Светлая тема

Рецензия на игру Manhunt

Manhunt далека и от позёрской Dead to Rights, и от удалой GTA 3. Rockstar North шокирует нас огромной дозой насилия, но ни разу не показывает заведомо невозможные вещи вроде фабрики по переработке людей в консервы. Manhunt не кичится жестокостью. Запустив игру, вы легко примете ее за модификацию безобидной теперь GTA 3. Пребывать в этой иллюзии можно долго, пока на экране не появится главный герой, бьющий кого-то молотком по голове. Мозги в разные стороны не летят, кровь не хлещет, вы лишь слышите глухой звук удара железа о кость и видите, как оседает жертва. И уже от такой сценки душа уходит в пятки, а ведь это одна из самых безобидных экзекуций. Зрелище явно не для беременных женщин и детей.

Чернуха

Кэш — личность неординарная. Яркий характер, фрезеровщик второго разряда из соседнего подъезда, которого суд сегодня утром приговорил к высшей мере наказания. Разумеется, не просто так. Но «смертельный» укол не убивает, а только усыпляет его. Сознание возвращается к нему уже в пустой запертой комнате. На столе лежат наушники. Надев их, бывший смертник знакомится с «режиссёром», человеком, подстроившим его чудесное возрождение. Голос в наушниках клянётся, что нужно лишь провернуть парочку делишек, а там и до свободы недалеко. Но за дверью уже беснуется современный аналог телешоу «Бегущий человек», бесконечные нашёптывания «режиссёра» и десятки охотников, таких же мерзавцев, как и Кэш.

Он умеет ходить, бегать, красться, выглядывать из-за угла, переносить трупы, прислоняться к стенам, и не умеет прыгать, приседать и подтягиваться. Здешний «stealth» — это перебежки из тени в тень в надежде тихонько подобраться к противнику. Темнота дискретна, она либо есть, либо её нет, никаких градаций. Значит, Кэш либо стоит на свету, открытый всем ветрам, либо прячется в углу, неразличимый даже с пары метров. Такая примитивная концепция усугубляется нелепым поведением противников. Вы можете привлечь их внимание, стукнув кулаком по стене, пнув жестяной мусорный бак или бросив в сторону припасённый кирпич. Но сколько бы трупов вы ни сложили горкой в одном месте, новый участник шоу не проявит по этому поводу ни малейшего беспокойства, лишь отпустит едкий комментарий. Заметив Кэша, враги будут преследовать его, однако стоит вам скрыться из виду, как ребята потеряют всякий интерес к погоне. Можно подумать, что охотники сами подставляются, слишком долго смотрят в одну сторону, дают возможность красиво расправиться с собой.

Мокруха

Попавшись кому-нибудь на глаза, лучше всего быстро ретироваться, тогда охотники сделают вид, что ничего и не было. Ну, а когда отступать некуда, можно принять вызов и сразиться в рукопашную. Боевая система проста: левая кнопка мыши — быстрый и слабый удар, правая — медленный, но сильный. Если вы не жмёте на кнопки, Кэш держит блок. Эта же система применяется и при обращении с подручными предметами. Лезть в стычку следует только там, где это соответствует задумке «режиссёра» (о чем он сам шепнет на ухо Кэшу). В обычной ситуации, едва завидев что-то подозрительное, охотник зовёт товарищей, а схватку даже с двумя противниками герою не выдержать. Выжить в подворотнях Manhunt можно, нужно лишь убивать врагов одним ударом, так называемой экзекуцией (казнью).

В ней заключается самый смак игры, её смысл и идея. Подойдёт любое «одноразовое» или холодное оружие: осколок стекла, полиэтиленовый пакет, верёвка, дубинка или нож. Кэш выходит из тени и подкрадывается к беззаботному врагу. Когда он окажется достаточно близко, вокруг противника появится белый прицел, а Кэш замахнётся, приготовившись к удару. Вы зажимаете кнопку атаки и ждете. Отпустите сразу — будет экзекуция первого уровня, так сказать, без изысков. Если удерживать кнопку более двух секунд, прицел пожелтеет, — значит, можно организовать убийство с нанесением тяжких телесных повреждений. Если подождете еще пару секунд, наступит кровавая баня. Пока ваш зэк стоит за спиной врага, всегда есть шанс, что тот почувствует недоброе и обернётся, но риск, несомненно, оправдан.

