- Главная/
- Игры/
- Властители земель 3/
- Рецензия
Сериалу Lords of the Realm в этом году исполнилось ровно десять лет. По меркам индустрии — срок солидный. Культовой игру, конечно, не назовешь, но влиятельной — вполне. В далеком 1994-м в Lords of the Realm, помимо менеджмента, были полноценные сражения в реальном времени. Это о чем-то говорит. Наконец, хоть речь и не о коньяке, должна чувствоваться выдержка.
Но эпоха нынче уже не та. Разладилась, заскрипела издательская машина, извергла ржавую стружку и плюнула маслом. Я, как человек, досконально изучивший первую и вторую части серии, верю только в одну причину выхода LotR 3 в таком виде: чье-то желание нажиться на имени. Даже фирменный стиль безжалостно загублен дурацким артом. Если же брать отдельные составляющие, то дело пахнет полной катастрофой.
Отсекаем лишнее
А ведь нужно было просто дополнить старую систему новыми деталями и современной графикой. Но спустя десять лет разработчики решили все переделать. В сторону — ужас! — упрощения. Как и размножающаяся почкованием Europa Universalis, серия LotR (не путать с Lord of the Rings) обзавелась недоразвитым наследником, который должен соблазнять игроков с объемом мозга, соответствующим сложности игры. Чтобы весело и вкусно…
Кульминация творческого маразма — вовсе не сама игра. Зло, как ни странно, кроется в богатой на клинические особенности почве «обучалки». Дальше уже частности. Но для начала — никто не спросит, хотите ли вы сразу приступить к изучению особенностей менеджмента, минуя основные приемы ведения боя, или нет. Извольте пройти курс молодого бойца для приобретения навыков клика мышкой! Игрока здесь вообще не считают за человека. Целая секция отведена для того, чтобы показать, как передвигаются войска (а передвигаются они классическим для RTS способом — так всегда в LotR и было). И, добравшись до самой сути, не веришь своим глазам — неужели это та самая Lords of the Realm!?
Наше спокойствие оставалось незыблемым, когда вторая часть вдруг отклонилась от курса и заиграла излишне пестрыми красками. Талантливой игре и не такое прощается. Однако LotR 3 не идет ни в какое сравнение даже с LotR 2. А ставить ее в один ряд с триумфальной первой частью вдвойне нелепо. Сейчас можно долго говорить о том, что было в этой игре десять лет назад и что есть сейчас. Если разработчики лишили игрока таких банальных радостей, как расстановка приоритетов в области фермерского хозяйства, добычи руды и производства, стоит ли вообще рассуждать на эту тему?
Каков рецепт? Возьмите любой из выкидышей EU — Crown of the North, Two Thrones или Crusader Kings — и добавьте туда битвы на трехмерном движке. Не забудьте, что графика в LotR 3 существенно хуже. Во всяком случае, глобальная карта недалеко ушла от прототипа десятилетней давности.
Щедрую на детали экономическую модель авторы свели к минимуму — можно назначать в регионы вассалов, имеющих персональные особенности. Одни — прославленные воины, зарекомендовавшие себя талантливыми полководцами; другие — добытчики звонких монет; третьи — заядлые фермеры; а до кучи — священнослужители от бога. Выбор невелик. Баланс между богатством государства и сытостью народа, как видите, теперь регулируется элементарно, а попы низведены до бесполезных картинок с мордами. Вряд ли бы удалось поступить с экономикой как-то иначе. LotR, несмотря на всю свою конъюнктурность, требовала достаточно серьезного подхода в стратегическом планировании, а потому в двух предыдущих версиях была пошаговой. Действие LotR 3 идет в реальном времени без каких-либо условностей. Думать в такой суматохе с эффективностью, которая требовалась в той же LotR 2, невозможно. Так что извольте мириться с деталями на уровне настольной игры.
По сравнению с LotR 3Shogun со своей экономической системой, достойной разве что дружеского пинка, — настоящий экономический симулятор. А если рассматривать эти игры через призму жанра, станет ясно, что выход LotR 3 спустя четыре года после триумфального шествия детища Creative Assembly (включая не менее успешный аддон) — фарс, сравнимый, наверное, только с релизами бюджетных отделений известных компаний.
Кусок гранита
Уверен, дать ответ, почему в Impressions Games пошли на такой явно дилетантский шаг, не сможет никто. Сражения в LotR, повторюсь, всегда соответствовали канонам RTS. В первой части приходилось командовать огромными «кирпичами»-армиями, в суматохе боя напоминавшими распавшийся программный код, вторая часть эволюционировала до более мелких масштабов. А LotR 3 — это марш на месте.
Поле битвы и юниты стали трехмерными. Несомненный плюс. В целом — красиво. И осады выглядят более зрелищно (в первой части они, кстати, вообще не показывались). Но сиротливая плоскость LotR 2 шла в ногу со временем — на дворе был всего лишь 1996 год. А вот красоты LotR 3 опоздали настолько, что судить о них по нынешним меркам просто бессмысленно.
Радости 3D подразумевают, помимо прочего, буйство спецэффектов. Но в игре их нет. Зрелищность, о которой шла речь выше, достигается только за счет способности движка показывать более детальную картинку. Попадание ядра катапульты в стену — по-прежнему как удар земляного камушка о гранитную стену. Внешне никак не впечатляет. И кровь рекой не течет, и трупы в земле исчезают.
На поприще количественных показателей успехи тоже отсутствуют. Набор юнитов и средства осады в большинстве своем остались без существенных изменений. Это накладывает отпечаток на стратегию штурма (битвы вне каменных стен, увы, малоинтересны и скоротечны): долбим укрепление и запускаем в образовавшийся пролом кавалерию, применив «charge». Лезть на рожон с лестницами и вгонять в пот прислугу, двигающую приставные башни, — унылое и надоедающее занятие, да и наблюдать возню на стенах невероятно скучно.
Статуя
Мертворожденный проект. Единственное доступное развлечение — следить за тем, как раздается вширь замок, и вносить поправки в лабиринты его фортификационных сооружений при помощи редактора. Пробивающийся графический блеск не в силах прикрыть наготу уродливого тельца. Увы.