Светлая тема

Рецензия на игру Madden NFL 2004

Вот и он, вот и он… Посмотрите в окно. Там ветра, дожди и уже начинающие желтеть листья? Отлично! Посмотрите на календарь. Наступила осень? Великолепно! Окиньте взглядом иконки со спортиграми на «рабочем столе». Они вам уже настолько надоели, что вы планируете заняться настоящим спортом? За-ме-ча-тель-но! Из всего этого лишь один вывод — пришло время для обновления спортивных серий от EA Sports.

Маленький пролог

В этом году нам повезло. Разработчикам не пришло в голову сделать что-то вроде азиатского турне мадридского «Реала», т.е. замучить нас всевозможными «товарищескими матчами». Помните, как было раньше? Зима на излете, а на полках магазинов появляется какой-нибудь нелепый Primera Division Stars, который от любого РC-игрока, привыкшего к клавиатуре, требовал наличия пятнадцати пальцев на каждой руке и нестандартных извилин в мозгу. Были и другие типы «товарничков» — например, прелюдии к FIFA, посвященные очередному чемпионату, то мира, то Европы. Больше всего они напоминали MX-версии мощных видеокарт. Вроде бы GeForce 4, но чего-то не хватает. Приходилось терпеливо ждать осени и не обращать внимания на прелести «предсезонки».

Что старенького?

Вообще-то, говоря о серии Madden NFL, все сложнее становится подбирать нужные слова, поскольку они уже сказаны в рецензиях на предыдущие версии. Но я таки попытаюсь разобрать все по полочкам, а потом собрать мысли воедино.

В случае с Madden NFL 2004 перед создателями стояла намного более сложная задача, чем банальное улучшение графики. У них на руках оказалась строгая директива: «Улучшить графику хоть как-нибудь». И не потому, что она плоха. Отнюдь! Просто кардинальное улучшение в визуальном отображении возможно только с революционным скачком в компьютерной технике. Так что в прошлом году в этой области оставалось всего три позиции со знаком «минус»: 1) одинаковые размеры футболистов; 2) в роликах, заполняющих паузы в игре, фигуры спортсменов иногда проходили друг сквозь друга; 3) движениям футболистов (те же ролики) не хватало натуралистичности. По традиции авторы изменили лишь один из недочетов (надо же чем-то похвастаться в следующей части). Отныне все действующие лица имеют не только разную комплекцию, но и рост. Более того, в режиме создания игрока предлагается подкорректировать такие ничтожные детали, что остается только разводить руками и ахать. Приведу маленький пример: настройка, прошу прощения, ягодиц (их размер, степень накачанности и т. д.) занимает довольно существенное место в разделе «Build» — отсеке настройки внешнего вида alter ego. Таким образом, теперь наши дуболомы будут отличаться друг от друга не только ростом, размером животов и объемом бицепсов. Это ли не образец гармонии?

А вот к оставшимся двум пунктам никто не притрагивался. Причина данного поступка указана выше.

И слов восхищения мало…

Что касается самой игры, то и здесь задача оказалась не очень сложной: как бы что не испортить. Без нововведений, конечно, не обошлось. Во всяком случае, я могу выделить два более-менее глобальных изменения и парочку помельче.

Под номером один — режим «Playmaker» (ничего общего с футболистом по фамилии Плеймейкер не имеющий). Суть этой новации состоит в том, что после запуска мяча quaterback'ом на траекторию «quaterback-wide receiver» мы берем в свои руки управление WR. Если раньше достаточно было выбрать тактику с глубокими передачами, вовремя нажать на нужного «принимающего», а затем спокойно наслаждаться полетом мяча (игрок все делал сам), то теперь управлять «принимающим» можно не только после получения им мяча, но и во время полета спортивного снаряда. Ощущения, надо сказать, поначалу весьма необычные, поскольку внятный забег требует немалых усилий (всем в раздел «Drill», тренироваться до седьмого пота!). Чаще всего получается, что, как только управление WR переходит к нам, уверенность в его действиях куда-то исчезает. Однако если толком потренироваться, раскрываются новые возможности. Не секрет, что любого WR (если не разыграна совсем уж хитрая комбинация) преследует как минимум один защитник. В предыдущих версиях, видя, что он идет на перехват, мы хватались за голову и бормотали что-нибудь нецензурное. В Madden NFL 2004 такого чувства безысходности нет — всегда можно лично взяться за дело и попытаться выиграть каждый микроэпизод матча.

Впрочем, значительное расширение функций игрока в нападении — это практически все, что было сделано в области геймплея. Во всяком случае, оборонительная сторона игры, по мнению специалистов, осталась такой же невразумительной. Управление гораздо больше зависит от выбранной схемы, нежели от ловкости рук. И пока разработчики не спешат изменять такое положение дел. Скорее всего, без реконструкции существующей концепции управления спортсменами это просто невозможно.

Вторая серьезная новация — дальнейшее развитие режима «Franchise», воплотившееся в «Own Mode». Из года в год «Franchise Mode» приближает серию Madden NFL к полноценному гибриду симулятора и менеджера. Пока симулятор, конечно, превалирует, но что будет дальше, неизвестно. На мой взгляд, наступит новый этап развития жанра. Именно за слиянием спортивных симуляторов и менеджеров (чтобы обе части были одинаково мощными) — будущее спортивного сектора игрового рынка.

В «Own Mode» в нашем распоряжении появились новые способы получения прибыли: от довольно прозаических, вроде определения цен на билеты или сосиски, до вполне глобальных. Как вам понравится, например, возможность постройки новой арены или даже переезда всей команды в другой город? Появились и некоммерческие изменения, — для спортивных симуляторов просто революционные! — такие как работа с комплектацией тренерского штаба. Как бы в приложение к этой возможности выделен целый консультативный совет (Board of Advisors), который может помочь в трудные для клуба времена. Частью этого режима является и настройка тренерского «Я», определяющая собственную манеру ведения матча (склонность к «пасующим» или «прорывным» атакам, осторожность в нападении и т. д.), что позволяет компьютеру (или тренерскому штабу) взять на себя ответственность в выборе тактической схемы на каждую конкретную атаку. В общем, обойти такую ретивость помощников можно, но сложно, поэтому необходимость в реализации данного элемента кажется несколько спорной — все-таки детали атаки я предпочитаю просчитывать сам. А вот оборонительную тактику с радостью отдал бы компьютеру.

Говорить об «Own Mode» можно еще долго, но в любом случае все преимущества или недостатки такой перестройки игры проявятся нескоро, через пару месяцев напряженного исследования.

Ну и, в заключение, пара маленьких новшеств (как обещал, хотя в действительности их гораздо больше). Первое — «Drill»-режимы появились во «Franchise Mode». С помощью своих умений перед началом сезона в тренировочном лагере можно увеличить характеристики нескольких игроков за счет выполнения «Drill»-заданий. Второе — просто волшебный подарок — «рисовалка» своих тактик. Это уже не тот «блендер» из прошлой части, где можно было из имеющихся схем соорудить что-то новое. Редактор схем в Madden NFL 2004 иначе как полетом фантазии в чистом виде и не назовешь…

Итоги

В очередной раз EA Sports, выпуская свежий Madden NFL, заставляет задуматься — что это? Тяжелый труд по сглаживанию шероховатостей? Осторожное введение новшеств по принципу «ничего бы не испортить»? Если так, то наше дело — ждать, ждать и еще раз ждать. И надеяться, что игра, которая уже сейчас почти не имеет изъянов, когда-нибудь станет идеальной.