Милый сердцу патч для MDK номер раз, позволяющий сохранять игру в любой момент времени, а не только между миссиями, появился в Сети слишком поздно, когда все уровни были мною исхожены вдоль и поперек, главный инопланетный злодей склеил ласты, а очаровательный финальный ролик поднадоел от многократного прокручивания. Надеюсь, вы меня понимаете?
С тех пор утекло много воды и виртуальной крови компьютерных противников. Да и вообще много чего произошло. В частности, права на разработку второй части игры получила в свои цепкие умелые ручки талантливая контора, недавно сотворившая настоящий переворот в области ролевых игр. За работу взялись авторы Baldur's Gate. Взялись очень хорошо, приспособив к делу движок, который в скором времени будет приобщен к таинству сотворения Neverwinter Nights, четко воспроизведя атмосферу первого MDK и умудрившись существенно дополнить геймплей двумя новыми персонажами, что нехарактерно для игр с порядковым номером два. Воистину талантливый подход.
Друг познается в беде
Объяснить, в чем заключается неповторимая атмосфера игры, на словах и даже на пальцах очень сложно, но я все же попытаюсь. Начало начал - черный юмор местного сюжета и уклон в популярные на Западе комиксы, откровенно бредовые по смыслу, но вызывающие приступы хохота и безудержный смех. Главный герой, которого, как вам должно быть известно, зовут Курт, работал уборщиком, вел размеренный образ жизни и вовсе даже не помышлял о героических подвигах по спасению Земли от кровожадных пришельцев. Но парню не повезло, потому что работал он не на каком-нибудь Байконуре или в Плесецке, где вероятность встречи с иными формами разума гораздо выше, чем, например, в Центральной Клинической Больнице, а у слегка повернутого на экспериментах доктора Флюка Хокинса. Доктора наук, между прочим, а не медицинского. Так что, когда непризнанный гений покинул планету на звездолете собственной сборки, намереваясь изобрести вдали от родины человечества что-нибудь грандиозное, Курт оказался его невольным спутником. Правда, на этом неприятности не закончились, а карьера уборщика пошла прахом.
Дело в том, что Земля внезапно была атакована агрессивно настроенными пришельцами. По этому поводу Курта в срочном порядке одели в пижонский костюм, снабженный снайперской винтовкой и оригинальным парашютом, и выкинули на поле брани отстаивать права человечества на мир, труд и май. Естественно, наши победили. Почему наши? Потому что Курту активно помогал шестилапый пес Макс, еще один подопытный кролик доктора Хокинса. Однако отпраздновать победу как следует и получить приз зрительских симпатий от благодарных людей доктор не успел. Какой-то новый инопланетный корабль вторгся на только-только расчищенную территорию. На разведку вновь послали неугомонного Курта...
Бывший полотер все также вооружен пулеметом, который можно временами апгрейдить, снайперской винтовкой, так сильно полюбившейся игровой общественности и предназначенной для нанесения смертельного поражения противнику, выведения из строя или, наоборот, для запуска хитроумных механизмов, и внешне сомнительным парашютом, позволяющим герою аккуратно планировать при падении или прыжке. Кроме того, по уровням разбросаны некоторые интересные бонусы, нуждающиеся в сборе и использовании по своему усмотрению. Гранаты там всякие, эликсиры невидимости, патроны для снайперской винтовки. Кстати, винтовка, крепящаяся на голову героя, - фирменный знак MDK. Десятикратное увеличение, меткое попадание в черепушку, и противник готов отправиться к верхним людям. Плюс несколько видов патронов: разрывные, навесные, отскакивающие. На их активное применение рассчитан ряд головоломок, когда лобовой путь перекрыт. Например, требуется выстрелить так, чтобы пуля несколько раз отскочила и разбила шар за углом здания, расположенного на другой стороне бездонной пропасти, куда иначе никак и не попасть.
Несмотря на малоубедительный внешний вид, парашют - вещь тоже весьма полезная. Во-первых, хорошо разбежавшись и прыгнув, выпуская парашют, можно спланировать гораздо дальше, чем при обычном прыжке, или даже зацепиться руками под конец и вытянуть грузное тело наверх. Во-вторых, в процессе полета можно стрелять, что дает гораздо больше маневров при сражении на ограниченной территории. В-третьих, в игре своя специфика уровней, которая проявляется в том числе и через потоки воздуха, управляемые вентиляторами, и позволяющие не только падать топориком вниз, но и парить в обратном направлении.
