- Главная/
- Игры/
- Marvel Trading Card Game/
- Рецензия
В 1993 году математик Ричард Гарфилд открыл новую веху в истории коллекционных карточных игр (Collectible Card Game — CCG, или ККИ), создав Magic: The Gathering. Его детище выдержало почти 10 переизданий, породив бессчетное количество клонов и подражателей. Ныне кусочки картона с картинками есть у всякого мало-мальски известного бренда в мире фэнтези и фантастики — от «Гарри Поттера» и Full Metal Alchemist до MechWarrior и Babylon 5. Их хозяева исправно отчисляют проценты с продаж в карман Wizards of the Coast, которая владеет патентом на идею обменных карточных игр.
Долой целлюлозу
В 1996-м ККИ поднялись на следующую ступень эволюции, и пионером опять стала Magic. С подачи другого гения — Сида Мейера — серия вышла в виртуальную реальность. Год спустя задумку развили авторы полностью онлайновых проектов Sanctum и Chron X, напрочь отказавшиеся от траты деревьев. Люди покупали карты из нулей и единиц. За десять лет CCG обжили Интернет и теперь чувствуют себя как дома. Magic: The Gathering Online, Yu-Gi-Oh! Online, Star Chamber, целый ворох электронных «коллекционок» от SOE (включая «довесок» в Vanguard и только-только анонсированную Legends of Norrath), российский «Берсерк»…
Корпорация Marvel взялась за освоение нового рынка лишь недавно. В 2003-м Upper Deck Entertainment представила на слете Gen Con Indy систему VS, положенную в основу Marvel TCG. Любопытно, что в том же формате UDE выпускает ККИ по мотивам визуальных новелл DC Comics и ряда мелких издательств. Комплекты совместимы друг с другом — они позволяют столкнуть «Фантастическую четверку» с бандитами Готэм-Сити или узнать, одолеет ли Бэтмен Спайдермена (кстати, хитрая задача — атака и защита у обоих равны семи, поэтому все решают специальные умения и бонусы).
Разумеется, такие баталии строго неофициальны. В MTCG конкурентам вход заказан, зато для фанатов продукции Marvel тут истинное раздолье. Помимо культовых личностей, мелькавших на киноэкране (Халк, Росомаха, Электра, Профессор Икс и прочие), здесь немало знаменитостей, ни разу не покидавших бумажных страниц. Но до выяснения отношений неплохо бы изучить правила.
Правила боя
Если вы читаете эту статью на ночь глядя, то отложите ее до утра или выпейте чашку крепкого кофе. Система VS — не из самых простых.
Каждый из полководцев вступает в бой с 50 единицами «жизни». Его оружие — карты, принадлежащие к четырем категориям: персонажи, снаряжение, сюжетные повороты и локации. Герои дерутся на «разборках», обмундирование усиливает или ухудшает их таланты. Сюжетные повороты и локации сказываются на ходе партии, вводя дополнительные условия.
Раунды в Marvel TCG «порезаны» на фазы. Сначала — «Draw»: противники берут по две верхние карты из своих колод. За ней следует «Build», разделенная на три шага (steps). Во время «Resource Step» игрок с большей инициативой (ее определяют броском кубиков перед матчем) помещает карту в особый ряд «рубашкой» вверх, увеличивая запас средств на единицу. Источником «денег» может быть любая карта, но лучше всего использовать сюжетные повороты и локации, поскольку герои и снаряжение, отправленные в ресурсную линию, утрачивают боевые качества.
Пополнив кошелек, мы переходим к «Recruit Step» — созданию армии. Вызванные персонажи и предметы опустошают казну. Сюжетные повороты и локации бесплатны, однако у них есть параметр «threshold cost». Например, «Spider Senses», у которой он равен 2, нельзя задействовать до тех пор, пока вы не обзаведетесь парой ресурсов. Другой нюанс MTCG: у игрока на поле не может быть идентичных карт. Впрочем, обитатели комиксов часто меняют облик, характер и мировоззрение (вспомним Джин Грей!), посему Upper Deck придумала «версии» для героев. Так, Росомаха существует в трех видах: «Berserker Rage», «James Howlett» и «Logan» — каждый со своими навыками.
