Сколько миллионов наших сограждан могут поставить себе диагноз «паранойя»? И как отличить факты от химер, порожденных воспаленным воображением? Каждый по-своему встречает надвигающийся хаос: одни слушают «Эхо Москвы» и пакуют чемоданы, другие читают опусы Беркема аль Атоми и ящиками скупают консервы. Но кое в чем все «зараженные» сходятся… Конец близок! Эх, неслучайно Fallout и S.T.A.L.K.E.R. столь популярны среди жителей «одной шестой».
Как страшно жить…
Вот и гражданин Ахметзянов точно знал, что «это жжжжжж неспроста». Когда в уездном городе N вдруг отключили электричество, водоснабжение и сотовую связь, он понял — началось! Пока обыватели чесали репу и ждали коммунальные службы, Ахмет (такое имя лучше подошло для нового времени) увлеченно мародерствовал, готовясь к трудной зиме. Причины происходящего не особо его заботили. Разобраться можно позже, главное – обеспечить сытое завтра. Да и откуда черпать информацию? Из телевизора, работающего на пальчиковых батарейках? В телевизоре все нормально. Да, Россия потеряла суверенитет, но американские миротворцы постепенно наводят порядок и следят за соблюдением демократических прав и свобод. В действительности же гнилые политиканы с потрохами продали страну Западу, и сейчас идет ее активное разграбление под предлогом помощи в борьбе с международным терроризмом. Армии нет. Милиции нет. Самого Ахмета тоже не существует, по крайней мере, официально. Есть лишь послушные марионетки в Кремле и откормленные морпехи США на ключевых объектах инфраструктуры.
Скриншоты137
Обнаружив, что история вычеркнула их из списка живых, горожане среагировали по-разному. Многие, забив машину барахлом, отчалили в неизвестность, но значительная часть предпочла остаться. Кто из-за врожденной лени и бездеятельности, кто (в том числе и Ахмет) потому, что понимал — на чужбине им ничего не светит. Город погрузился во мрак и оцепенение. Оккупантам он был не нужен, а родных правителей благодарный электорат в первый же месяц перевешал на фонарных столбах. В развернувшейся войне банд не оказалось победителя; очередной амбициозный идиот поднимался на трон только затем, чтобы получить пулю. Ахмет сразу решил, что единственный шанс – поддерживать строгий нейтралитет и жить своим умом. Людей на улицах становилось все меньше, и абстрактная идея, наконец, оформилась: вышвырнуть дураков-соседей и превратить любимую «хрущевку» в неприступную крепость. Заложенные кирпичами окна, пулеметы в бойницах, растяжки – чего не сделаешь ради безопасности.
Впрочем, в «Мародере» устрашает не атмосфера постапокалипсиса, а главный герой и его отношение к жизни. Более аморальной и пугающе реальной игры я еще не видел. В Manhunt мы отрезали головы психопатам и убийцам, в GTA отправляли на тот свет гангстеров всех мастей и национальностей, даже у детоубийцы из Fallout 2 была высокая и вполне благородная цель. Ахмет озабочен лишь выживанием и не задумываясь выпустит кишки любому, кто посягнет на драгоценный «тушняк», будь то компания отморозков с обрезами, представители «администрации» или старушка из дома напротив. Аналогии с Postal или «Санитарами подземелий» неуместны. Тамошнюю чернуху невозможно воспринимать буквально, тогда как «Мародер» абсолютно серьезен. Вчерашний работяга обчищает армейский склад и хладнокровно расправляется с прапором, который пытался помешать ему, рекомендует использовать бомжей для расчистки мин, помогает знакомому быку-рэкетиру. При этом откуда-то возникает ненависть к «хозяйкам»1, кухонный патриотизм…
Как и «7,62: Перезарядка», «Мародер» разбит на отдельные уровни (переход = сон на диване); можно сходить на базар или выполнить ерундовый побочный квест, однако повлиять на основные события и их очередность нам не дают. Вместо живого мира вышел рваный рассказ об одной судьбе, поданный в форме неплохо написанных и озвученных диалогов и аляповатых видеороликов. Запретив игрокам выбирать собственный путь, авторы не стали утруждать себя подробностями, оставив важные детали за кадром. Преемнику Jagged Alliance это простительно, а вот для линейной RPG – заметное упущение. Странная, нелогичная концовка предлагает больше вопросов, чем ответов. У аль Атоми все четко и однозначно. Апейроновцы зачем-то заставили Ахмета геройствовать и лезть на рожон.
