Светлая тема

Рецензия на игру Mall Tycoon 2

Хождение по мукам

Бывают игры, приводящие в восторг. О них хочется рассказывать взахлеб, ими хочется громко восхищаться, придумывая самые красивые слова, делая самые красивые скриншоты и выставляя самые высокие оценки. Встречаются игры странные: вроде бы все на месте, вроде бы истинный шедевр, но не цепляет, не идет… О них интересно думать, вычленяя недостатки, хваля достоинства, составляя прогнозы; они рождают надежду, что дальше будет только лучше. Порой попадаются игры и откровенно нелепые, над которыми принято посмеиваться и ехидно шутить.

А бывает нечто, подобное Mall Tycoon 2. Эти «оборотни» прикидываются хорошими и лучезарно улыбаясь, пробираются на винчестер, рассыпаются в обещаниях, залезают в оперативную память… но затем, придав размалеванному лицу подобие серьезности, раскрывают перед нами свою серую сущность. Сотни раз обруганные, они возрождаются снова и снова все в том же полуживом состоянии, вынуждая обозревателей в очередной раз вытаскивать с чердаков памяти старые слова и складывать их в знакомые сочетания. В таких играх хорошо только одно: кнопка «Uninstall».

Застывшее время

После исчерпывающей рецензии на первую часть я не вижу смысла рассказывать о том, как функционирует «тайкун обыкновенный». С начала 2002 года строительство мега-супермаркета не изменилось ни на йоту, оставшись примитивным, утомительным, занудным и бесприбыльным занятием. Количество различных примочек, которые в идеале должны делать игру симпатичной, непомерно велико, но практически все они уродливы до слез. Для примера обратите внимание на выбор декоративных колонн — на одном из скриншотов уместился весь ассортимент. Попробуйте-ка выбрать из них самую приятную глазу, и вы поймете, насколько нелегко живется в этом мире дизайнерам интерьеров…

Экономическая модель ничуть не пополнела и совершенно не дотягивает до громкого титула «симулятора». Получая мизерную прибыль за аренду помещений, растрачивая ее без остатка на содержание армии угловатых работников, ублажая всевозможных посетителей (а они здесь делятся аж на 4 демографические категории: по возрасту, социальному положению, уровню доходов и средству передвижения — бездна вариантов!), я совершенно не ощущал себя всемогущим магнатом. Крупные суммы не вызывали волнения, бремя ответственности не отягощало плечи, а собственные творения порождали отчаянную брезгливость. Этот виртуальный детский сад оказался не приспособлен для жизни и работы — плоский, кошмарно стандартный геймплей сосредоточен лишь на внешней, строительной части процесса, тогда как функционирование самого супермаркета почти не требует нашего внимания. Глубина, делающая Restaurant Empire невероятно привлекательной, в MT2 отсутствует в принципе. Даже по широченному дереву апгрейдов приходится бегать с единственной целью: позволить себе построить что-нибудь еще.

Гуимплен

Вдобавок ко всему, бедноватый умом MT2 не вышел лицом. Восхваляемая на официальном сайте «совершенно новая графика» — это трехмерные картонные структуры, закрашенные тусклыми красками, увешанные мутными текстурами и наделенные слабым подобием жизни. Как такое непотребство можно продавать в конце 2003 года — загадка… впрочем, полное отсутствие вкуса у художника — явление, несмотря на свою парадоксальную суть, неподвластное времени.

Созерцание MT2 в динамике вскоре оборачивается настоящей пыткой, и даже ориентация на слабые компьютеры не может служить оправданием. Внешне игра проигрывает и слабенькому Atlantis Underwater Tycoon, хотя при загрузке смеет похваляться логотипом RenderWare. Зато здесь есть возможность взглянуть на магазин глазами покупателя. Действо больше всего напоминает старенький Windows-скринсейвер: то же бесцельное блуждание по лабиринту, те же резкие повороты камеры и невероятно унылые стены вокруг. Вместо потолка (при любом количестве этажей) — голубое небо, вместо лиц — розовые многоугольники, вместо удовольствия — незапланированный рвотный рефлекс.

Столь же печально и звуковое оформление. К счастью, ненавязчивые магазинные шумы не побуждают искать бумажный пакетик, но и далеко не всегда соответствуют происходящему на экране. А вот какова музыка, признаюсь, выяснить не удалось: главная тема в меню оказалась настолько слащаво-бесцветной, что я сразу ее выключил.

Руколомка

Однако самая вопиющая, самая непродуманная, самая мучительная часть игры — интерфейс. Его полированные пластмассовые бока выглядят, конечно, намного приятнее основной части картинки, и все-таки даже недолгое общение с ним вызывает лютую ненависть к дизайнерам. Этот класс игр вообще, как правило, халатно относится к организации удобств для пользователя, но выкрутасы MT2 сильно попахивают маразмом.

Пример номер один: нельзя двигать камеру мышью, если курсор у края экрана наползает на один из элементов интерфейса. Таким образом, скроллинг вправо по диагонали отменяется, ибо там размещены главные управляющие кнопки. Представьте себе такое безобразие, скажем, в Warcraft 3, оцените влияние этой «мелочи» на геймплей и ужаснитесь, ибо Mall Tycoon 2 горазд и на худшие сюрпризы. Пример номер два: сдвинуть камеру «от себя», уперев курсор в верхнюю часть экрана, тоже невозможно — просто так, без объяснения причин. Пример номер три: не предусмотрен нормальный список служащих, поэтому при желании, скажем, сократить штат уборщиков, приходится лично правым кликом отлавливать их в коридорах. Учитывая качество графики и одинаковость персонажей, проще бывает начать все заново. Пример номер четыре: в ответ на любое (обычно — случайное) нажатие клавиши ESC нас вежливо спрашивают: «Хотите сохраниться перед выходом?». Логичный вопрос, но вот беда — вариант «Отмена» в ответ не предусмотрен. Приходится отвечать «Да» — только тогда следующее диалоговое окно позволит отказаться от сохранения и вернуться к игре…

* * *

Поверьте, таких примеров можно привести не менее десятка. Каждый из них в отдельности способен убить интерес даже к более достойному проекту, а все вместе они действуют подобно изощренному орудию Инквизиции, органично дополняя убогую графику и нудный процесс. Mega Trash, часть 2, ей-богу. В мусорную корзину его.