо — в сюжете Lightning Returns разберется даже тот, кто не играл в XIII и XIII-2. Бог Бунивелзе будит Лайтнинг — главное лицо трилогии — от сна длиной в пять веков и назначает ее Спасительницей. Через 13 дней наступит конец света, и ей предстоит собрать души, которые заселят новый мир.
Без малого две недели — это не просто временные рамки сюжета, а ключевая механика Lightning Returns. Время неумолимо тикает, конец света близок, а дел невпроворот. Тут вспоминается Majora’s Mask — одна из лучших частей The Legend of Zelda. Как и в «Маске», мир новой Final Fantasy живет по расписанию: у магазинов есть часы работы, ночью жители городов уходят спать, монстры становятся сильнее с заходом солнца и так далее. Правда, Линк из The Legend of Zelda жил внутри бесконечного трехдневного цикла и каждые 72 часа возвращался назад во времени. Если ты не успевал закончить дела, ничего страшного — впереди был новый цикл. В Lightning Returns временной петли нет. Нам дают ровно 13 дней, по истечении которых миру придет конец. Игра оказывается пропитана паническим «лишь бы успеть, лишь бы успеть».
Поначалу местные жители жутко бесят: только ты собрал ингредиенты для зелья, как магазин закрылся, только ты по поручению священника проверил магические сферы, как тот ушел спать. А еще каждый день в шесть утра Лайтнинг отрывают от дел и вызывают на небеса (аргх!). В итоге многие побочные поручения остаются невыполненными — ты смотришь на часы и убегаешь в другой регион заниматься основными заданиями.
Вдобавок таймер мешает изучать открытый мир игры, которым так хвастались разработчики до релиза. Да, Square Enix наконец-то отпустила игрока на все четыре стороны, но вместо того чтобы бродить по полям и пустыням, изучать закоулки городов и просто смотреть по сторонам, ты носишься по локациям, словно Джейсон Стэтэм в «Адреналине». Квест, квест, еще квест — быстрее, еще быстрее. Лайтнинг больше смахивает не на героическую спасительницу мира, а на запыхавшегося курьера.
Молнию заело
Final Fantasy всегда любила схватить игрока за шкирку и тащить по магистрали сюжета. Кульминацией такого подхода стала первая Final Fantasy XIII, которую многие без обиняков называли коридорной. Это не так уж и страшно; в конце концов, классические JRPG всегда ставили сюжет во главу угла. Но Lightning Returns тщательно открещивается от какой бы то ни было коридорности. Напротив, здесь модный открытый мир — даже главные квесты можно выполнять в свободной последовательности. Тут-то и начинаются проблемы — сказывается отсутствие опыта в построении «песочниц».
Как только ты выходишь за рамки основных заданий, разработчики дергают рубильник и попросту отключают сюжет, подсовывая какие-то абсурдные второстепенные квесты. Портному нужны шкуры монстров! За неделю до конца света! Зачем?! А у проворных игроков главная сюжетная линия и вовсе может внезапно закончиться на шестом дне — этого времени, оказывается, достаточно для прохождения основных квестов. Что потом? Бесцельная беготня и те самые шкуры монстров. Суматоха первых дней сменяется унылой праздностью — после изнуряющих забегов ты вдруг понимаешь, что они были не нужны.
Когда сюжет уходит за кулисы, приходится искать другие развлечения, и сводятся они в основном к дракам с монстрами. Тут тоже не обошлось без странностей: Square Enix зачем-то упразднила классический японский грайнд, и Лайтнинг получает опыт только за выполнение квестов. Сражения же приносят только золото и предметы. Жаль, ведь новая боевая система значительно оживила серию.
Дистанция между игроком и героиней сократилась: шарить по меню и выбирать удары из списка больше не надо. Вместо этого мы заранее вешаем нужные атаки на кнопки геймпада и в бою запускаем одним нажатием, как в экшенах. Каждый прием, — Лайтнинг размахивает мечом, колдует и укрывается за щитом — расходует энергию. Энергия быстро заканчивается и не спешит восстанавливаться, но это не страшно, потому что можно на ходу менять костюмы — т.н. Schemata. Каждая «схема» — это набор обмундирования и приемов с отдельной шкалой энергии. Как только энергия одного костюма заканчивается, мы переключаемся на следующий — героиня может носить три наряда одновременно.
Чтобы быстро убивать монстров, нужно искать их слабые стороны — эффективные приемы оглушают противников, позволяя наносить больше урона. Эксперименты с комбинациями атак — лучшая часть Lightning Returns. Бьем врага молнией, переключаемся на другой костюм, атакуем мечом, возвращаемся к первому наряду, запускаем еще один заряд — ура, монстр оглушен, добиваем! А в следующий раз можно поискать еще более эффективную серию ударов — возможно, для этого придется купить новый меч или прикрепить к схеме другой набор заклинаний…
Lightning Returns заставляет не только думать головой, подбирая комбинации приемов, но и молниеносно реагировать на действия противников, причем с очень строгим таймингом. Неспешным стратегам здесь придется несладко — порой игра превращается в эдакий Street Fighter для мазохистов. Представьте, что у Зангиева появилось три набора приемов, которые нужно менять на ходу и быстро-быстро применять в определенной последовательности — при этом треть из них периодически становится бесполезной или вообще временно отключается. Иногда Lightning Returns становится именно такой.
***
Открытый мир, таймер, свобода выбора, схемы, быстрые битвы — интересные по отдельности, вместе эти элементы спорят друг с другом и разрывают игру на части. Lightning Returns хочет быть сразу всем и в итоге оказывается никем. Новую работу Square Enix можно рекомендовать только ярым поклонникам Final Fantasy XIII — они наконец-то узнают, чем закончилась эта длинная история. Ну, или хотя бы полюбуются на Лайтнинг в костюме кошечки.