- Главная/
- Игры/
- Mega Man X8/
- Рецензия
Торирович… Так могли бы звать моего соседа-сантехника. Или отпрыска древнего дворянского рода, президента какой-нибудь балканской республики. Или еще, наверное, миллион жителей Восточной Европы. Но славянской фамилией неожиданно обзавелся… босс в уже восьмой по счету части Mega Man X.
Кто в Capcom придумал это чудо (кстати, оно смахивает на помесь крота с моржом) — неизвестно. Полагаю, тому сотруднику стоит дать премию за смелость, ибо на фоне царящего вокруг консерватизма он выглядит почти бунтарем.
Small-time heroes
Да, в смежных офисах тоже совершались подвиги, но после того, как за эксперименты с изометрией и элементарными головоломками предыдущая серия угодила под железный сапог критиков, новации стали микроскопическими.
К художникам наконец-то вернулось чувство стиля, и попсовый cel-shading преследует нас только в пререндеренных роликах. Отправляющуюся на уровни десантную бригаду сократили с трех человек до двух, зато выдали несколько девочек-помощниц: одна извещает о валяющихся поблизости секретах и бонусах, вторая подсказывает слабые места боссов, а третья умеет понемножку и то, и другое. На десерт приготовлен хитрый маневр под названием double attack — расстреляв/изрубив в капусту десяток мелких врагов, герои могут прожарить более крупных особей парным суперударом. Точная технология его применения до сих пор остается тайной за семью печатями: нужно стоять чуть ли не вплотную к жертве, да и тогда фокус срабатывает через три раза на четвертый.
И все, точка. Полезные вещи (портативные аптечки и дополнительные магазины к оружию) теперь можно не искать по труднодоступным углам, а просто купить на базе за некоторое количество «минералов», — вот единственное изменение в геймплее с 1993 года, когда Х впервые почтил своим присутствием могучую платформу SNES.
Blast from the past
Но не надо говорить, что мы не заботимся о наших читателях. Для тех из них, кто в те далекие времена ходил пешком под стол, если вообще ходил, — краткий ликбез.
Mega Man — платформер. Не 3D и даже не 2.5D, а абсолютно двумерный, из той же категории, что и Super Mario Bros. с Donkey Kong. Разве что персонажи умеют карабкаться вверх по отвесным стенам. Mega Man всегда начинается с вступления. Там игрокам дают освоиться с управлением, попробовать новые задумки (см. двумя абзацами выше), убить большого, но очень-очень хилого босса и познакомиться с очередным подручным главного злодея. Затем действие переносится на базу, где хорошие парни решают, кому бы из плохих парней сделать гадость. Разработчики сконструировали восьмерых представителей роботизированной флоры и фауны, которых, предположительно, можно дубасить в любом порядке. Под конец на сцене появляется сам Великий и Ужасный вместе с упомянутым «приятелем».
Разумеется, есть и в меру бредовый сюжет про реплоидов, сумасшедших мэвериков и прочих игрушечных терминаторов. Тем, кого интересуют вменяемые истории, рекомендуем приобрести GameBoy Advance и Mega Man Zero, а подробности сюжетных переплетений уточнить в рецензии на Mega Man X5.
Назад в будущее
Активная пропаганда ретро, впрочем, не мешает происходящему на экране быть полностью трехмерным и по мало-мальски значительному поводу блестеть спецэффектом. Что удивительно, на модели не пожалели треугольников, анимация радует глаз плавностью, а Плазменные Шары™ и другие цветные вспышки мелькают в умеренных дозах и исключительно по делу. Впечатление смазывают только зубастые «лесенки» (и никакой FSAA им не помогает).
К сожалению, у дизайнеров уровней такой свободы не было. Творческий гений, сотворивший Killer7, вырывается из тесной 16-битной клетки лишь пару раз, чтобы показать этапы, где направление силы тяжести меняется нажатием на кнопку, а схема прохождения напрямую зависит от скорости и ловкости, проявленных на каждом участке. Остальные уровни в лучшем случае просто собраны по стандартным аркадным рецептам, а в худшем (Gigavolt Man-o-War — ветераны, помните?) — вызывают желание послать в офис японской компании что-нибудь взрывчатое.
* * *
Создатели Mega Man X8 напоминают Фрая из Futurama, тысячу лет пролежавшего в глубокой заморозке. Правда, их никто не поливал жидким азотом, они сами упорно игнорировали календарь и переводили назад стрелки часов. А тем временем их проект из свежей и занятной аркады превратился в унылого динозавра, которому давно пора на покой. Если МегаМэн к нам еще вернется, одной подтяжкой лица ему уже не обойтись.