Кое-что о домашних животных
Курт не стал бы супергероем, если бы не авторский костюм от доктора Хокинса, за которого теперь тоже можно сыграть. Конечно, доктор не так здорово физически сложен, как его товарищи, и даже не в состоянии запрыгнуть повыше с подтягиванием на руках, а уж об оружии в привычном понимании этого слова речи и вовсе не идет. Зато он большой дока в научных экспериментах и способен комбинировать различные и, на первый взгляд, вполне безопасные и бесполезные предметы. Но это только на первый взгляд. Бутылочка со спиртным, обрывок ткани, - и в руках у доктора появляется смертоносный коктейль Молотова. Осталось найти зажигалку. Еще опаснее слуга науки становится с нахождением тостера, канистры с плутонием и буханки хлеба. Гранаты получаются отменные. В силу такой, можно сказать, интеллектуальной специфики второго героя миссии для него придуманы более спокойные, с массой логических загадок, элементами квеста и многочисленными прыжками. Только не подумайте часом, что MDK обзавелся занудной квестовой компонентой. В этой игре нет места занудству.
Однако, если Курт берет балансом между огневой мощью и интеллектуальными заданиями, а доктор Хокинс давит научной мыслью, то верный песик Макс, украшенный пижонской сигарой, думает редко, но стреляет на редкость метко. Еще бы, ведь в каждой из четырех свободных лап (на двух он, соответственно, ходит) Макс держит пистолет, "Узи", ружье, пулемет или даже самонаводящуюся ракетницу. Настоящий боевик, наемник высшей категории. Игра за Макса столь же неповторима, как и за двух других персонажей. Ощущение от четырех стволов, зажатых в руках, самые радужные. Чувствуешь себя непобедимым, стремительным и самым-самым. Жаль, что патроны кончаются, и оружие приходится выбрасывать. Но вокруг ведь полно новых стволов. Поэтому двери разлетаются в щепки, а не открываются как обычно, и бег по уровням сопровождается бесчисленными взрывами и разрывающимися телами. Противникам лучше не вставать на пути.
Иногда они возвращаются снова
Очередной инопланетный зверинец, возглавляемый красавцем Швенг Швингом, не то чтобы особенно плодовит на новые формы жизни, но отлично разнообразен по составу и возможностям. От примитивных видов, слабо сопротивляющихся и быстро испускающих дух, до молниеносных и жутко опасных тварей. Иногда рядовые супостаты не только плодятся из уничтожаемых при нахождении инкубаторов, но и регенерируются практически бесконечно, особенно при игре за Макса. Тут главное не растеряться, бессмысленно тратя на них патроны, а быстрее искать выход в следующую комнату. Венец противостояния - часто попадающиеся боссы уровней. Как правило, чтобы с ними справиться (Макс не в счет), нужно пошевелить мозгами, перейти в снайперский режим или понажимать кнопочки, пощелкать рычажки, попрыгать, в конце концов, так как лобовая атака редко дает ощутимый результат.
Кстати, об уровнях. Хотя они здесь кристально прямолинейные, но это их почему-то не портит. Принцип таков. Красивая комната, площадка или архитектурно интересный зал плавно переходит в коридор, обычно отсекая пройденный район навсегда. После коридора ситуация повторяется с дотошной точностью. Иногда происходит возвращение на уже встречавшиеся уровни, но с новыми заданиями или другими персонажами. Еще реже включается таймер. Да и уровней всего 8, а этого явно маловато. Хорошо, что декорации выглядят красиво, а то было бы еще и скучно.
Графически игра идеально вписалась в соотношение "количество полигонов - компьютер средней производительности". Точно в десятку. На P2-266 с ускорителем никаких тормозов, движения гладкие и завораживающие, эффекты красочные. Качество движка должно быть знакомо людям, некогда игравшим в первую часть или, скажем, в свежий хит от того же издателя - Evolva. Если вдуматься, то можно найти несколько более совершенных графически и щедрых на полигоны движков, которые великолепно смотрятся на продвинутой аппаратуре, но в любом случае MDK 2 грамотно демонстрирует свои положительные стороны, скрывая недочеты от игрока. Это, надо признать, тоже великое искусство.
Они сделали это
Подведем итоги. Если совсем коротко, то стильно и со вкусом. Игра, скажем прямо, сумасшедшая. Изумительно стремительная, со своей уникальной логикой и шармом, в меру красочная, на современном движке, с юмором во фразах и промежуточных мультфильмах, созданных на том же игровом движке. По сути дела, единственный в своем роде представитель жанра, почти как Thief. Более того, игр здесь, по большому счету, сразу три, логично друг друга дополняющих - на динамику, смекалку и золотую середину указанных элементов. Это действительно тот самый MDK, которого ждали, но за судьбу которого в чужих руках отчаянно боялись. Долой страхи. Они очень любили ту игру, и поэтому сделали свою именно так, как надо. В лучшем виде. Ура, товарищи! Кстати, где моя любимая игрушка - The World's Most Interesting Bomb? Пойду поищу.