- Главная/
- Игры/
- Medal of Honor: Allied Assault/
- Рецензия
Отстрел фашистов, - несомненно, самое популярное развлечение осенне-зимнего игрового сезона 2001/2002. Открывшись бодрой стрельбой британских коммандос, подхваченный пилотами "Ил-2" и лично Джоном Блажковичем, процесс курощения сынов Лотарингии унд Баварии достиг в лице Medal of Honor: Allied Assault своей кульминации. Дамы и господа, на фронт приехал Голливуд.
Спасти рядового сценариста
И без того скудное поле идей на тему приключений союзников в тылу врага ныне утрамбовано подошвами дизайнерских сапог до идеально гладкого состояния. Редкая турпоездка по оккупированным территориям обходится без уничтожения очередной немецкой "царь-пушки", разгрома Совершенно Секретной Подводной Лодки, подрыва нескольких Важных Военных Баз, борьбы с научно-популярными явлениями инженерной мысли фашистов ("Фау-2", реактивные самолеты, супертанки плюс, разумеется, uber soldaten) и, спасибо Спилбергу, злосчастной высадки в треклятой Нормандии. В "туристическом" жанре место сюжетной линии, мыльно-слезным "лав стори" и ярким, запоминающимся репликам героев ("Ну что, schmeckte gut, фриц поганый?!"). "Гордо пришел, молча разгромил, ушел" - вот жизненное кредо супергероев нового века.
Скриншоты128
MoH вписывается в указанные рамки просто идеально, сверкая уровнями, любой из которых вызовет повальное дежа-вю в стане фанатов PSX-оригинала Medal of Honor. Затопление U-529 непосредственно в плавучем доке, крупный ба-да-бум в зловещем форте Шмерцен, высадка в Нор... ну, вы поняли. Оно и правильно: первостепенной задачей игры является демонстрация Зрелища, а вовсе не жонглирование тонкими сюжетными материями.
Так здесь принято
И действительно, в MoH есть на что глянуть падким на яркие картинки зрителям. Ночные сражения на узких улочках алжирских городков, "битвы снайперов" посреди залитых дождем руин города на юге Франции, поиск зениток в заснеженном немецком лесу, деструктивные катания во главе экипажа танка "Королевский тигр" и брызжущий адреналином десант известно куда выглядят, чего уж греха таить, потрясающе. Отстроенные с голливудским размахом декорации уровней, роскошные костюмы действующих лиц, великолепные образцы моделей техники четко дают понять, над чем так долго корпели дизайнеры. Повсюду расцветают фонтанчики листвы, поднятой случайной пулеметной очередью, пасмурное небо прорезает гул низколетящих дуэлянтов-истребителей, а дождь и снег являются атмосферными осадками во всех смыслах этого слова. Даже взрыв банальной гранаты смотрится как нечто сверхвыдающееся. Однако самое сильное впечатление оставляет... смерть. Неприятный звук разрываемой плоти, финальный сдавленный крик, пьяная свистопляска камеры и мелькание по-настоящему ослепляющего солнца сквозь листву таинственным образом умещаются в одну-единственную секунду гибели лейтенанта OSS Пауэлла. Продемонстрируй кто-нибудь по ТВ должным образом записанный и смонтированный игровой процесс MoH под видом фрагментов исторического фильма, публика и не заподозрила бы подвоха.
С другой стороны, присмотревшись к героям и антуражам игры, начинаешь осознавать их явную неправильность. Анимация смертельно раненых фашистов заслуживает общественного порицания, - так корчится, поскользнувшись на льду, баба Нина с бидоном молока, запутавшаяся в овчинном тулупе, а не солдат вермахта. От разгрома немцев спасают лишь грамотная мимика и не единожды похваленная анимация каждого из пальцев в отдельности. Уж что-что, а корчить рожи гансы обучены просто великолепно, иной раз и убивать-то жалко. Декорации вызывают не меньшее удивление. Странно видеть сторожевые вышки без малейших признаков лестниц, заброшенные дома французских фермеров, сияющие в ночи электрическими огнями, и холеное, стерильное убранство оккупированных фашистами замков. Знать, вот он каков, пресловутый "Deutsche Ordnung"! На закуску - самый поразительный факт. В MoH нет ни одного мирного жителя, даже завалящие гражданские коровы, кошки, собаки, канарейки - и те отсутствуют! Страдающие от полигональной диеты немецкие овчарки, разумеется, не в счет. Эх, господа дизайнеры, а ведь Франция - не Украина, отсюда не угоняли десятки тысяч людей в концлагеря, не срезали пласты плодородной земли и уж тем более не страдали от голода. Да что там Франция, - даже будучи в Германии, Пауэлл так и не увидит хотя бы одного человека в гражданском.
