- Главная/
- Игры/
- Mall Tycoon/
- Рецензия
Моделирование тех или иных аспектов жизнедеятельности гомосапиенсов давно вошло в привычку. С ходу даже и не вспомнишь, в какую сторону еще не успели плюнуть предприимчивые разработчики. Впрочем, что вы думаете о магнате кладбищенского компоста Undertaker Tycoon? Ну или хотя бы завалящем симуляторе наркобарона с двусмысленным названием Drug Masta? Не дождетесь. Насквозь политкорректные пузаны из ESRB враз наградят грифом "Explicit content" и отправят на полку забвения такие чудесные игры.
Tycoon vendetta
Тем временем в доску несчастный игрок вынужден мириться с существующим положением вещей, терпя бесконечные докторосимы, как две капли похожие друг на друга планировщики станций быстропитания и иже с ними, именуемых в народе "zabegalovka", да прочую зоопарковую муть. Правда, на большинство из них можно смотреть без всякой рези в глазах и мучительного чувства обиды за собственную гипотетическую ограниченность.
Но есть еще порох в ягодицах, и желание срубить легкие деньги на человеческих слабостях, жажде власти и мщения растет как мухомор. Ах, вам наступили на ногу в электричке? Нате, покажите всем, как ездить в Москву через Магадан! В ресторане насовали в салат козявок? Накормите уродов пиццей с продуктами дефекации! Еще и продавец в магазине интимных игрушек наорал? А не видать тогда всему району скидок до самого Рождества, чтобвасвсехразорвало!
В последнем случае возмездие было невозможно вплоть до момента появления на свет симулятора... супермаркета. Конечно, русскоязычного аналога слова "mall" не существует. В одну единственную лексическую единицу из четырех буковок впихнуто определение большого места или улицы, где нет ничего, кроме магазинов и питательно-увеселительных заведений.
Радостные американские граждане обожают совершать по выходным вылазки в подобные чудеса архитектуры, - расставаться с определенным количеством ЗП. У нас ближайший родственник - помесь ул. Старый Арбат с "Максидомом" и лунапарком. Хотя, наверное, не далек тот час, когда исполинские супермаркеты с полками матрешек, свободно разгуливающими медведями и дурацкими плясками под балалайку появятся и в заснеженной.
Приятное с полезным
К счастью, в основу Mall Tycoon легла не воображаемая лавка, разжиревшая на блинах и пельменях, а вполне реальный аналог, допустим, из того же Техаса. Цель, полагаю, объяснять не надо; она всегда одна и та же - наладить производство и продажу следующего из названия продукта и сказочно обогатиться.
Все начинается с пустыря посреди жилого района и некоторой суммы денег, которую необходимо тратить с умом. Поначалу от многоуровневых меню разбегаются глаза. Понять, где, что и с чего начинать, непросто. Но на то и существуют любезные виртуальные учебники, разжевывающие основы, зачастую общаясь с игроком, как с полным кретином.
Отстроить супермаркет не столько сложно, сколько мутно и долго. Там магазинчик с разномастной одеждой для всех полов и возрастов, тут едальня, здесь спортивные товары и зубные щетки вперемешку и так далее. Туалетообразные бутики вмещают не больше одной разновидности товара, магазины - две, а универсамы (самое удачное название) - аж целых четыре.
Чтобы покупателям-занудам не было скучно, неплохо бы возвести вокруг парочку фонтанов и детских площадок, утыканных игровыми автоматами и адскими машинами типа “carousel”, поставить десяток-другой скамеек и еще кучу хлама, жизненно необходимого для нормального фунциклирования обширного сооружения.
Для сохранения интереса часть вещей изначально недоступна, - нам ненавязчиво предлагают изобрести их в процессе. Проще говоря, сделать апгрейд. Если разработка камер слежения и комнаты с аттракционами или обучение новым способам рекламы и промоушена вполне укладываются в пределы разумного, то разведение (и последующая модернизация) полицейских или уборщиков больше похоже на издевательство. Хорошо хоть стоимость исследований, как, впрочем, и всего остального, невелика.
