…И вот когда вся
стая побежала на Запад,
Три маленькие, но белые мышки
сказали:
— Лично мы побежим прямо в Россию!..
Отрывок из тоста
Мы стлоили, стлоили…
Чего мы только не строили! На все пускались, лишь бы не уступить гонку «загнивающему капитализму». За примерами далеко ходить не нужно: первые советские политики… простите, мультики — суть калька с диснеевских полотен. Потом уже, по указке сверху, начали изобретать собственные методы отрисовки и оживления персонажей. Сознание «эмигрант = предатель» не позволяло перенять опыт Александра Алексеева или Владислава Старевича. И если Алексеев к русской анимации отношения не имеет (свои шедевры он создавал во Франции), то «кукловод» Старевич, творивший в дореволюционной России, был забыт совершенно незаслуженно. А ведь его короткометражки с сушеными насекомыми и породили подобную манеру съемки.
Много лет спустя возню с марионетками возобновили. Сотни фильмов наводнили экраны. Западу такое и не снилось. В 2003-м «Чебурашку» с «Варежкой» признали мировым достоянием (150 лучших лент). Казалось, программа-максимум выполнена, пора бы и 3D осваивать. Однако в последовавшем цикле «Гора самоцветов» средь различных стилей нашлось место и старой доброй постановочной технике.
Мыши кололись, плакали, но продолжали
Как ни странно, но «Мышки» продолжили славные традиции. В основу легли декорации и фигурки Натальи Фадеевой, ручной сборки. Анимацией заправляла Алла Гришко (отдельное спасибо за «Кузю» и «Вреднюгу»), сценарий писался с учетом неокрепшей психики. Веселая, незамутненная пошлостью и технологиями (древний QD-Engine и разрешение 800x600) сказка для малышей, заставляющая присвистнуть: «И почему раньше никто не додумался?» Конечно, куклы встречались и в The Dark Eye, страшилке 1995 года по Эдгару По. Резные человечки с пустыми глазницами производили крайне гнетущее впечатление. Впрочем, «интерактивной книгой» дело и ограничилось — о «кине» речь тогда не шла.
Сюжет «Мышек» полностью оправдывает возрастной ценз «от трех до семи». Семейка в составе миссис Морзел, «самой мышиной мамы на свете», ее дочурки Марты и сына-раздолбая Нельсона (кстати, обратите внимание на иностранные имена) гоняла чаи в уютном домике на опушке леса. Трапезу нарушил почтальон, подсунувший под дверь конверт. Письмо от тетушки Эммы, отважной морской крысы, взбудоражило троицу. Еще бы! В кои-то веки капитан дальнего плавания вознамерилась навестить родные пенаты. А уж она-то заслужила достойный прием. Компания немедленно принялась снаряжаться в дорогу…
В наше время адаптаций и плагиатов написанная с нуля история — большая редкость. Хоть и не шибко оригинальная, зато в красивом, литературном изложении. Наталия Дубровская, набившая руку на локализации «эдютейментов», здорово поработала над текстом. Закадровый голос Бориса Репетура комментирует обстановку, подначивая героев. Солидный багаж знаний, ненавязчиво втираемых ребенку, подкреплен изрядной долей юмора. Та же Марта тщательно заносит информацию о флоре и фауне в походный дневничок, попутно оставляя забавные пометки. «Ложные белые… Если такой гриб попадет в суп, придется выливать всю кастрюлю!» О выходках Нельсона и говорить нечего. Фаворит!
По дороге с облаками
Локации не скупятся на детали и охотно отзываются на попытки взаимодействия. Наконец-то кто-то подумал о детях, для которых податливое окружение намного важнее сюжетной подоплеки. По мановению курсора из-под листика выползают жучки, по скатерти старательно размазывается варенье и прочая снедь, а любопытные мышата радостно начинают перемывать косточки лесным жителям. Предметами из кармана можно безнаказанно кормить «задники», выслушивая ответные реплики. Словом, дают развернуться.
Разбросанные по уровням закавыки требуют от ребят немного: легкого анализа ситуации, толики внимания и капли житейской логики. Избавиться от злой гусеницы, разгрести завал из веток, навести порядок в доме… Щелкать задачи в классическом, «квестовом» стиле предстоит нечасто; бессовестных нагромождений «головоломок-обучалок» нет и в помине. Каждый экран удачно дополняет рассказ. Этакий мультимедиа-продукт, составленный из связанных кусочков. Если взрослый отлучился, в запасе всегда найдутся наводящие подсказки.
Специальная область отведена под карту. Правда, навигация тут ни при чем: вернувшись на ранее открытые участки, ребенок обнаружит милый набор мини-игр на основе исследованных территорий. Синхронное чтение, задания на зрительную память, проверка полученных ранее сведений, наконец, сборка пазла… Отличный повод задержаться в чудесном мире на лишний час.
Увы, отведенного времени явно маловато. На ознакомление с семью главами у вашего чада уйдет пара-тройка часов. Единственный весомый недостаток традиционно вызван нехваткой финансов. Потому «Мышек» порезали на короткие фрагменты и решили брать не количеством, а качеством.
Хвостиком махнула
Но не будем забывать о главной изюминке: красочных ландшафтах и пушистых зверьках. Миниатюрные пейзажи собирались буквально по иголочке. Лазать по траве в поисках боровика или весело вышагивать по лугу, бойко размахивая котомкой в такт жизнерадостным мотивам, — согласитесь, не худший вариант после зимних морозов. Конечно, на природе оно куда лучше… Так вот «Мышкам» удается сполна передать ее дыхание. Тебя тянет туда, в сказочный лес, в компанию очаровательных существ, трогательно семенящих по тропинке на крошечных лапках. Ты привязываешься к безобразнику Нельсону, к утонченной Марте и интеллигентной миссис Морзел. Это больше, чем просто мультфильм. Сила искусства, не иначе.
Не уверен, увидим ли мы уже заявленные продолжения «День рождения морской крысы» и «Пираты Северного моря», но очень хотелось бы, чтобы ветвь творчества не завяла. В конце концов, кто, как не дети, заслуживают лучшего?