В отличие от, скажем, Magic: The Gathering, где все «солдаты» выстраиваются в одну цепочку, у Мarvel TCG таковых две: основная и вспомогательная. «Тылы» хороши для карт с низкими значениями атаки и защиты, сюда же удобно ставить тех, кто стреляет или умеет летать — их радиус шире, чем у мастеров рукопашных схваток. Перетаскивая народ по ячейкам во время «Formation Step», помните о том, в каких командах состоят ваши подопечные. Если позади Человека-Факела оказался Ной Бакстер (оба — из «Фантастической четверки»), то он убережет коллегу от беды, взяв на себя часть повреждений, или же пойдет с ним в совместный штурм. На стратегию расстановки также влияют карты с пометкой «Лидер», наделяющие бонусами соседей, и очередность хода в боевой фазе. Не стоит забывать и про секцию для героев-невидимок, в которой прячутся действующие исподтишка подлецы.
По окончании маневров голос подают пушки. Нападающий выбирает вояку и указывает пальцем на жертву. Ее хозяин в ответ вытаскивает из руки (или ресурсного ряда) вагон и тележку сюрпризов. «Накачав» собственных подручных и всласть попортив кровь чужим, стороны сталкиваются в бою. Исход решает арифметика, сравнивающая атаку персонажа с броней его визави, и наоборот. Вражеский ATK выше или равен DEF нашего протеже? Он теряет сознание, а мы — здоровье, равное стоимости вызова карты. Если же бедняга был последней линией обороны, то весь оставшийся урон идет напрямую.
Причем, заметьте, контуженный не уползает на кладбище, как принято в иных ККИ. Он тихо лежит рубашкой вверх, дожидаясь, когда отгремит канонада и начнется «Recovery Phase». В ходе этой фазы участники вольны «откачать» одного (и только!) пострадавшего. Остальных ждет вечный нокаут — кучка «KO'd». После чего жестокий цикл повторяется вновь…
Почувствуй себя сапером
Компьютерная адаптация верна канону до мелочей. Опрятный интерфейс (пусть и наглухо замурованный в «оконном» 1024х768), полный ассортимент карт, фирменные иллюстрации… Увы, технических шероховатостей, отравляющих радость, хватает. «Туториал», кое-как излагающий азы Marvel TCG, и словом не упоминает о дебрях здешнего редактора колод. Опция «Auto-Pass», позволяющая проскакивать ненужные моменты без лишних нажатий на «пробел», установлена на уровне «Low», а значит, не исключено, что вы случайно «промотаете» шанс отреагировать на выпад соперника. И, наконец, позорный ляп: тут невозможно отменить действие. Ткнули мышью в сюжетный поворот, спохватились и желаете перечеркнуть ошибочный «клик»? Не выйдет. Несколько раз я был вынужден «вешать» полезные бонусы на неприятельских прихвостней, потому что игра требовала довершить начатое. Представьте, до чего обидно «сливать» партию в онлайне из-за неудачного щелчка!
Да и в одиночной кампании надо быть начеку — ИИ достаточно смышлен, чтобы проворачивать многоплановые комбинации, а дуэли, разбавленные комиксами, становятся все сложнее с каждой последующей главой. Когда незамысловатое «доведи до нуля» уступает место заданиям типа «вымани из укрытия и прикончи снайпера», понимаешь, что MTCG, вопреки ее, казалось бы, офисной внешности, не усидеть на рабочих винчестерах — слишком затянуты матчи с компьютером. Ну а тем, кто решил направить стопы в Интернет и потягаться с тамошними зубрами, советую держать при себе кредитку — Konami не раздает бустер-паки за красивые глаза. Зато сетевую часть для РС (без «сингла», головоломных этюдов и обучающего курса) берите с официального сайта хоть сейчас.
За погляд денег не берут
Пожалуй, дармовой мультиплеерный «клиент» — лучший способ завязать знакомство с Marvel Trading Card Game, осилить правила VS System и понять, готовы ли вы простить разработчикам их нетерпимость к чужим ошибкам.