В мире Mall Tycoon процветает типичный минимализм. Отстроить универсам стоит жалкую тысячу "зеленых", воткнуть посреди большого зала елку - не больше пяти, установить автоматические двери при входе - в районе ста и т.п. Однако в той же степени незначительны и цены на товары. Во всяком случае, прибыль растет до смешного мелкими порциями. Сообщение о том, что магазин женской одежды стал героем месяца, поскольку его посетило целых три покупателя, является нормой, даже несмотря на то, что по территории снуют толпы зевак. Желание уволить всех своих сотрудников-тунеядцев растет с каждой минутой.
По следам Кандинского
Более-менее разобравшись со строительством, стоит позволить себе слегка отдохнуть и насладиться местными "красотами" - фонтаном, изрыгающим очаровательные голубые треугольнички, угловатым входом в детский магазин, насквозь квадратными каруселями и условными, плоскими как блин посетителями, отбрасывающими аккуратную круглую тень.
Что-то подобное могло увидеть свет лет этак пять-шесть назад, но никак не сегодня, когда практически любой магнатистый тикун прорисован до мелочей. В детище же Holistic Design - вечный праздник кубизма и абстракционизма. А вылезающий за границы текст, отвратительное управление и однообразнейшие звуки - специальные гости эфира.
За внешним уродством скрывается довольно бедная экономическая, рекламная и статистическая система. По большому счету, все ограничивается стандартными роликами и статьями в средствах массовой и., небольшими шоу-программами в самом магазине, праздничными перформансами, подарками, бесплатной жратвой на День Благодарения, установлением пределов для скидок, дабы сердобольные продавцы не перегибали палку, и наймом разведенных в местной лаборатории служащих.
Статистика, что вообще необычно для жанра, тоже скудна. С одной стороны, листать бесконечные графики и сводные таблицы не слишком интересно, а с другой - не есть гут, когда можно отследить лишь прибыль от конкретного торгового комплекса и общие доходы, да поглядеть, кто и с каким кошельком посещает твой убогий суперсортир.
По идее, этого должно хватить. Однако, пользуясь столь скудной информацией, порой элементарно не понимаешь, в чем проблема провала и почему приход уже который месяц составляет минус двести тридцать один с половиной доллар. Появляющиеся сообщения тихо проплывают внизу экрана, не предоставляя возможности щелкнуть по ним и попасть на место преступления. Вот и приходится гадать, из-за чего какой-то недоросль битый час бессильно крутится вокруг да около, бегая по этажам и вглядываясь в разросшиеся лабазы.
Возможно, где-то в глубине Mall Tycoon кроется жуткая стратегия и политика управления. Тем не менее, учитывая вышеперечисленное, вникать в тонкости нет никакого желания. Все сводится к банальному стартовому долгострою и дальнейшей периодической смене ориентации магазинов. «Развить» абсолютно все деликатесы можно очень быстро, забить каждый миллиметр до потолка всякой шелухой - еще быстрее. Управлять связями с внешним миром, не считая кредитов в банке, нельзя. Изменять значения рекламных плакатов - тоже. Есть ли тогда от них вообще какой-нибудь смысл - непонятно.
Show mercy
Через пару часов смотреть на покупателей в полосатых пижамах и пробегающих мимо полицейских самым невинным образом надоедает. Однообразные анимации в магазинах вызывают ужасные колики. Мальчик, крутящий бейсбольную биту в спортивном магазине, или юноша подозрительного вида, на протяжении нескольких месяцев выбирающий себе видеокассеты, никогда не бросят своего занятия. Господам из Holistic, по всей видимости, было лень прописать пару лишних строчек кода. В итоге же все старательно созданные ими сценарии пропадут впустую, поскольку желающих потратить досуг на воссоздание ближайшего к месту жительства универмага - единицы. И давайте отнесемся к этим несчастным с состраданием.