Добрый день, м-р Блажкович
Уж не сочтите за оскорбление, но MoH напоминает Return to Castle Wolfenstein сильнее, чем можно было подумать, изучая превью и скриншоты. Разумеется, тут нет орд попсовейших зомби и затянутых в кожу эсэсовских садомазохисток, лейтенант Пауэлл не гоняет призрака Генриха I по всей Европе, а его арсенал целиком и полностью составляют образцы реального оружия тех времен. Да и расчет движком MoH таких "пустяковых" параметров, как рассеивание и дальность стрельбы, приближается если не к Rainbow Six, то к Delta Force - точно. Вот только без толку все это, ведь фашист, отказывающийся умирать после двух очередей из "шмайсера" в спину, является здесь, как и в RtCW, обыденным явлением. А вот м-р Пауэлл, угодивший под раздачу пары пулеметчиков, испустит дух значительно быстрее, - пули сотрясают камеру настолько немилосердно, что игрок в большинстве случаев просто не успевает сориентироваться. "Nazis… I hate these guys".
А вот и гадкий сюрприз! Стоит бравому лейтенанту выполнить mission objective или ненароком поднять тревогу, как повсюду обнаруживаются толпы фрицев, прибывающих прямиком из... ниоткуда. Масштабы штамповки заставляют бледнеть от зависти AvP, System Shock 2 и Project I.G.I., вместе взятых, а нас - задуматься насчет квалификации дизайнеров 2015, Inc. Ведь общеизвестно: "рисовать" врагов позволяют себе лишь граждане, страдающие тяжелой нехваткой воображения. Временами этот массовочный балаган настолько бесит, что появляется желание плюнуть на все и отправиться на поиски режиссера Спилберга, который просто обязан прятаться неподалеку - в бункере, траншее, разрушенном доме или хотя бы воронке от бомбы.
Bug у ворот
Куда ни ткни, везде обнаруживается ненавистная двуличность MoH. Вам доводилось видеть интро, сделанное в сто крат гаже, чем аналогичный внутриигровой эпизод на движке? Тогда получите и распишитесь. Смотрите быстрее, пока оно окончательно не стухло. Создавалось это чудо анимации, кстати, на стапелях Pixel Liberation Front - компании, отвечавшей за превизуализацию в тьме-тьмущей голливудских фильмов класса "ААА". Ключевым в данной фразе является слово "превизуализация" - знающие люди поймут.
Пробуем ухватиться за звук. И снова - обман! Решительно непонятно, зачем EALA (бывш. DreamWorks Interactive) вкладывала столько души в работу над саундом Allied Assault. Богатое полотно эмбиентных звуков, яркое, характерное звучание каждого из орудий, нормальная НЕМЕЦКАЯ (привет тебе, Вульфи!) речь фашистов и столь же приятная уху озвучка солдат союзника; наконец, мощный пафосно-голливудский саундтрек в исполнении Сиэтлского симфонического... звучат в жалком, позавчерашнем стерео. Ась, говорите, EAX? A3D? Извините, в 2015, Inc. про такое покамест не слыхивали. Никто не рискнет просветить товарищей?
За прочие части тела игру и щупать-то страшно, но совесть настойчиво требует. AI - вот, казалось бы, достойный пример для черной зависти и подражания со стороны коллег: солдатики умело используют рельеф местности, более чем адекватно реагируют на брошенную гранату, ведут стрельбу не показывая головы (!) из-за укрытия и запросто бьют прикладом по морде в ближнем бою. Мне жаль вас расстраивать в очередной раз, но то лишь... блестяще прописанные скрипты, на голову превосходящие своих прадедушек из Half-Life. Эй, вы же не думали, будто тамошние десантники умели самостоятельно прятаться за ящиками?
