Светлая тема

Рецензия на игру LittleBigPlanet

На протяжении долгих лет английский дизайнер Марк Хили (Mark Healey) стремился сделать что-нибудь новаторское и уникальное. Даже работа над Fable и Black & White не cмогла в полной мере реализовать творческий потенциал. Поэтому еще в 2005 году, будучи сотрудником Lionhead Studios, Хили практически в одиночку создал «кукольный» файтинг Rag Doll Kung Fu, запомнившийся удачной пародией на китайские боевики, резиновыми шапочками и поединками с обкуренными ниндзя на природе. Но шанс по-настоящему заявить о себе пришел к нему вместе с предложением от Sony взяться за новую аркаду для PS3. И Марк его не упустил.

Sackboy придет за тобой

Так появилась LittleBigPlanet — незабываемое путешествие по сказочным мирам, сотканным из детских снов и воспоминаний. Счастливые обитатели Планеты — «творцы-кураторы» — денно и нощно трудились, чтобы порадовать нас новыми локациями и существами. Но идиллию внезапно нарушил коварный план злодея Коллектора, похитившего чужие произведения (а затем и самих авторов) и вдобавок не желающего ни с кем делиться. Предотвратить глобальную катастрофу способен лишь вязаный человечек. Это симпатичное маленькое чудо, за прошедший год уже ставшее неофициальным символом PlayStation, можно не просто нарядить и разукрасить по своему вкусу. Он выражает эмоции, жестикулирует, осматривается при помощи Sixaxis. Такие, казалось бы, бесполезные мелочи на самом деле и составляют основу неотразимого очарования LBP.

«Картонные персонажи», «фанерные декорации», «марионетки»… когда в последний раз нечто подобное звучало не как горький упрек в адрес очередного шутера из Восточной Европы? Времена изменились. Ведь теперь настолько своеобразный видеоряд — одна из визитных карточек платформера LittleBigPlanet. Мастера из Media Molecule наполнили выпиленных лобзиком героев жизнью и обаянием, а собранные из папье-маше и домашнего хлама уровни превратили в дизайнерские шедевры. В отличие от всевозможных indie-проектов, неповторимый стиль в этом случае не замещает технологическую оснащенность. Анимации и освещению в LBP позавидуют многие (и не только польские!) FPS. От визуальных красот не отстает и великолепная озвучка. Поскольку большинство жителей Планеты говорят на различных диалектах тарабарского, главная заслуга тут принадлежит комику Стивену Фраю (Stephen Fry), читающему закадровый текст. Его мягкий голос и колоритный британский юмор стали настоящим украшением аркады.

Конечно, наслаждаться LBP можно и в гордом одиночестве. Но той особой атмосферы погружения в детство, которая возникает при коллективном прохождении, ничто не заменит. Так что шалить и обклеивать все вокруг стикерами всегда веселее в хорошей компании. К тому же нередко попадаются головоломки, рассчитанные именно на мультиплеер. Предложите сыграть коллегам по работе, друзьям или родственникам — не пожалеете.

Найти других пользователей в Сети не составит труда. Но здесь сразу нужно кое-что уточнить. Даже обладатель широкополосного выделенного канала рискует пасть жертвой дичайших «тормозов», о чем LBP честно предупреждает при загрузке (дипломатично держа в тайне возможные причины). Службы технической поддержки в маленькой Media Molecule пока нет, и обратиться за разъяснениями, по сути, не к кому. А посему надежнее иметь под рукой несколько джойстиков.

Вверх тормашками

Мир LittleBigPlanet живет по законам ньютоновской механики. Человечек бегает, прыгает, цепляется за элементы антуража и… все. Хотя для решения простеньких пазлов, поездок на автомобилях и полетов на воздушном шаре этого достаточно, управление при всей незатейливости иногда выглядит не слишком отзывчивым, что особенно заметно ближе к развязке. Гонки и полосы препятствий становятся более длинными и изощренными, а герой по-прежнему не шибко оперативно реагирует на команды геймпада.

Спорные впечатления оставляет и псевдотрехмерность. Уровни состоят из трех параллельных слоев. С одной стороны, это позволяет сделать их более насыщенными. Благодаря обилию интерактивных объектов и причудливых механизмов, LBP никогда не кажется однообразной и скучной — не то что Trine, к середине начинающая страдать от самоповторов. Вместе с тем, по признанию Марка Хили, довести взаимодействие между слоями до совершенства так и не удалось. Поэтому персонаж время от времени будет проскакивать мимо нужной кнопки, хватать не тот предмет и приземляться не на ту платформу.

Что режим «Story», сопоставимый по размерам с крохотной Braid, — лишь «затравка», осознаешь довольно быстро. Несмотря на неоспоримые достоинства, он — прежде всего, демонстрация колоссальных возможностей конструктора, которым разработчики и предлагают воспользоваться. Мощнейший инструментарий помогает не только комбинировать заготовленные шаблоны, но и рисовать собственных чудищ, проектировать пазлы, вечные двигатели и адские машины. Освоить редактор полностью — задача не из легких. На знакомство с основными принципами уйдет не меньше часа, а на интересный уровень — дни, если не недели. Однако на призыв «Play. Create. Share» откликнулись сотни тысяч игроков по всему миру. На сегодняшний день уже создано свыше миллиона пользовательских карт. За достойными примерами чужого творчества далеко ходить не надо (1, 2, 3). Кроме того, в PSN для загрузки доступно множество тематических content-pack'ов, посвященных God of War, Metal Gear Solid 4, Resistance 2 и другим не менее известным сериям. Правда, за отдельную плату.

* * *

Media Molecule подарили нам настоящую современную классику. LittleBigPlanet — необычайно добрая, трогательная, смешная и оригинальная аркада. В ней каждый, независимо от возраста, пола и жизненного кредо, сможет найти для себя что-нибудь родное. И дать ей что-то взамен.