Для каждого оружия предусмотрено три вида казней. Банальное убийство осколком стекла скучно и неинтересно: Кэш просто перерезает жертве горло. На втором уровне жестокости маньяк изощренно вырисовывает узоры на животе несчастного, наслаждаясь хлюпаньем терзаемых внутренностей. На третьем он, кажется (за кровью, брызжущей на камеру, трудно разглядеть), хватает охотника за горло и выкалывает ему глаза.

Со временем в дело вступает огнестрельное оружие. Вы по-прежнему можете устраивать экзекуции и кулачные бои, но Кэш настолько слаб физически, что, выйдя против вооружённого пистолетом противника, умирает от нескольких пуль. Да, разработчики приготовили некоторые уровни специально для перестрелок, но это, пожалуй, худшие моменты в игре. Кэш, как уже говорилось, неспособен приседать или прыгать, а вот противники не стесняются пользоваться укрытиями. Запас патронов всегда ограничен (очень ограничен), и выходов здесь только два: либо научиться убивать юлящих врагов с одного выстрела в голову, либо постоянно загружать «сейв», который можно сделать только в определённых местах. Пробираться сквозь такие карты сложно и неприятно не из-за собственной неуклюжести, а из-за того, что Manhunt предлагает игроку совсем другие, худшие условия: противники то и дело прячутся, тогда как Кэш вынужден идти к ним по ровной, открытой местности.

Краснуха

В начале каждого из 20 уровней все собранное оружие исчезает. Череда карт объединена глобальным сюжетом, словно эпизоды сумасшедшего телешоу: Кэш крадётся по свалке среди гопников и скинхедов, бродит по лагерю спецназа, шастает по катакомбам, сидит в психбольнице, устраивает бойню в полицейском участке… Миссии линейны и тривиальны, а решение загадок не требует подключения головного мозга. Обычно нужно найти переключатель, или добраться до нужного места, или завладеть каким-то оружием, или устроить побольше экзекуций. Другими словами, игрока дружескими пинками подталкивают к массовому побоищу. Карты более просторны, нежели в коридорной Splinter Cell: Pandora Tomorrow, но потеряться в них невозможно. По завершении уровня игра оценивает ваши успехи и открывает бонусы, среди которых есть четыре дополнительные, самые отчаянные, миссии. Правда, получить их смогут только те, кто в точности следовал ЦУ «режиссера» и не совался без надобности в драку, уничтожая противников исподтишка (сразу вспоминается Hitman 2 с принудиловкой в виде рейтинга «Silent Assassin»).

Увидев мельком Manhunt на чужом мониторе, трудно не спутать её с GTA 3. По дёрганой анимации бега видно, что она собрана если не на движке хита Rockstar, то на чем-то очень похожем. Графика выглядит старовато, но игра, подобно Silent Hill 2, пытается скрыть свои недостатки. Изображение проходит через особый фильтр, который добавляет шум и помехи, будто вы и не играете вовсе, а смотрите «reality-show» по телевизору. Во время экзекуций «нойз» становится еще жестче. Версия для PC смотрится значительно лучше, чем её младшие консольные братья, текстуры и модели выглядят неплохо, зато, архитектура, например, как была примитивной, так и осталась. Кэш словно оказывается ночью в неблагополучном квартале Vice City, без гавайской рубашки и мотоцикла.

Напоследок хочется замолвить слово о роскошном звуке. «Режиссёра» озвучивал далеко не последний актёр Голливуда Брайан Кокс, и его голос — едва ли не самое безумное, что есть в игре. Охотники выражаются на редкость разнообразно, вы вряд ли услышите, как они повторяют одни и те же реплики. Хороши и тексты, броские, грубые и жестокие. А уж озвучка экзекуций пробирает до глубины души самых чёрствых игроков…

* * *

Жестокость, кровь и насилие, разбавленные неплохим «стелсом», — вот визитная карточка Manhunt. Увы, как и в случае с Postal 2, этого оказалось мало для хорошей игры. Однообразие примитивного геймплея, консольная система сохранений, рваное повествование. Первые пять уровней вы будете очарованы, следующие пять пройдёте по инерции, а дальше продвинутся лишь законченные маньяки. Завладев вниманием игрока, Manhunt не смогла удержать его до конца.