Патроны и карманы
И это не последнее отличие от первоисточника. В книге сюжет развивается неспешно, а тут первый выстрел звучит через минуту после старта. Боевая часть перекочевала из предыдущих проектов студии – обмен любезностями происходит в реальном времени, но автоматическая пауза и секундомер привносят в RTS-бойню сладкие элементы тактики. Только разойтись негде. Уютно устроившись за углом или перед дверным проемом с винтовкой наизготовку, можно почти без риска перещелкать туповатых врагов. AI нечего противопоставить «кемперской» усидчивости. Гранаты сами по себе не слишком опасны, а на внезапное выпрыгивание и банальный «стрейф» компьютерных мозгов не хватает.
Интерфейс тоже изменился не в лучшую сторону. Привычный вид «из глаз» уступил место оптическому прицелу. Задумка хороша, но разглядеть в малюсеньком кружочке хоть что-то полезное удается не всегда. Определить, попадает ли цель на «линию огня», еще сложнее. Злодеи с ловкостью калькулятора высчитывают непростреливаемые участки, вынуждая нас крошить камни и елки. Когда канонада стихает, начинается методичный сбор трофеев. В игре с таким названием было бы логично встретить удобную систему работы с инвентарем… Опять сюрприз! Общее окно «земли» исчезло, и теперь надо вручную обирать каждый труп, примеряя чужие рюкзаки и «лифчики».
Все страдания — ради пластиковой бутылки крупы и потертого автомата. Деньги обесценились, но торговые отношения не деградировали до бартера из Fall. Универсальной валютой будущего стала «пятера» – патроны для АК-74. Богатство приятно оттягивает карманы и открывает двери супермаркетов, где «випы» закупают макароны и сгущенку, а народ попроще – сомнительные пирожки и вяленую рыбу. Нас же еда не интересует. То ли дело — оружие! Семейство «Калашниковых» (от малютки АКС-74У до тяжеленного ПКМ), необходимые на начальных этапах пистолеты, коллекция ПП (помимо вездесущих «Кедров» и «Каштанов», есть ультрамодный «Бизон» с вместительным шнековым магазином), несколько охотничьих ружей, СВД, наконец. «Тяжелая артиллерия» без внимания не осталась. Прирожденным терминаторам наверняка понравится барабанный гранатомет, хотя консервативное большинство выберет верный «подствольник» или «Муху». Своего добра навалом? Продайте лишнее и отдайте вырученные средства умельцам, которые превратят серийные образцы вооружения в настоящие произведения искусства.
Главное ноу-хау «Мародера» – станковые пулеметы. «Утес», установленный на третьем этаже нашего импровизированного форта, перекрывает весь двор, вдребезги разбивая надежды желающих поживиться. К сожалению, ничего другого мы сокрушить не можем. Движку «7,62» стукнуло уже два года, и это заметно. Угловатые модели людей, неказистые эффекты и примитивная физика соблазнят лишь законченных ретроградов. Художники и дизайнеры карт старались использовать ресурсы по максимуму. Локации, пусть и небольшие, изящны. Там и сям валяются ржавые остовы машин, на спортивной площадке пышно цветет бурьян, по коридорам школы, переоборудованной под нужды местных барыг, расхаживают мрачные мужики со «стволами», молчаливо высятся стеллажи в секретном подземном хранилище. Красиво! Но едва расслабишься, как игра вылетает или какой-нибудь умник намертво застревает внутри бетонной стены. Похоже, навязчивые программные недоработки — визитная карточка «Апейрон».
«Silence, I kill you»!
Жаль, если столь многообещающий сеттинг забросят, ведь именно в грубом, жестоком и слегка глуповатом мире «Мародера» можно реализовать давнюю мечту отечественных разработчиков: русский народный Fallout. Пока же получилась стильная, интересная, но в целом довольно короткая поделка, не лишенная технических проблем.
1«Хозяйками» в книге и игре называют американских оккупантов.