Первая же внештатная ситуация демонстрирует реальное положение дел. Тут выясняется, что бойцы-союзники не стесняются стрелять нам в спину, бессовестным образом забрасывают гранатами пустые комнаты, сломя голову несутся под пули вражеских снайперов и кучкуются по трое в узких коридорах. Лоботомированные немецкие патрули обнаруживают Пауэлла, только когда тот наступит на соответствующий триггер. Офицер вермахта может битых полчаса разглядывать бездыханный труп коллеги, не решаясь поднять тревогу. Вид готовой разорваться гранаты повергает особо впечатлительных фрицев в благоговейный ступор, несовместимый с жизнью. "Зачем программировать? - вероятно, размышляли в 2015, Inc. - Фашистов много, а не хватит, - еще нарисуем. Мясо - оно и в Африке мясо". А также во Франции, Германии и еще целом ряде европейских стран, добавим мы.
Кровопускания, между тем, отсутствуют. Невероятно политкорректный рейтинг "teen", не единожды пропускавший прямые упоминания любых сексуальных тем (см. The Sims: Hot Date) и мясистые побоища StarCraft, вынудил ЕА удалить не только расчлененку, но вообще любое упоминание о красной жидкости. Используйте соответствующий неофициальный патч, граждане! Увы, о повторении "Райана" приказано забыть в любом случае - использование particle system для разбрызгивания крови не предусмотрено исходным кодом игры.
Medal of Honor. Избранное
Воспринимать MoH как единое целое невозможно. В голове всплывают отдельные фрагменты и без того не связанных друг с другом эпизодов. Нервные поиски снайперов под проливным дождем на улицах французского городка. Нормандия, перебежки от "ежа" к "ежу" между песочными дорожками от пуль и смерть-смерть-смерть-смерть вокруг. Скотина напарник, стоя рядом со мной, швырнул гранату себе под ноги; он выжил, я - нет. Полет тела, подброшенного в воздух минометным залпом на добрый десяток метров, завораживает. Река, напоминающая окрашенную в синий цвет ВПП аэродрома. Гаденышей-пулеметчиков в белых маскхалатах почти не видно в зимнем лесу. Безумно весело расстреливать самолеты из установленного на джипе пулемета калибра .30 и разносить танковыми залпами вечно пустые фермерские домики. Гуляя по базе Трондхайм в немецкой форме, напоролся на эсэсовского офицера, показал не тот паспорт и умер без суда и следствия.
It's a love-hate thing. Такой она нам и запомнится.
P.S. Всенепременно загляните сюда: Medal of Honor\main\sound\music\*.mp3. Наслаждайтесь.
Рецензии пользователейна Medal of Honor: Allied Assault1
Так как я обладатель ПК (аля ПК-боярин, вернее ноутбук-боярин), то и знакомство с серией пришлось начать только с этой игры, пропуская несколько шутеров перед ней, так как они выходили для приставок.
«Medal of Honor: Allied Assault» — игра, которая в свое время, думается мне, задала свой узнаваемый стандарт для военных шутеров, погружая в атмосферу Второй мировой войны с неплохой детализацией. Графика для своего времени выглядела неплохо. Я играл относительно недавно, поэтому со всем пониманием в начале 2020-х отнесся к графике игры 2002 года. Локации в игре варьируются от городских улиц и заснеженных лесов до секретных военных баз, каждый уровень выглядит аутентично, что придает игре правдоподобность.
Каждая миссия в игре предлагает уникальные задания и сложные ситуации. Игра отходит от простых перестрелок, добавляя элементы стелса и саботажа, что делает прохождение более разнообразным. Разнообразие целей и геймплейных ситуаций держит в напряжении до самого конца.
Игра привлекает внимание полноценным сюжетом. Кампания выглядит достойно, хочется наблюдать за развитием истории. От начала и до конца. Особенно в контексте реально существовавших событий, в которые вплетены те или иные миссии игры.
«Medal of Honor: Allied Assault» запомнилась. Вряд ли сыграю в нее еще раз. Не сказал бы, что она сильно понравилась, но это действительно важный проект своей эпохи, с которым следует ознакомиться. Проект показывает, как правильно делать игры на тему Второй мировой войны, и по-прежнему вызывает восхищение за реализм, насыщенный геймплей и увлекательные миссии, которые даже спустя годы после релиза остаются классикой.
7 из 10