MAG – сетевой боевик до мозга костей. У него нет одиночной кампании, скриптовых сценок и тренировочных ботов – только «мясные» побоища, и ничего более. В наши дни, когда Battlefield и Unreal Tournament кормят игроков роликами и диалогами, проект Zipper Interactive – последний из могикан. Правда, подвел его не сюжет. Просто не повезло ни с концепцией, ни с датой выхода, ни с соперниками.
Серый волк – затвором щелк
Завязка MAG – безрадостное будущее, которым нынче принято пугать в шутерах. Одни обещают глобальное похолодание, другие стращают обезумевшим «русским медведем», третьи предрекают скорый дефицит природных ресурсов. В 2025 году по версии Zipper грянет мировая война, развязанная тремя частными военными компаниями. Здесь проливают кровь не за родину, а за «черное золото» и одобрение акционеров.
Menage a trois, понятное дело, интернациональный. Западноевропейская Raven Industries ценит высокие технологии. Панамериканская Valor Company ставит дисциплину и тренировку превыше точных пистолетов и крепкой брони. Seryi Volk Executive Response, или сокращенно S.V.E.R.1, со штаб-квартирой в Грозном, объединившая Россию, Китай и еще дюжину азиатских стран, славится партизанскими операциями. У каждой стороны конфликта – свои вооружение, экипировка, интерфейс и мелодии.
Но усидеть на трех стульях нельзя. На одного пользователя положена единственная учетная запись. Выбрав фирму, вы уже не сможете переметнуться к конкурентам. Решили выяснить, чем отличается арсенал Raven от S.V.E.R., – удаляйте персонажа, заводите второй профиль в PlayStation Network или усердно «качайтесь» до 60-го уровня и «Veteran Mode».
Снайперы тоже плачут
Тут Zipper допустила первую ошибку. Сделав «предательство» ужасно невыгодным и неудобным, разработчики явно мечтали пробудить в нас чувство корпоративного патриотизма. На деле же они лишили игру гибкости, присущей прочим онлайновым шутерам. Владелец трех профилей мог бы переключиться на тот, что ему сейчас интереснее; MAG заставляет идти до конца и терпеть, как в случае с Valor, гримасы сырого баланса. Кто рискнет стереть аватара, дослужившегося до командирских лычек?
Карьерный рост в MAG – занятие небыстрое, а драгоценные очки (по одному за уровень), грамотно вложенные в навыки, гаджеты и оружие2, заметно помогают герою. Чудо-шприц, воскрешающий павших товарищей, мощные датчики движения, новые «стволы» и увеличенный запас здоровья дают ветеранам превосходство над новичками. Чего стоит коллиматор, с которым автоматчик разит дальше и точнее, чем распластавшийся в кустах снайпер! Неудивительно, что самая модная профессия 2025 года – фельдшер-штурмовик.
Впрочем, расценки «экспы» за убийство противников и выполнение целей – вполне пристойные, в жадности авторов не обвинить (для любителей заготовлены медали, ленточки и трофеи за особо выдающиеся успехи). Печалит другое – постоянные очереди. В любом из четырех режимов матч стартует, когда сервер получает нужное количество заявок. Система выбирает регион, исходя из того, какие две корпорации выйдут на поле брани, раскидывает народ по командам, дает несколько секунд на метания и отправляет в бой.
Очередь на убийство
Ожидание порой затягивается на 5-10 минут, и виной тому – скромные продажи. На выходных и в будний вечерний «прайм-тайм» суммарная аудитория едва переваливает за 4000 человек. Для игры, чье название расшифровывается как «Massive Action Game», это смерти подобно. Несмотря на регулярное появление патчей и бесплатных довесков, дальше будет хуже: Bad Company 2 активно перетягивает фанатов у MAG. В «Suppression», потасовке между сотрудниками одной корпорации (его преподносят как своеобразный «team building»), такой подход к формированию матчей не раздражает, ибо там необходимы 32 желающих. В других режимах масштабы уже иные.
«Sabotage», наиболее популярное развлечение, рассчитано на 64 бойца. Защитники мешают врагу синхронно отбить две ключевые локации. Если они провалят задачу, придется оборонять финальную зону от мужиков со взрывчаткой. «Acquisition», открытый тем, кто дорос до 8-го уровня (странное ограничение), поднимает планку до 128 участников. Нападающие должны преодолеть несколько рубежей, утыканных пулеметными гнездами, мортирами и зенитками, чтобы угнать два неповоротливых бронетранспортера. Обратный путь им преграждают не только солдаты, но также ворота и «ежи».
Коронный номер MAG, «Domination», вмещает аж 256 человек, однако не спешите хлопать в ладоши. В действительности огромная карта состоит из четырех секторов, где одновременно проходят сражения в формате «32 на 32». Работая независимо, атакующие отряды пытаются захватить по два важных объекта каждый (перед этим нейтрализовав батарею ПВО и пару опорных башен). Чем больше точек под контролем, тем быстрее заполняется полоска «Damage». Успели набрать 100% за полчаса – победа.
Мы из прошлого
В стремлении придать перестрелкам ощущение настоящей войны Zipper перенесла из Battlefield 2 институт командиров и разделила его на три ступени, доступные с 15-го уровня: squad leader, platoon leader и officer-in-charge. Помимо разных умений и «аур», усиливающих бегущих рядом подчиненных, офицеры то и дело запрашивают поддержку «сверху» (ковровую бомбардировку или удар химическим оружием). Попутно они указывают приоритетные цели, за защиту или уничтожение которых начисляется двойной опыт.
На бумаге идеи звучат хорошо. На практике — спотыкаются о человеческий фактор. Мне, наверное, патологически не везло, но за две недели «теневой войны» я всего дважды встречал людей, умело отдававших приказы и общавшихся с командой. В остальных случаях происходящее напоминало беспорядочную свалку, где публика развлекается в меру своих способностей (увы, кое-кому для счастья хватает «гранатного спама»).
Окончательно гробит впечатление движок, устаревший задолго до релиза. Тусклый, некрасивый мир, в котором невозможно снести хлипкий забор, а техника представлена исключительно БТРами, уступает первой Battlefield: Bad Company. Артиллерийская установка делает залп, но дырявая хижина чихать хотела на законы Ньютона. В 2010-м году!
Zipper не реализовала и, казалось бы, простейшую вещь – глобальную карту, отражающую текущее положение. Вместо фронтовых линий и территорий, переходящих из рук в руки, нам подсовывают скучный индикатор, колонку цифр и три статичных значка, условно отображающих районы конфликта. К тому же во всех девяти зонах (по три штуки на режим) роли сторон жестко заданы. Понятно, почему S.V.E.R. до скончания века будет стеречь бывшую советскую базу в песках Аралкума и штурмовать лаборатории Raven в Южной Америке, но как же быстро это надоедает…
Massive Action Gimmick
…Сначала пришла S.V.E.R. и выгнала Valor из леса. Потом пришла Raven и выгнала S.V.E.R. из леса. А потом явился шведский лесник и выгнал всех нафиг.
1Вопреки логике, эту аббревиатуру произносят как «С.Е.В.Е.Р». Русским, кстати, достался самый лучший саундтрек, над которым от души потрудились музыканты Apocalyptica.
2Sony не купила лицензии для «стволов», поэтому извольте стрелять из всяких AG-93, PSK MG и, извините, SASR.